Светлана Кику
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б]-[п]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуально – подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: : «Дифференциация звуков Б –П».
Цель: учить детей различать звуки и буквы Б и П в произношении и на письме.
Задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков [б]-[п]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- Развитие артикуляционной моторики, общей и мелкой ;
- Развитие умения определять первый звук в слове;
- Закрепление в памяти детей образов букв Б и П;
- Обучение умению давать характеристику звуку;
- Учить различать звонкие и глухие согласные через тактильные ощущения;
- Профилактика дислексии и дисграфии;
- Обучение умению складывать и читать закрытые слоги с буквами Б и П;
- Развитие умения различать на слух звуки Б - П;
- Развитие художественных навыков;
- Развитие воображения;
- Развитие внимания и памяти.
Оборудование: картинки с изображением банана и платья; индивидуальные зеркала для каждого ребенка; световой стол с песком; магнитная доска; магнитные буквы Б и П; куклы Боря и Поля; картинки, в названиях которых есть звуки Б и П.
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика
Дети вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения.
2. Сообщение темы занятия
Логопед : Посмотрите на доску. Что изображено на картинках?
Дети: Банан и платье.
Логопед : Определите, с каких звуков начинаются эти слова и скажите, о каких звуках мы сегодня будем с вами говорить?
Дети: Мы сегодня будем говорить о звуках Б и П.
Логопед : Молодцы! Совершенно верно!
3. Правильная артикуляция и характеристика звуков
Логопед : Давайте возьмем в руки зеркала и вместе произнесем звук Б : Б – Б – Б. Расскажите, в каком положении находятся губы и зубы.
Дети: При произношении звука Б наши губы сближаются, а потом резко открываются.
Логопед : Правильно! А сейчас каждый вспомнит по слову, начинающемуся со звука Б.
Дети: Булка, банка, баранка, батон, бабушка.
Логопед : Молодцы! А теперь дайте характеристику звуку Б.
Дети: Это согласный, звонкий, твердый.
Логопед : Молодцы!
Возьмите зеркала и произнесите звук П : П– П - П
Расскажите, в каком положении находятся губы и зубы.
Дети: При произношении звука П наши губы сближаются, а потом резко открываются. Так же, как и при произношении звука Б.
Логопед : Да, вы правы. Но в произношении этих звуков есть одно отличие. Один звук мы произносим с голосом, а другой без. Приложите одну ладошку к горлышку и произнесите Б – Б – Б. Дрожит горлышко?
Дети: Дрожит!
Логопед : Да, потому что когда мы произносим этот звук, в горлышке просыпается голосок и начинает там биться. Из – за этого горлышко дрожит. Мы это чувствуем. Звук Б – звонкий звук.
Теперь произнесем звук П и снова приложим ладошку к горлышку. Дрожит горлышко или нет?
Дети: Не дрожит!
Логопед : Верно! При произнесении звука П голосок «спит», поэтому звук П называется глухим. Что еще вы можете сказать о звуке П? Какой он?
Дети: Это согласный, твердый, глухой.
Логопед : Теперь давайте пусть каждый из вас вспомнит по слову, начинающемуся со звука П.
Дети: Папа, палка, полка, пушка, пышка.
Логопед : Да. Давайте по очереди произносить звуки Б и П : Б – П (длительно) Молодцы!
Еще Б и П называют парными согласными, потому что они произносятся с одинаковым положением губ и языка, только Б – звонкий, а П – глухой.
4. Упражнения в рисовании, чтении и проговаривании слогов и слов с использованием светового стола с песком.
Логопед : Подойдите все сюда (подводит детей к световому столу с песком).
Катя напишет нам на песке букву Б, а Даша букву П (дети выполняют).
Скажите пожалуйста, на что похожи эти буквы?
Дети: Буква Б похожа на кресло, а П на табуретку.
Лог А вы знаете, чем буква отличается от звука?
Дети: Букву мы видим, пишем и читаем, а звук произносим и слышим.
Логопед : Молодцы! Теперь Катя с левой стороны стола нарисует любой предмет, название которого начинается со звука Б, а Даша с правой стороны стола нарисует предмет, название которого начинается со звука П.
Итак, что вы нарисовали?
Катя: Я нарисовала батон.
Даша: Я нарисовала платок.
Логопед : Да, правильно.
Смотрите, какие буквы я написала?
Дети: А, О, У, Б
Логопед : Давайте почитаем слоги.
Дети: АБ, ОБ, УБ
Логопед : Правильно! А теперь? (вместо буквы Б пишет букву П)
Дети: АП, ОП, УП.
Логопед : Замечательно! Вы хорошо справились с заданием, садитесь на свои места. Я прикреплю буквы Б и П на магнитную доску, чтобы вы лучше их запомнили.
5. Развитие внимания, памяти и фонематического слуха – игра «Запомни – повтори»
Логопед : Слушайте следующее задание: я буду говорить слоги, а вы по очереди станете их за мной повторять. Сначала Катя, а затем Даша.
БА – ПА БО - ПО
БА – БА – ПА БО – БО - ПО
БА – ПА – БА – ПА ПО – БО – ПО – БО
Теперь я буду произносить по два слова. Слова похожие, но одно со звуком Б, а другое со звуком П. Надо повторить точно так, как говорю я. Слова станете повторять по очереди: сначала Катя, а затем Даша.
Быль – пыль бочка - почка
Бока – пока будь - путь
Блошки – плошки бух - пух
Балка – палка баня - паня
Булька – пулька борт - порт
Болит – палит бабочка - папочка
Барин – парень башня - пашня
Баба – папа бравый - правый
(После проговаривания каждой пары слов логопед уточняет с детьми их значения. С каждым словом составляются словосочетания или предложения).
6. Физминутка
Дети вслед за логопедом проговаривают стихотворные строчки и выполняют соответствующие тексту движения.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики,
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Головками кивают
И тихо приседают.
7. Игра : Добавь слог «БА» или «ПА» и угадай слово
Логопед : Сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить начало слова, а вы будете его повторять и добавлять к нему подходящий по смыслу слог БА или ПА и угадывать слово, которое я загадала.
Жа… ре… тум… лам… шай…
Ли… вер… шля… бом… лу…
Шу… сту… ры… ла… тор…
Нер… Лю… Ка… гу… тро…
8. Игра «Подарим картинки Боре и Поле»
Логопед : Сейчас мы с вами поиграем. Я даю вам картинки. В названии каждой есть звуки Б и П. Вы по очереди будете брать их, называть, и если в слове слышите звук Б – картинку дарите Боре, а если П – Поле.
(шуба, пальто, баранки, панама, барабан, батут, пушка, шапка, подушка, пылесос, платье и т. п.)
9. Игра на развитие внимания и памяти с картинками на звуки Б и П «Что изменилось?»
(начинаем с трех картинок, затем, если дети справляются с заданием, количество картинок увеличиваем).
Логопед просит детей внимательно посмотреть на картинки, назвать то, что на них изображено, затем закрыть глаза. В это время одна картинка «прячется». Дети угадывают, какой картинки не стало, и где она находилась.
10. Проговаривание чистоговорок (Хором, после логопеда, по строчке. Затем по очереди по памяти. Сначала медленно, затем быстрее.)
На былинке пылинка, пылинка на былинке.
С балки упали палки.
У быка губа тупа, тупа губа у быка.
У бабы карманы полны бобами.
11. Итог занятия