Кристина Константиновна Пастбина
Конспект логопедического занятия для средней группы с ТНР на тему недели «Мебель и гласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ТНР
ТЕМА НЕДЕЛИ «МЕБЕЛЬ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов, форм имен существительных в родительном падеже со значением отсутствия).
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
Публикация «Конспект логопедического занятия для средней группы с ТНР на тему недели „Мебель и гласные звуки“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мебель. Все о мебели для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Активизация речевой деятельности детей. Развитие физиологического дыхания, диалогической речи, навыков фонематического анализа и синтеза, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ :
Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Предметные картинки с изображениями мебели с недостающими деталями, маленькие мячики по числу детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Много мебели в квартире», индивидуальная работа логопеда над упражнением № 3 дыхательной гимнастики.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ :
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Загадывание и отгадывание загадок о мебели.
2. ИГРА «Строим домик для кукол»
3. РАБОТА В ТЕТРАДИ
4. УПРАЖНЕНИЕ «Волшебные звуки»
5. ИГРА «Будь внимателен»
6. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
7. ИГРА «Назови ласково»
8. ИГРА «Один-Много»
9. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Много мебели в квартире»
10. ИГРА со звуками
11. РАБОТА В ТЕТРАДИ НА ЗВУК «О»
12. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
/
1. Организационный момент. [Развитие речевого слуха, памяти, диалогической речи. ]
Так далее организуется диалог с каждым ребенком.
Загадывание и отгадывание загадок о мебели.
Логопед : Ребята послушайте, о чем будет наше занятие. Отгадайте загадки!
Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку всё лежит.
(Шкаф)
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, —
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
(Диван)
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз.
(Стул)
Тарелки, вилки, ложки,
Положат на него.
Котлеты и картошка,
Полно на нем всего.
(Стол)
Словно праздничный товар,
Ты на ней расставишь обувь:
И кроссовки, и сапожки,
Сандалеты, босоножки,
Чтобы не пылились
И легко носились.
(Обувной ящик)
Днем спит на ней покрывало и подушка,
А по ночам там спит – Андрюшка.
(Кровать)
Молодцы кто отгадал. Так о чем наша тема занятия? Дети: О мебели.
2. Игра «Строим Домик для кукол»
Логопед. А теперь давайте попробуем собрать мебель для наших маленьких кукол из деревянного конструктора. Сначала мы будем делать столик. Вы помните, сколько ножек у стола?
Дети. Четыре.
Логопед. Правильно, у стола четыре ножки. Возьмите каждый по четыре одинаковых желтых брусочка. Теперь поставьте брусочки на поддон, на красные точки, которые я нарисовала. Наконец, возьмите красную квадратную дощечку и положите ее на брусочки. Что у вас получилось?
Дети. Столик.
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Теперь давайте попробуем сделать кроватку.
Аналогично логопед организует конструкторскую деятельность детей по сооружению кроватки и стульчика.
Логопед. Вот какие мастера, сколько мебели сделали! У каждого из вас получилась настоящая кукольная комната. Давайте поселим в каждую комнату маленькую куклу.
3. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи. ]
Логопед приглашает детей за стол, где уже приготовлены тетради.
Логопед. Садитесь правильно и посмотрите в тетради. На них изображена мебель. Что не хватает у мебели? Ножки. Спинки. Логопед : Давайте дорисуем что не хватает. Посмотрите, мишка спит в кровати, нам нужно нарисовать узор на одеяле. Когда дети выполнили задания, те получают наклейки.
4. Упражнение «Волшебные звуки». [Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
огопед убирает тетради и карандаши, достает красные фишки.
Логопед. Вчера я рассказала вам, что люди называют гласными те звуки, которые можно петь. Какими кружками мы договорились обозначать эти звуки?
Дети. Красными.
Логопед. Я приготовила красные кружки и сейчас буду петь гласные звуки. Уа! Какой звук я спела сначала?
Дети. У.
Логопед. Правильно. А потом?
Дети. А.
Логопед. Верно. Какими кружками мы обозначим их?
Дети. Красными.
Логопед. Сколько кружков поставим на мольберт?
Дети. Два. Логопед. Почему?
Дети. Вы спели два звука.
Логопед. Давайте споем их вместе. Уа!
5. ИГРА «Будь внимателен!»
Развитие связной речи и обогащение словаря
Логопед берет мяч и начинает играть с детьми. Объясняя правила игры.
