Марина Буданова
Конспект проведения интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение старших дошкольников рассказам – рассуждениям в процессе проведения опытов».
Программное содержание.
Помочь детям понять, что такое рассказ – рассуждение. Продолжать учить описывать проведенный опыт в определенной последовательности. Через проведение опытов активизировать речь и мышление детей. Продолжать учить детей отвечать на уточняющие вопросы…., обогащать словарный запас. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи на примере проведенного опыта. Обогащать знания детей о планете Земля.
Публикация «Конспект проведения интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материал к проведению занятия :
1. Теллурий;
2. Плакат «Строение солнечной системы»;
3. Настольная лампа;
4. Пластмассовые шарики на нитках;
5. Воздушные шары.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, с чем они познакомились на прошлых занятиях. О строении солнечной системы. О планете – Земля и о спутнике Земли – Луне.
На прошлых занятиях обо всем вам рассказывала я, а сегодня я хочу предложить вам, чтобы вы сами попробовали рассказать мне и нашим гостя о различных явлениях, происходящих на нашей планете. А для того, чтобы вам было проще, я буду с вами проводить опыты, которые помогут нам в составлении рассказа.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду где бывает
Взглядом согревает. (Солнце)
Давайте вспомним с вами, что является центром нашей Солнечной системы. (Центром Солнечной системы является Солнце).
Правильно, а девять планет Солнечной системы обращаются вокруг Солнца по своим путям – орбитам.
Что же помогает планетам не сбиваться со своего пути и не сталкиваться между собой. Давайте, для того чтобы нам было удобнее, разделимся на две команды.
Опыт №1.
Воспитатель предлагает детям взять в руки шарики на нитках. Дети играют роль Солнца, а шарики – планеты. Воспитатель сначала предлагает детям вращать шарики, а затем остановить движение. (Дети садятся на места).
Проведя опыт, мы увидели, что пока шарики движутся, они вращаются по кругу и не падают. Как только, движение прекращается – шарики падают.
Скажите мне, пожалуйста, что помогает планетам находиться на своих местах. (Планетам помогает находиться на своих местах движение).
Молодцы, одним из условий вращения планет вокруг Солнца, является их вечное движение.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будет весь народ
А сестра, наоборот, -
Спать немедленно зовет. (День, ночь).
А сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне, почему на Земле происходит смена дня и ночи.
Для проведения этого опыта нам понадобиться Теллурий. Давайте вспомним, что это такое? (Модель Солнце –Земля- Луна).
Опыт №2.
Воспитатель закрепляет на Земле флажок (для лучшей ориентации детей). Солнечный свет попадает на ту поверхность Земли, где находится флажок. Затем, при обороте Земли вокруг своей оси, флажок оказывается на неосвещенной поверхности.
Воспитатель предлагает детям порассуждать, чтобы было, если бы Земля не вращалась вокруг себя (своей оси). (На одной половине Земли всегда был бы день, а на другой – ночь.) Правильно. Спутник Земли - Луна не вращается вокруг своей оси, поэтому, с Земли, мы всегда видим только одну половину Луны. А вторую половину Луны люди смогли бы увидеть тогда, когда полетели в космос. Хотите увидеть Луну, тогда собираемся в космическое путешествие.
Физкультминутка.
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
Отправляемся в полёт.
Космос нас к себе зовёт.
Воспитатель предлагает детям подойти и протянуть руку к макету Солнца (электрическая лампа) и сказать, что они чувствуют. Когда рука находится близко к лампе, нам горячо, а убрав руку подальше, мы не чувствуем тепла, идущего от лампы. Так и планеты. Почему на планетах, которые находятся ближе к Солнцу, чем Земля жизнь невозможна, (потому что там очень жарко). Почему на планетах, которые находятся о т Солнца дальше, чем земля нет жизни, (потому что там очень холодно и поэтому там тоже нет жизни.)
Воспитатель читает стихотворение А. Кузнецовой «Времена года».
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса.
А лето пришло – всё под солнцем цветёт
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды.
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
А теперь давайте попробуем с вами определить, почему на Земле происходит смена времен года. Для этого мы проведём ещё один опыт с помощью Теллурия.
Опыт №4.
Воспитатель включает Теллурий и показывает детям, что Земля делает полный оборот вокруг Солнца. За это время происходит земной год. В это время Солнце по-разному нагревает поверхность Земли и поэтому происходит смена времён года.
Молодцы, ребята! Посмотрите, сколько всего интересного мы узнали сегодня на занятии с помощью опытов. А сейчас давайте попробуем составить об этом рассказ.
Земля – это одна из планет Солнечной системы, которая находится на своей орбите. Земля вращается вокруг своей оси за 24 часа, то есть за сутки. Когда Солнце освещает одну половину Земли, там день, а в это время на другой половине Земли – ночь.
Источником жизни на нашей планете является Солнце. На других планетах Солнечной системы жизни нет, так как находятся или очень близко к Солнцу, или очень далеко от него.
Земля проходит вокруг Солнца за год. Солнечные лучи по – разному освещают Землю, поэтому происходит смена времён года.