Виктория Машенкова
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонематических функций «В гости к Лунтику»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонематических функций
Тема: "В гости к Лунтику"
Цель занятия : Совершенствование фонематического слуха и восприятия
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
• Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
• Закрепить понятие звонкий согласный звук.
• Совершенствовать умение характеризовать звук по артикуляционным и акустическим признакам.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонематических функций „В гости к Лунтику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
• Активизировать словарь по теме «Насекомые».
• Совершенствовать умение определять количество слогов в слове.
• Формировать представления о глаголах совершенного и несовершенного вида путем сравнения (читает – прочитал).
Коррекционно - развивающие:
• Совершенствовать фонематический слух : узнавать звук в ряду звуков, на фоне слогов и слов
• Совершенствовать движения мелкой и общей моторики, сопровождая движения речью.
• Совершенствование внимания и памяти.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация».
«Здоровье».
«Физическая культура».
«Познание».
Методы и приемы: Наглядный, Практический, Игровой
Оборудование: 2 деревянных ложки; картинный материал: цветы: гладиолус, фиалка, ландыш, колокольчик, одуванчик, ромашка; предметные картинки: стул, слон, лук, клубника, фиалка, яблоко, лампа, белка, лошадь; 3 корзинки разного размера, клубнички с кармашками.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся,
А теперь мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
(Дети «дарят» друг другу улыбки).
2. Сообщение темы
Учитель- логопед :
Ветерок весенний дует, вертит,
В форточку влетел конвертик!
Что там прячется внутри?
Ну-ка Рита, посмотри,
(Ребенок открывает конвертик).
Учитель- логопед : О, да здесь письмо!
Я родился на луне,
Оказался на земле.
Здесь завел себе друзей,
Чтобы было веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я…. (ответы детей)
Учитель- логопед : Ребята, послушайте, что Лунтик нам пишет : «Дорогие дети, жду я с Вами встречи. Я Вас приглашаю на свою поляну! До скорой встречи».
- Вы хотите отправиться в гости к Лунтику? (ответы детей).
- Замечательно. Значит, сегодня мы с вами побываем в гостях у Лунтика и поиграем со звуком, с которого начинается его имя.
- Кто же скажет, какой первый звук в слове Лунтик? (ответы детей).
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам
Учитель- логопед : А сейчас возьмите зеркала и мы с вами посмотрим и расскажем, как нужно правильно произносить звук Л.
- Что стало с губками? Зубками? Язычком? ( ответы детей: губки улыбаются, зубки сближены, язычок поднимается за верхние зубки к бугорочкам).
- Ребята, а как вы думаете звук Л гласный или согласный ( ответы детей: согласный)
- Почему ( ответы детей: звук Л согласный, потому что при произношении звука в ротике образуется преграда).
- А если мы поставим руку к горлышку и произнесем звук, что мы еще сможем про него сказать? Какой это звук ( ответы детей: звонкий). Молодцы!
Учитель- логопед : Путь нам предстоит не близкий, и поэтому я предлагаю вам взять с собой что-нибудь вкусненькое. Вы любите торты. Тогда мы с вами сейчас их быстренько приготовим. (пальчиковая гимнастика)
Тесто ручками помнем,
Вкусный тортик испечем,
Серединку смажем джемом,
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою крошкой мы украсим торт немножко.
5. Фонетическое упражнение
Учитель- логопед : Ну что, я вижу, к путешествию все готовы. Пора произносить волшебные слова:
Лет- лет – лет – появись самолет!
Ставим руки мы вразлет – появился самолет!
Самолет летит, самолет гудит: л – л – л – л – л….
Мы летим высоко,
Мы летим низко,
Мы летим далеко, (тихо)
Мы летим близко. (громко)
(Дети вместе с учителем-логопедом произносят текст)
6. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов:
Учитель- логопед : А пока мы летим, предлагаю вам поиграть с маракасом: я буду произносить звуки, вы внимательно слушать, как только услышите звук [л], маракас передаете соседу, если не слышите ударяете в ложки.
Учитель- логопед : л, г, м, л, н, л, з, в, л, м, н, л; му, лу, …; (дети выполняют задание)
Учитель- логопед : Ребята, самолет - то наш уже приземлился. А вот и полянка, на которой живет Лунтик и его друзья. (на экране слайд с изображением поляны)
Учитель- логопед : Кто у Лунтика друзья ( ответы детей: Кузя, Мила, Пчелёнок).
- Как их можно назвать одним словом? ( Ответы детей: насекомые).
- Ну что, идем искать Лунтика. Посмотрите-ка, бабочки, пойдем за ними. (на экране появляется анимация «бабочки»)
Мы за бабочкой пойдем
Скоро Лунтика найдем,
Выше ноги поднимай,
И уверенно шагай.
