Анастасия Глубоченко
Конспект логопедического открытого занятия с использованием ИКТ «Путешествие за звуками [К] и [К’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие за звуками «К» и «Кь».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Лексическая тема: «Обитатели вод»
Форма проведения: путешествие.
Форма организации: подгрупповая.
Предварительная работа: беседа по теме: «Морские обитатели», изучение звуков К и Кь, знакомство со звуками воды, обсуждение редко используемых слов – авоська, водопад, дно.
Цель: коррекция фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием интерактивных игр.
Публикация «Конспект логопедического открытого занятия с использованием ИКТ „Путешествие за звуками [К] и [К’]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять отчетливое произношение звуков (к) и (кь).
2. Учить внятно, четко произносить слова и слоговые цепочки с этими звуками.
3. Закрепить четкую дифференциацию звуков (к) и (кь) на слух и в речи.
4. Формировать грамматически правильную речь.
5. Активизировать активный и пассивный словарь.
Развивающие:
1. Развивать все виды внимания (зрительное, слуховое, памяти, мышление, восприятие.
2. Развивать фонематический слух.
3. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
4. Развивать познавательную и творческую активность.
5. Развивать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционные:
1. Следить за правильным звукопроизношением поставленных звуков.
2. Следить за воспроизведением слов различной слоговой структуры.
Воспитательные:
1. Воспитывать устойчивый интерес к учебной деятельности, инициативу, стремление к активной деятельности.
2. Воспитывать самостоятельность, в том числе в процессе контроля воспитанников за собственной речью.
3. Воспитывать доброту, отзывчивость.
Здоровьесберигающие:
1. Способствовать созданию комфортной обстановки и поддерживать положительный микроклимат в процессе совместной деятельности.
2. Способствовать снятию мышечного напряжения, формировать правильную осанку.
3. Использование зрительной гимнастики для глаз, которая способствует снятию мышечного напряжения.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Материалы и оборудование: проектор, экран, интерактивные игры «Звуки воды» («Третий лишний», «Что звучит?», «Верно/неверно?», «Помоги убрать «мусор» со дна океана», «Речевая разминка с морскими обитателями», плакат с неокрашенным дном океана – пазлы липучки окрашенного дна; карточки с морскими обитателями, карточки–символы для характеристики звуков, акула (игрушка, браслеты для каждого ребёнка; раздаточный материал – листочки с заданиями каждому ребёнку к интерактивной игре «Помоги убрать «мусор» со дна океана», карандаши (синий и зелёный); песочный стол (имитация дна океана) с лишними предметами из презентации, магнитный сачок, морской котик с синей авоськой и кит с зелёной авоськой; музыкальное сопровождение для пальчиковой гимнастики «рыбка».
Ход занятия.
1. Организационный
(логопед приглашает детей войти в помещение и стать полукругом перед экраном)
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие. А вот куда, мы узнаем, когда выполним задание «Внимательные ушки». Задания будут разные, будьте внимательны. Готовы?
Дети: да, готовы, а что нужно делать?
2. Основной
(на экране-проекторе появляется игра «Верно или неверно?» (два слайда с этим заданием)
Логопед: Посмотрите на экран? Что изображено на картинке?
Дети: это водопад!
Логопед: Послушайте внимательно и скажите, так ли звучит водопад? Имя ребёнка, картинка озвучена верно? (логопед спрашивает одного из ребят – количество заданий по количеству детей, поэтому спросить получится всех)
Ребёнок (которого спросил логопед): нет, это не водопад, это море. (Водопад не так шумит.)
Логопед: Молодец. Водопад шумит вот так. (шум водопада)
Посмотрите на экран? Что изображено на картинке теперь?
Дети: это стакан, стакан с водой, в стакан наливают воду.
Логопед: имя ребёнка, послушай и сажи верно ли озвучена картинка?
Ребёнок: да, так вода набирается в стакан.
Логопед: верно, молодец.
(далее два слайда с игрой «Третий лишний»)
А теперь что на экране?
Дети: море (волны, водопад, ручей в лесу.