Логопед предлагает детям построиться в шеренгу, чтобы поиграть еще в одну игру.
Логопед. Сейчас я буду перечислять названия мебели, а вы будете внимательно слушать. Как только я сделаю ошибку и назову не мебель, а другой предмет, вы должны будете присесть. Слушайте внимательно: стол, стул, юла, кровать, лопата, диван, кресло, грузовик, мяч, табурет. Молодцы! Не сделали ошибок!
6. «Общая артикуляционная гимнастика»
Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает правильно сесть и выполнить несколько упражнений из общей артикуляционной гимнастики. Каждое упражнение выполняется 3—4 раза. Логопед следит за тем, чтобы дети вовремя сглатывали слюну и отдыхали после выполнения каждого упражнения. В качестве зрительной опоры можно использовать игрушки.
7. ИГРА «Назови ласково»
Логопед : Мы с вами поиграем в игру назови ласково мебель. Готовы?Начинаем.
стол – столик, стул – стульчик, полка – полочка, шкаф – шкафчик, кровать – кроватка, кресло – креслице, диван – диванчик, комод – комодик, тумба – тумбочка.
столы – столики, стулья – стульчики, полки – полочки, шкафы – шкафчики, кровати – кроватки, диваны – диванчики, комоды – комодики, тумбы – тумбочки.
8. ИГРА «Один-много»
Развитие связной речи и обогащение словаря
Логопед : Сейчас поиграем в игру «Один-Много»
Стол – столы (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка) Дети отвечают. Логопед : Молодцы кто справился!
9. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Мебель»
Логопед : Мы немножечко устали. И сейчас мы отдохнем. Пальчиковая игра
Раз, два, три, четыре,
Ритмично сжимают и разжимают пальцы.
Много мебели в квартире
В шкаф повесим мы рубашку,
Загибают пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок.
Много мебели в квартире!
Молодцы!
10. ИГРЫ СО ЗВУКАМИ «А». «У». «О»
Дети мы продолжим знакомиться со звуком [о], а также повторим уже изученные буквы и звуки. А и У!
Когда в жизни можно услышать звук А? В каких ситуациях люди произносят его? (Тогда, когда качаем куклу, показываем горло врачу, поём песню.) Когда врач осматривает горло? Как девочка укачивает куклу? Когда кто-то плохо слышит и переспрашивает внучку?
Как работают губы при А? (Рот широко открыт.)
Что напоминает звук У? (Вой волка, завывание ветра, гудок поезда.)
Как работают губы при У? (Вытягиваются трубочкой.)
Как произносится звук О? (Губы вытягиваются в овал)
Когда мы можем услышать этот звук (Когда удивляемся, радуемся, огорчаемся.)
А сейчас, ребята встаньте и повторяйте за мной:
Предлагаю выполнить упражнения, сопровождая движения речью:
У-у-у (три хлопка, губы хоботком тяну. (Вытянуть губы трубочкой, руки вытянуть вперёд.)
А-а-а (три хлопка, рот откроет детвора. (Руки поднять вверх и развести в стороны, рот открыть.)
О-о-о (три хлопка, всем нам очень хорошо (Круговые движения руками в стороны, рот широко открыть.)
Логопед : Итак, чем же отличаются звуки? (При произнесении губы работают по-разному, принимают разную форму).
Чем звуки А, У, О похожи? (Их можно петь, тянуть, они гласные.)
Угадывание гласных звуков по артикуляции. Звуки [о], [а],[ у]. (показ артикуляции звуков логопедом и детьми) Следующая игра «Отгадай звук». Я буду говорить слова, но гласные буду пропускать. Вместо них я буду показывать губами их артикуляцию, без звука. Когда говорю «А» - рот широко открыт, «О»- губы круглые, «У» - вытянуты трубочкой. Слова: кот, окунь, осел, обруч, осень, аист, мак, бок, сад, дуб, луна.
11. РАБОТА В ТЕТРАДИ НА ЗВУК «А» И «У» Логопед :
Дети выполняют задания логопеда и учатся прописывать звук и букву о. Кто справился получает наклейку.
12. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ. ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
Логопед : Дети. Вы все большие молодцы, отлично справились! Скажите,чем мы сегодня с вами занимались, какую тему изучали, в какие игры играли. Дети отвечают на вопросы.