Ирина Шайдурова
Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект составила : учитель - логопед
МАДОУ «Детский сад №278» г. Перми
Шайдурова Ирина Владимировна
Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет с ОНР
Тема: Посуда
Цель: Систематизировать номинативный словарь по теме «Посуда»
Задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: 1) закрепить и систематизировать номинативный словарь (кастрюля, стакан, сахарница, тарелка, чашка, блюдце, вилка, нож, сковорода, противень, заварной чайник, расширить представления о посуде (сито, корыто, рюмка, ее назначении, деталях и частях, материалах из которых она сделана;
2) закрепить умение образовывать множественное число существительных;
3) упражнять в согласовании существительных с количественными числительными один – пять;
4) закрепить умение образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных;
5) закрепить умение согласовывать существительные с прилагательным: упражнять в подборе качественных прилагательных, в образовании относительных прилагательных;
Развивающие: 1) развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук
2) развивать слухоречевую память, зрительное внимание, логическое мышление;
3) координировать движения с речью.
Оборудование: столы, стулья, компьютер, интерактивная доска, игровая презентация, смарт игры («1-5», «Большой – маленький», «Из чего сделано», «Что получится», «Один – много», «Назови ласково», тарелка.
Демонстрационный материал: карточки – лото, картинки с изображением посуды разного вида (кастрюля, сковорода, ложка, вилка, нож, сахарница, тарелка, блюдце, стакан, банка, противень)
Ход занятия
Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность детей Примечания
Орг. момент
3-5 мин. Создание эмоционально – положительного фона
Л. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мне пришло электронное письмо. Прислала его Федора, она очень расстроена. Давайте послушаем, что же у нее случилось.
«Здравствуйте, ребята! Случилась со мной неприятность. Не следила я за своей посудой, песочком не чистила, кипяточком не обливала и на полочки не раскладывала. Посуда обиделась и сбежала. Не могу я теперь ни чаю выпить, ни супа съесть, ни варенья отведать. Ребята, дорогие мои! Помогите, пожалуйста, мне Федоре посуду найти и вернуть домой, мне одной никак не справиться! Бабушка Федора!»
Л. – Ребята, а вы поняли, что же случилось у Федоры Егоровны? Почему посуда от нее сбежала? Поможем бабушке Федоре вернуть ее посуду?
Л. – Отправляемся в путь по волшебной тропинке с заданиями.
Перед нами темный лес (хлопки в ладоши)
Полон сказок и чудес. (шлепки по ногам)
Нужно вместе здесь держаться, (стучать кулачками)
Дружно всем перекликаться. («замочек» из пальцев)
Итак, мы пришли к первому заданию.
- Здесь, надо отгадать загадки. Если отгадаем, то узнаем, какая посуда сбежала от Федоры.
У вас на столе лежат карточка и набор картинок. Отгадав загадку, кладете картинку на карточку.
В ней пожарю я котлету
И картошку без труда,
Испеку блины к обеду,
Ведь она –… (сковорода).
Воду, овощи бери,
Суп и борщ во мне вари.
Я чистюля, не грязнуля,
Я же мамина. (Кастрюля)
Пузатый, носатый
На печке сопел.
Потом вдруг нечаянно
Песню запел. (Чайник)
Чтоб есть суп – она большая.
И для каши есть такая.
Меньше чайная немножко.
Что это? Конечно (Ложка)
Салат, макароны, котлеты, картошку
Их можно, конечно, покушать и ложкой,
Но мною удобней –
у меня есть зубчики
Правда, невозможно
мною кушать супчики. (Вилка)
Культурно ли есть со стола?
Хотите, чтоб я помогла?
В завтрак, в обед или в ужин
Никто так, как я вам не нужен!
Бываю глубокой и мелкой,
Но та и другая – (Тарелка)
На столе самовар,
В чайнике душистый чай,
В руки я беру ватрушку,
Ну, а к ней большую… (Кружка)
- Замечательно, с первым заданием справились.