Логопед: здесь другое задание, внимательно послушайте, что звучит и скажите (логопед спрашивает другого ребёнка или поднявшего руку, какая картинка не была озвучена? (если дети затрудняются, логопед задаёт наводящие вопросы – что звучит? И методом исключения подводит к ответу)
Ребёнок: звучал водопад и ручей, море (волны) не звучали.
Логопед: молодец, справился (лась). Имя ребёнка, что на экране?
Ребёнок: стакан с водой, дождь и море (волны).
Логопед: послушай и также скажи, какая картинка не была озвучена.
Ребёнок: стакан с водой не звучал!
Логопед: правильно, молодец.
(появилась игра «Что звучит?», также два слайда)
Логопед: А теперь вы видите много картинок на экране. Имя ребёнка, послушай и скажи, что звучит?
Ребёнок: это море (волны) шумит
Логопед: правильно, угадал (а).
Имя ребёнка, а теперь что звучит?
Ребёнок: океан под водой, на дне океана…
(При выполнении последнего задания на экране остается дно океана.)
Логопед: справились. Теперь можно отправляться – догадались куда?
Дети: да, мы отправимся на дно океана, моря.
Логопед: садитесь за столы и надевайте браслеты – с помощью них вы сможете дышать под водой и понимать морских обитателей.
(перемещение на дно океана через зрительную гимнастику, звучит музыка погружения, логопед переключает слайд с морскими обитателями, на доске переворачивает плакат – дно океана без синего и зелёного цвета (серый).
Логопед: Потрите ладони друг о друга, чтобы согреть. Скрестите руки и закройте глаза. Представьте черный океан, расслабьтесь. Дышите ровно… Уберите руки, но глаза не открывайте. Представьте плавающую рыбку, проследите за ней глазами: вверх, вниз, вправо, влево, вверх, вниз, вправо, влево. Рыбка поплыла по кругу. Сильно зажмурьтесь, а теперь быстро-быстро моргайте.
Всё, вот мы и на дне океана. Посмотрите вокруг, как много здесь морских обитателей. Но, что-то здесь не так… (можно указать рукой на плакат, если ребята затрудняются, спросить какого цвета должен быть океан, водоросли)
Дети: океан и водоросли потеряли свой цвет. (водоросли должны быть зелёными, океан синим).
Логопед: правильно, ребята. Но почему он таким (серым) стал?
Дети: он грязный, загрязнен…
Логопед: морским обитателям плохо в загрязненном океане. Мы поможем его очистить и вернуть цвет океану?
Дети: да, поможем.
Далее - то же со звуком [ф’].
Логопед следит за правильностью выполнения,
при необходимости оказывает помощь
Логопед: в этом нам помогут звуки К и Кь, которые тоже отправились на дно океана, но потерялись. Для начала вспомним какие это звуки.
(на доске карточки символы)
Дети: Звук К – согласный, глухой, твёрдый.
Звук Кь – согласный, глухой, мягкий.
Логопед: Правильно. Молодцы. За то, что вы вспомнили что это за звуки – часть океана очистилось.
(на доске логопед приклеил часть цветного океана)
Логопед: (берет в руки картинки морских обитателей и предлагает выбрать каждому одного из них) Ребята, морские обитатели из-за того, что океан загрязнен, забыли чистоговорки со звуками К и Кь. Чтобы они вспомнили их, за ними нужно повторить слоговые цепочки. (Логопед даёт образец действия.)
(на экране те же морские обитатели, что и на предметных картинках, логопед нажимает на того, кого выбрал ребёнок – цвет моря синий (море меняет цвет на зелёный, если чистоговорка с мягким звуком Кь, если ребёнок правильно повторяет слоговую цепочку – морской обитатель говорит продолжение чистоговорки).
Логопед: имя ребёнка, у тебя кто?
Ребёнок: акула (называет своего морского обитателя).
Логопед: слушай и повторяй за акулой (китом,).
Скат: Ки-ки-ки ребёнок: (ки-ки-ки) скат: – это кубики (ребёнок повторяет)
Акула: Ка-ка-ка ребёнок: (ка-ка-ка) Акула – дай молока
Кит: Ко-ко-ко ребёнок: (ко-ко-ко) Кит: – не ходите далеко
Дельфин: Ку-ку-ку ребёнок: (ку-ку-ку) Дельфин: – дайте детям по совку
Черепаха: Ке-ке-ке ребёнок: (ке-ке-ке) Черепаха: – кот в мотке
Кашалот: Ок-ок-ок ребёнок: (ок-ок-ок) Кашалот: – я леплю комок
Осьминог: Ук-ук-ук ребёнок: (ук-ук-ук) Осьминог: – тихий стук
Логопед: Молодцы, спасибо вам, ребята, вы помогли вернуть ещё немного цвета океану. (приклеивает часть цветной картинки). Положите морских обитателей на стол.
