Татьяна Катышева
Конспект логопедического занятия «Откуда к нам мебель пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной к школе логопедической группе
на тему «Мебель. Пересказ рассказа «Откуда к нам мебель пришла»
Цель:
— учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Откуда к нам мебель пришла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мебель. Все о мебели для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель» (мебель, шкаф, диван, кровать, кресло, стол, стул, комод, стенка, полка, тахта, табурет, пуф, качалка, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник; сидеть, лежать, хранить, убирать, вешать, протирать; деревянный, кожаный, мягкий). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать у детей навык самоконтроля за речью.
Оборудование: картинки мебель, предметные картинки для рассказа (деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели).
Предварительная работа: чтение отрывка из стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках). Игры: «Кто чем занимается?» ( профессии: плотник, столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб); «Мастер» (образование прилагательных от существительных); составление описательных рассказов с использованием схемы описания.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Мы живем в квартирах. Каждый из вас сейчас скажет, в какой квартире он живет. (Я живу в трехкомнатной квартире).
2. Введение в тему.
Назовите лишний предмет: (на доске выставляются картинки лишних предметов).
Слива – груша - яблоко - шкаф;
Воробей – ворона - стол - голубь;
Свитер – пальто - кровать - рубашка;
баклажан - кабачок - помидор - полка;
трамвай – автобус - самолет - тумбочка;
тополь – береза - стул - дуб;
кукла – неваляшка - кресло - мячик;
тарелка - диван – чайник - чашка.
- Вспомните, какие слова вы называли? Как, одним словом назвать все эти предметы?
3. Повторение пройденного
Мы с вами живем в квартирах. Какие комнаты есть в квартире? (Прихожая, гостиная, спальня, кухня, детская.)
— Какая мебель стоит у вас в гостиной? (Стенка, гарнитур, стол, стулья, диван (тахта, софа, журнальный столик, кресла, тумбочка, сервант, шкаф, книжные полки.)
(Аналогично дети называют мебель, которая стоит в спальне: спальный гарнитур, кровать, пуфик, шкаф для одежды, тумбочка, трюмо, трельяж. Кухонная мебель — кухонный гарнитур, навесные шкафы, обеденный стол, табуретка, стулья.)
— Мебель — это предметы, изготовленные в основном из дерева или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерматином, тканью.
Части мебели.
Логопед выставляет картинки : шкаф, стол, стул, кровать, кресло.
Уточняются составные части данной мебели. Стол (крышка (столешница, ножки, стул (ножки, сиденье, спинка, шкаф (стенки, дверцы, дно, ножки, ящики, полки, кровать (ножки, спинки, матрас, диван (спинка, сиденье, ножки, подлокотники, кресло, сервант, табуретка, тумбочка.
4. Физкультминутки с мячом.
«Скажи наоборот»
Старая — новая,
тяжелая — легкая,
старинная — современная, модная,
большая — маленькая,
взрослая — детская,
мягкая — жесткая,
грязная — чистая,
высокая – низкая,
широкая – узкая,
тонкая – толстая,
длинная - короткая.
Образование прилагательных от существительных.
Кровать из дерева —. .
Стол из стекла —. .
Стул из пластмассы —. .
Кресло из велюра —. .
Шкаф из дуба – дубовый,
Табуретка из березы – березовая,
Полка для кухни – кухонная,
Мебель для спальни – спальная,
Мебель для кукол —. и т. д.
5. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. ]
Раз, два, три, четыре, Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире. стучат кулачками.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики,
А в буфет поставим чашку. начиная с больших, на обеих руках
Чтобы ноги отдохнули, на каждое название мебели.
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире. стучат кулачками.
Н. Нищева
6. «Доскажи слово».
- Догадайтесь и скажите, о какой мебели говорится в стихотворении.
Если ты захочешь спать, Простоял он много лет -
В спальне ждет тебя. (кровать). Старый бабушкин. (буфет).
Чтобы ноги отдохнули, Не страшны морозы, если
Посиди-ка ты на. (стуле). Ты сидишь в уютном. (кресле).
С пирогами чай попьем У чистюли Любочки
За обеденным. (столом). Всегда порядок в. (тумбочке).
Вам сидеть не тесно, детки, Свитер, кофту, теплый шарф
Вчетвером на. (табуретке)'? Аккуратно сложим в. (шкаф).
Как приятно нашей Тане Смастерил вчера Николка
Поваляться на. (диване). Для своих игрушек. (полку).
7. Объявление темы.
Стук в дверь. Вносят конверт. Логопед достает из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?» Выслушав ответы детей, логопед читает обратный адрес. Оказывается, что письмо прислал Незнайка. Он просит детей составить рассказ по картинкам о том, как все происходило, записать и выслать его.
Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к нам пришла мебель».
8. Беседа по картинкам.
— Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)
— Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)
— Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)
— Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера-краснодеревщики.)
— Чем занимается каждый из них?
— Что нужно сделать для того, чтобы доски превратились в мебель? (Нарисовать чертеж, выпилить части мебели, покрыть краской и лаком, просушить, упаковать.)
— Куда отправляют готовую мебель?
— Как мебель приходит к нам в дом?
— Что нужно делать для того, чтобы в лесу деревьев не становилось меньше?
9. Составление рассказа.
Вырос в лесу большой, крепкий, могучий дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая, прочная мебель. Они спилили его и отправили на лесопилку. На лесопилке плотники распилили дерево на ровные доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера-краснодеревщики. Они выпилили и собрали части мебели, покрыли их краской и лаком, упаковали и отправили в мебельный магазин. Покупателям захотелось приобрести новую мебель. В магазине мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.
Составленный детьми рассказ логопед записывает. В конце занятия логопед и дети вкладывают письмо в конверт.
10. Рассказы детей.
11. Итог занятия.
— Где изготавливают мебель?
— Люди, каких профессий трудятся над изготовлением мебели?
— Как защитить лес от уничтожения?