Ксения Пителина
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Дифференциация гласных звуков от согласных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей анализировать гласные звуки от согласных. Дать понятие основных характеристик звуков по степени участия голоса, преград, по длительности и краткости произношения. Учить производить звуковой анализ слова. Развивать слуховое внимание, фонематический звук.
Оборудование: мяч, тетрадь в линейку, цветные карандаши, карточки с некоторыми гласными и согласными буквами.
1. Вводная беседа.
- Для чего человеку нужны уши? (Чтобы слушать)
Публикация «Конспект логопедического занятия для подготовительной группы „Дифференциация гласных звуков от согласных“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
- А что мы можем услышать? (Как говорят люди, играет музыка, шумят деревья)
- Давайте вспомним как жужжит пчела: ж-ж-ж, как собака рычит: р-р-р, как волк воет: у-у-у.
Вспомните какие звуки мы слышим на улице? (Дождь по лужам и листве капает, листья шелестят, снег под ногами скрипит)
- Всё это звуки! Запомните, звуки мы слышим, а звуки речи можем произносить (Т. е. то, что мы говорим, наша речь – это звуки)
2. Грамматическая сказка.
Жили – были в волшебной стране Грамоте Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами : А, О, У, Ы, Э, И. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Им подпевали: Я, Е, Ю,Ё. Остальные 21 тоже были добрвми, хорошими звуками, но петь они не умели. Вот послушайте: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,Ф, Ц, Ч, Ш, Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили стоять рядышком. И назывались согласными. Когда они становятся вместе, то получаются слоги.
3. Разбор и анализ сказки.
- О каких звуках-певцах мы говорили? (А, О, У, Ы, Э, И, Я, Е, Ю, Ё)
- Можно ли спеть звук «Б»? Попробуйте. Почему не получается, что мешает при произнесении? (Губы) А попробуйте спеть звук «З». Что мешает? (Зубы, язык)
- Те звуки, которые мы поём голосом, называются гласными звуками. А те, которые не поются – согласными.
- Как ты думаешь, кому живется легче: гласным или согласным? Ну конечно гласным. Они легко и свободно вырываются наружу изо рта, не встречают преград, их можно петь. А когда произносим согласные, то губы, зубы, язык, образуют преграду и петь их невозможно.
4. Физминутка с мячиком.
- Я называю звук, тот, кому кину мячик, отвечает какой это звук гласный или согласный.
5. Звуки и их обозначение на письме. Звуковая схема.
- Как вы думаете, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим)
- С буквами мы начнем знакомиться на следующем занятии. А сейчас поучимся составлять звуковую схему слова (раньше мы составляли схему предложения, а теперь научимся звуковую схему слова составлять)
- Давайте договоримся, что каждый звук будем обозначать квадратиком. Один звук - один квадратик.
Если звук гласный, то квадратик раскрасим красным цветом. Если звук согласный, то квадратик раскрасим синим цветом.
Например, слово кот- с. к. с.
5. Закрепление. Работа в тетради.
- Потренируемся составлять звуковые схемы слов в тетради.
Слова: мак, дом, рука, кукла, рыба, сок, тыква.