Ирина Сабанова
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы комбинированной направленности «Звуки [З] и[З’]. Буква З»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия : подготовка к овладению грамотой
Тема занятия : «Звуки [З] и[З']. Буква З".
Задачи:
Образовательные:
закрепление знаний о звуках З-Зь; знакомство с буквой З;
закрепить знания детей о твердости – мягкости звуков;
совершенствовать навык выделения звуков З-Зь из состава слова;
совершенствовать навык чтения закрытых и открытых слогов.
Развивающие:
развивать фонематическое восприятие;
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы комбинированной направленности „Звуки [З] и[З’], Буква З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
развивать навык чтения закрытых и открытых слогов;
развивать мышление, тонкую моторику, умение согласовывать речь с движением;
упражнять детей в согласовании числительных с существительными;
Воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: картинки "заяц", "зебра", карточка с буквами, сигнальные карточки синего и зеленого цвета, мяч.
Ход занятия
I. Организационный этап
• Игра с мячом «Что, где, откуда?»
Логопед называет слово, ребенок должен сказать, к чему что относиться: колесо – машина, струна – гитара, шнурок – ботинок…
II. Основная часть.
1. Объявление темы.
Отгадайте загадки: Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы? (зебра)
- Верно, зебра, а какой первый звук слышим в начале слова? (звук –З)
- Правильно звук З, он мягкий или твердый? (мягкий).
- вторая загадка: Летом серый, зимой белый,
По лесу скачет, любит морковь? (заяц).
-Правильно, это заяц, звук З какой по твердости – мягкости? (твердый)
-Догадались, о каком звуке мы сегодня будем говорить?
-Правильно, сегодня мы повторим звук З, познакомимся с новой буквой З.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
- Возьмите свои волшебные зеркала и произнесите звук З тихо, громко.
Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика артикуляции звуков З, Зь:
– губы в улыбке;
– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
– кончик языка упирается в нижние зубы;
– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;
– голосовые связки работают.
Дети дают характеристику звукам З, Зь:
З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;
Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.
- Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).
Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)
Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)
Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)
3. Дидактическая игра с мячом «Поймай звук».
-Поймайте звуки «З» и «А» а вернете слог «За», аналогично - за,зу, зе, …
- Поймайте и повторите волшебное заклинание6
За – зо – зу- зы,
Зи – Зю – зо – зу…
4. Развитие умения согласовывать речь с движением. Физкультминутка.
Логопед предлагает детям отдохнуть после выполнения нескольких заданий.
Дети повторяют слова, выполняют движения в соответствии с текстом.
За-за-за – в саду бегает коза. Показывают рожки, бегут на месте.
Зу-зу-зу – в саду видели козу. Смотрят в даль по сторонам.
Зы-зы-зы – у козы усы. Изображают усы с помощью рук.
5. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …. (зарядку)
/-/-/-/-/
Порхает над полем,
Над вольным раздольем,
Встает спозаранку
Весенняя птичка …. (зарянка)
/-/-/-/-/-/
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная …. (задача)
/-/-/-/-/-/
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла….(зима)
/-/-/-/-/-/
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно!-
А дочурки …. (звезды) (Е. Серов)
6. Знакомство с буквой.
-Ребята, вспомним правило, чем отличается звук от буквы.
Звуки мы слышим и произносим,
Логопед выставляет на доску букву З, объясняет детям. Что звуки З и ЗЬ на письме обозначаются буквой З.
Стихотворение
На эту букву посмотри –
Она совсем, как цифра три!
(Дети внимательно смотрят на доску, обводят пальчиком в воздухе букву З.)
7. Работа в тетради.
Ребята в тетради обводят трафаре.
Находят букву З среди других букв и обводят ее в круг.
8. Развитие навыков чтения.
Логопед. С помощью букв что мы можем делать? (Мы можем читать, писать.) Теперь, когда мы познакомились с буквой З, мы можем прочитать слоги с этой новой буквой.
( Дети по цепочке читают слоги: АЗ, УЗ, ЗА, ЗЫ, ОЗ, ЗУ.)
III. Итоговая часть
Ответы на обобщающие вопросы по теме.
– С какими звуками продолжили знакомство? Дать характеристику звукам.
– С какой буквой познакомились?
- На что похожа буква З?