Ирина Василенко
Конспект логопедического интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «История о кораблике»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического интегрированного занятия по развитию речи
в старшей группе «История о кораблике»
Цель: развитие речи, через поисково-исследовательскую деятельность детей.
Публикация «Конспект логопедического интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе „История о кораблике“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: закрепить представление о свойствах предметов «плавает – тонет»; формировать навыки исследовательской деятельности детей; формировать лексико-грамматические представления; развивать логическое мышление и связную речь; воспитывать любознательность, поддерживать активность, инициативу детей.
Материал: лупа, свеча, подготовленный лист со спрятанным рисунком, голубая краска, кисти по числу детей, поднос с образцами разного материала (дерево, пластмасса, металл, бумага и т. д., кораблик из газеты, стол для воды, набор сюжетных и предметных картинок, мультимедийная установка, для работы детской лаборатории: 2 стакана с водой, 2 картофелины, ложка, стаканчик с солью.
Предварительная работа: знакомство со свойствами материалов, игры «Что из чего», «Какая, какой, какое, какие».
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- Ребята, я заходила в соседнюю группу. Там ребята рисуют. И мне подарили один рисунок. Только что-то ничего на рисунке не видно. Да и карандаши у них какие-то странные.
- Как же посмотреть, что на листе нарисовано?
- Как рассмотреть, может на солнышко посмотрим (я не вижу, у меня не такое острое зрение, как у вас).
- А у нас лупа есть, где она лежит?
- Давайте возьмём и посмотрим на рисунок через лупу.
- Опять не видно, но не переживайте.
- Я предлагаю вам закрасить лист краской для фона и снова на нём что-нибудь нарисовать.
- Ой, что вы увидели? (Кораблик).
- Я догадалась теперь, что он был нарисован не карандашами, а свечкой. Если рисунок нарисовать свечой, то он не виден, но как только закрасить лист бумаги краской для тонирования, то рисунок сразу проявиться.
- Мы с вами попробуем, как - нибудь так нарисовать рисунок свечой.
II. История о кораблике.
- Ребята, я вам расскажу очень интересную историю про этот кораблик.
«В одном городе на берегу огромного моря жил мальчик - Антон.
А в другом городе, в котором протекала речка, жил другой мальчик - Максим. Летом родители привезли мальчиков в одну деревню к бабушкам погостить. Всё лето Антон и Максим вместе играли, гуляли. Особенно им понравилось пускать в ручьях кораблики. Они мастерили их из газеты, вот такие (показать и пустить в воду).
Такие кораблики хорошо плавали. Жалко только, что когда они намокали, то с ними что - то случалось».
- Как выдумаете что? (Намокали и тонули).
- Ребята, а из каких материалов мальчики могли ещё сделать кораблики, чтобы они хорошо плавали и долго не тонули?
III. Опыт: «Плавает - тонет»
Дети по одному выполняют опыт.
- Из чего можно сделать кораблик, чтобы он плавал, из какого материала? (Из дерева).
- Давайте проверим, опускаем в воду. Плавает или тонет? (Плавает).
- А из какого еще материала? (Пластмасса).
- Проверяем. (Плавает).
- Из какого еще материала можно сделать кораблик? (Железо).
- Что с ним случилось в воде? (Тонет).
- На подносе остались еще материалы. (Резина - Стекло - Пластилин - Поролон - Пенопласт).
- Давайте проверим, опусти все в воду.
IV. Игра: «Какой кораблик?»
- Давайте вспомним и назовём, какие кораблики будут хорошо плавать?
- Из дерева кораблик, какой? (Деревянный)
- Из пластмассы – пластмассовый.
- Из поролона – поролоновый.
- Из пенопласта – пенопластовый.
- А какие кораблики не будут плавать, а будут тонуть?
- Из железа кораблик, какой? (Железный)
- Из резины – резиновый.
- Из стекла – стеклянный.
- Из пластилина – пластилиновый.
V. Физкультминутка: «Тонет - плавает»
- Ребята, вы теперь запомнили, какие материалы плавают, а какие нет.
- Я предлагаю вам поиграть в игру.
- Я вам буду называть предметы, из разных материалов, если этот предмет утонет, то вы присядьте, а если предмет - плавает, то вы будите поднимать руки вверх (стеклянная ваза, поролоновый мишка, деревянный карандаш, железная машина и т. д.).
Продолжение истории:
- Ребята, послушайте, а что же случилось дальше в нашей истории: «Мальчики подружились за лето. Но вскоре за ними приехали родители. На память о лете бабушки подарили им два совершено одинаковых кораблика. А потом мальчики написали друг другу письма. Антон похвалил, как хорошо плавает в море его кораблик. А вот Максим, наоборот, написал, что его кораблик в реке плавает плохо, почти сразу тонет».
VI.Опыт с картофелем:
- Ребята, как вы думаете, может один и то же материал, и плавать, и тонуть?
- Как это проверить? (Высказывание детей).
- Наверное, надо провести опыт.
- Работать будем по два человека, помогая друг другу. Вам нужно договориться, кто и что будет делать.
- Делитесь на пары и проходите за столы.
- Внимание на экран. ВИДЕОСЮЖЕТ.
Педагог с экрана: «Сейчас мы с вами проведем опыт. Для этого нам понадобится 2 стакана с водой, 2 картофелины, ложка, немного соли. Приступим к самому опыту. Старайтесь все выполнять вместе со мной. Возьмите 1 картофелину и опустите ее в стакан с водой».
1. Посмотрите, что произошло…
- Ребята, что произошло с картофелиной? (Она тонет).
«Картофелина опустилась на дно, значит, она может тонуть. Возьмите соль. Пересыпьте соль в другой стакан с водой, размешайте ложкой. Соль должна раствориться».
2. Какая стала вода?. (Соленая, белая, мутная от соли).
«Верно, вода соленая. Возьмите вторую картофелину и опустите ее в соленую воду. Что произошло в соленой воде?.».
- Она не тонет.
«Верно, картофелина не тонет. Посмотрите на оба стакана.
Какой вывод мы можем сделать?.»
- Ребята, что случилось с картофелиной в простой воде? (Она утонула).
- А в солёной воде? (Она плавала).
- Значит, можно сделать вывод, что картофелина может, что….
- (И плавать и тонуть) – показать стаканы.
VII. Итог:
- Ребята вы догадались, почему у Антона кораблик в море хорошо плавал и не тонул?
- Верно, вода в море – соленая.
- А почему у Максима кораблик утонул в реке?
- Да, в реке вода пресная, не соленая.
- Ребята, давайте подойдем к нашим мальчикам.
- Наша история осталась не законченной.
- Я предлагаю вам закончить историю о кораблике дома с родителями.
- А завтра мы послушаем ваши истории и по ним создадим мультфильм для других ребят.
- Как вы думаете, что интересного они узнают из вашей истории?
- А вы, что нового и интересного узнали на занятии?
- Что вам удалось, а что вызвало затруднение?
- Спасибо, мне тоже было интересно и увлекательно проводить с вами опыты и играть.