Учитель- логопед : Ребята, вы знаете кто это (на экране слайд с изображением Милы)
- Бабочки мне сказали, что Мила ищет цветы, в названии, которых есть звук Л. Поможем ей?. А Мила нам подскажет, где Лунтика найти.
(дети выполняют задание, выбирая цветы со звуком [Л]. После выполнения задания проверяем на слайде: после щелчка мыши появляются цветы. После второго - бабочки)
Учитель- логопед : Посмотрите- ка, Мила позвала бабочек, они нам покажут дорогу.
Отправляемся вперед,
На полянке Лунтик ждет. (Щелчок мыши)
Мы цветочки увидали,
Через них мы прыгать стали. (прыжки на месте)
7. Слоговой анализ слова :
Учитель- логопед : Вот и Кузя. (на экране слайд с изображением Кузи)
- Что это он делает? (ответы детей)
- Скажите, сколько у Кузи корзинок? (ответы детей)
- Они все одинаковые? (ответы детей)
- Чем же они отличаются? (ответы детей)
Кажется, я догадалась, зачем Кузе столько корзин. В самую большую корзину Кузя собирает самую спелую и самую крупную клубнику; в маленькую …. ( ответы детей: мелкую клубнику) и в среднюю …
- Поможем Кузе клубнику собрать? У нас вот и корзинки есть. Только клубничка здесь растет особенная: под каждой ягодкой картинка прячется. Ягодку срывайте и смотрите, если в названии картинки один слог кладем ягодку в маленькую корзинку, если два слога – в среднюю, и если три слога - в большую. ( после выполнения задания проверяем на слайде: после щелчка мыши – из корзинок появляются картинки). Смотрите-ка бабочки, нам пора идти дальше.
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв.
(После щелчка мыши появляется пчелёнок).
Учитель- логопед : Ой, что это за пчела такая большая? (ответы детей)
- Ребята, какое настроение у Пчелёнка? (ответы детей)
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы настроение у него стало веселое? (ответы детей)
8. Физминутка:
Учитель- логопед : Давайте научим его играть в подвижную игру Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот — поворот
Гнать кораблик в ручеек.
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Ты кораблик гони
С запада на восток. *
(щелчок мыши- появится улыбка)
Учитель- логопед : Вы так весело танцевали, посмотрите и настроение Пчелёнка изменилось. (после щелчка мыши- Пчелёнок улетает)
Нам пора идти дальше:
По извилистой тропинке
Поскорее мы пойдем.
Может быть за поворотом
С вами Лунтика найдем.
Мы так долго, долго шли,
И кого же мы нашли?
(на слайде изображение Лунтика)
Учитель- логопед : А Лунтик почему-то грустный. Может он не рад нам, как вы думаете? (ответы детей)
9. Игровое упражнение «Исправь ошибку»
Учитель- логопед : Мне бабочки подсказали, что это Вупсень и Пупсень виноваты. Они перегрызли травинку на бусах и отдельные бусинки потерялись. Чтобы найти бусинки, нужно исправить ошибки в словах. Готовы помочь Лунтику? Тогда внимательно слушайте:. ыжи,. ожка, бе. ка, фиа. ка, сто., сту., с. он. (после каждого ответа ребенка - щелчок мыши – появляется бусинка)
10. Формирование представлений о глаголах совершенного и несовершенного вида
Учитель- логопед : Лунтик очень рад, что мы ему помогли и хочет раскрыть нам секретик про звук Л. (на экране слайд с меняющимися картинками)
- Посмотрите, что делает мальчик? ( ответы детей: читает книгу).
- Верно, он занимается делом: читает. Скажите, в слове «читает» есть звук Л? ( ответы детей: нет).
-А сейчас посмотрите на следующую картинку: Что делает мальчик? ( ответы детей: прочитал книгу).
- Правильно, он уже закончил занятие. А в слове «прочитал» есть звук Л? ( Ответы детей: есть).
- Значит, как только в слове «прочитал» появился звук Л, занятие закончилось. Оказывается звук Л настоящий волшебник, он может изменять не только слова, но и действия. Проверим. (аналогично рассматриваются все картинки).
Вот и побывали мы у Лунтика в гостях. Но пришла пора прощаться, в детский сад нам надо возвращаться.
Пришла пора сказать волшебные слова: Лет- лет –лет появись самолет!
Ставим руки мы вразлет – появился самолет!
- Занимайте свои места, мы возвращаемся в детский сад.
11. Итог
Учитель- логопед : где мы сегодня побывали?
- С кем понравилось играть?
- Какой звук нам помогал?
Лунтик тоже был очень рад, что мы побывали у него в гостях. Вы ему очень понравились, и он решил подарить вам вот такие подарки (раскраски).