- Молодцы. А как, одним словом назвать все эти предметы?
- Верно, посуда. Ребята, а посуда сделана из одного материала? Открывают письмо. Слушают запись.
Отвечают на вопросы
Повторяют движения за педагогом
отгадывают загадки, выбирают картинку - отгадку, переносят в таблицу, затем сверяют
свои ответы с ключом (кастрюля, сковорода, чайник, ложка, вилка, тарелка, кружка)
Отвечают на вопросы
Посуда
Нет Презентация Слайд 2
Основной этап
10-15 мин Закрепить умение образовывать относительные прилагательные
Л. - Давайте поиграем в игру «Из чего сделана посуда»
Например: Посуда из стекла - стеклянная
Посуда из металла - ….
Посуда из фарфора - …
Посуда из глины - ….
Посуда из дерева - ….
Посуда из пластмассы - …
Л. – Правильно, посуда бывает разная. Распределите картинки, из чего изготовлена посуда. Например, стакан сделан из стекла, значит, он стеклянный.
Л. - Ребята, поглядите, кажется, мы нашли посуду Федоры
Снятие утомляемости и сонливости, восстановление физических сил
Вот большой стеклянный чайник\(надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный как начальник. (другая рука – изогнута, как носик)
вот фарфоровые чашки (приседать)
Очень хрупкие, бедняжка (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца (кружиться)
Только стукни – разобьются (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (подтянуться, руки сомкнуть над головой,
Кажется эти тарелки стоят здесь очень давно, они покрыты пылью. Надо сдуть эту пыль с тарелок.
Пыль сдули, сейчас помыть посуду надо:
Раз, два, три, четыре! (Хлопки)
Кран с водою мы открыли (руки в кулак, покрутить)
И посуду перемыли: (трут ладони)
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварешку. (загибают пальцы)
Тёрли, тёрли, мыли, мыли, (потирают руки, «моют»
Всё кругом в воде и мыле. («фонарики»)
Раз, два, три, четыре (хлопки)
Кран с водою мы закрыли –(кулаки покрутить)
Всю посуду перемыли. (ладони вниз, потрясти)
закрепить умение образовывать множественное число существительных: упражнять в в согласовании существительных с количественными числительными один – пять
Л. – Как же много посуды у Федоры. Сейчас поиграем в игру «Один – много»
Л. Молодцы! Нашли мы посуду Федорину. Надо посчитать ее, поиграем в игру «1-5».
Л. – Сосчитали посуду. Давай сложим ее в коробку и отправим Федоре почтой. Будем складывать и ласково называть посуду. Игра «Назови ласково». Например: Тарелка – тарелочка;
Блюдце – блюдечко;
Вилка – вилочка;
Кастрюля – кастрюлька;
Ложка – ложечка;
Рюмка – рюмочка.
Сковорода – сковородочка;
Стакан – стаканчик;
Чайник – чайничек;
Чашка – чашечка;
Л. - Ну вот посылка готова к отправке. -Образовывают относительные прилагательные:
металлическая
фарфоровая
глиняная
деревянная
пластмассовая
- Соотносят картинки:
Стекло – стакан, банка
Фарфор – чашка, тарелка
Дерево – ложка, доска
Глина – кувшин
Металл – кастрюля, вилка
Выполняют дыхательное упражнение
Выполняют движения за педагогом
-
Называют множественное число сущ.
Соотнося картинки с числами 1-5
Называют ласково
Презентация Слайд 3
Смарт – игра «Из чего сделана посуда»
Ритмическое упражнение «Лес»
Смарт – игра «Лото – волшебная скатерть»
Физминутка
Дыхательная гимнастика
Паьчиковая гимнасика «Посуда»
Смарт игра «Один - много»
Смарт игра «Назови ласково»
Заключительный этап
2-3 мин. Давайте придумаем для Федоры советы по уходу за посудой.
Ребята, как мы помогли Федоре? Перечислите какую посуду мы помогли вернуть? Называют советы, как правильно ухаживать за посудой
Отвечают на вопросы