Логопед: Кто-то из морских обитателей плачет, кто же это? (логопед показывает детям игрушку – акулу, на экране она тоже есть)
Дети: это же акула.
Логопед: акула, почему ты плачешь?
Акула: (озвучка) «Я перепутала в словах звуки к и кь и теперь меня зовут акюла. Помогите мне, пожалуйста, исправить ошибки в словах.»
Логопед: Ребята, сможем исправить ошибки в словах? Поможем акуле?
Дети: сможем, мы поможем акуле исправить ошибки в словах.
Акула: Правда? Вы поможете мне? тогда слушайте: кыви (киви, кёкёс – кокос, пакэт – пакет, кёт – кот, паукь, кыт. (есть вариант игры на экране и в бумажном варианте – на выбор педагога)
(карточки перевёрнуты – акула (озвучка) или логопед сам искажённо называет слова, ребята называют правильно – картинка переворачивается).
Дети: киви, кокос, пакет, кот, паук, кит.
Акула: Спасибо вам. Теперь я снова акула. И звуки К и Кь вернули еще немного цвета океану.
(логопед приклеивает цветную часть океана на плакат)
Логопед: перед следующим заданием рыбка предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.
(Пальчиковая гимнастика «рыбка» с музыкальным сопровождением, движения по тексту песни имитация плавников пальчиками, движения ладоней вперёд-назад, спрятать ладони за спину, кулачки – камешки, пошевелить пальчиками-хвостиками)
Логопед: Молодцы, ребята пальчики размяли. Теперь поработаем с карандашами. Какого они цвета?
Дети: карандаши синего и зелёного цвета.
Логопед: возьмите листочки с заданием и переверните их. Кит и морской котик просят помочь им очистить морское дно от того. чего не должно быть в океане. Кит собирает предметы, в названии которых мягкий звук Кь, в авоську зелёного цвета, а котик в синюю авоську – в названии которых твёрдый звук К.
Внимание на экран. Сейчас мы узнаем, какой предмет мы выловим первым.
Имя ребёнка, подойди к столу, возьми сачок и вылови тот предмет, который появился на экране. (на столе имитация дна океана с лишними предметами, а также кит и морской кот с авоськами)
(на экране появляются кеды, ребёнок вылавливает магнитным сачком кеды)
Логопед: что ты выловил?
Ребёнок: я выловил кеды.
Логопед: какой звук в слове кеды первый? Мягкий или твёрдый?
Ребёнок: кеды – звук Кь – мягкий, кеды отдаем киту. (действие на экране по ответу детей)
Логопед: ребята какой карандаш мы возьмем?
Дети: мы возьмём зелёный карандаш.
Логопед: соедините кеды с зелёной авоськой.
(далее на экране клоун, кегли, куст, кисть, конфета; логопед вызывает по одному ребёнку вылавливать предметы из океана, они определяют мягкость/твёрдость звука и говорят, кому из животных они его отдают, затем все вместе выполняют задание на листах)
Логопед: спасибо вам, ребята. Вы справились с заданием и полностью вернули морскому дну цвет. (приклеивает последнюю цветную часть океану). Пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза представьте себе нашу группу (звучит та же музыка – дна морского). Открывайте глаза. (экран выключается)
3. Заключительный
Логопед: ну вот мы снова в детском саду. Вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего? Каких морских обитателей вы встречали?
Дети: ответы детей
Логопед: за какими звуками мы отправлялись? Какие это звуки?
Дети: мы отправлялись за звуками К и Кь: звук К – согласный, глухой, твёрдый; звук Кь согласный, глухой, мягкий.
Логопед: Молодцы, ребята – вы не только вернули звуки К и Кь, но и помогли морским обитателям очистить океан. Браслеты вы можете оставить себе на память.