Яна Кудрявцева
Конспект занятия «Мир согласных звуков [м]-[м’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мир согласных звуков М-МЬ
Цель: формирование понятия о согласном звуке, твердости-мягкости согласных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1) закрепить понятие «согласный звук»;
2) дать понятия: «твердый звук», «мягкий звук»;
3) сравнить артикуляции звуков «М-Мь»;
4) дать фонетическую характеристику звуков «М-Мь»;
Публикация «Конспект занятия „Мир согласных звуков [м]-[м’]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
5) дифференцировать звуки «М-Мь» изолированно, в прямых и обратных слогах, в начале слова.
Коррекционно-развивающие:
1)развивать артикуляционную моторику, используя упражнения артикуляционной гимнастики;
2) развивать фонематическое восприятие;
3) развивать зрительную память, внимание, мышление;
4) развивать общую и мелкую моторику, используя элементы фоноритмики;
5) развивать длительный плавный выдох.
Коррекционно-воспитательные:
1) воспитывать позитивное отношение к занятиям, соблюдать культуру поведения;
2) воспитывать у детей навык самоконтроля за речью;
3) воспитывать активность на занятиях, навыки совместной деятельности. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена различных видов деятельности, артикуляционная гимнастика, элементы фоноритмики.
Материал и оборудование: магнитная доска; зеркала по количеству детей; фишки (круги) синего и зеленого цвета; 2 картонных домика, 3 конверта, 2 кубика, 2 корзинки синего и зеленого цвета; игрушки: медведь, мышь, муравей, машина, матрешка, мыло, морковь, мяч, медаль, мешок, мел, миска; магниты: мишка, муха, морковь, мышка, мыло, машина, меч, миска, мяч, мясо, мед; картинки: мальчик, маяк, мандарин; раскраски; штурвал; карандаши зеленого и синего цвета по количеству детей; разноцветная буква М; мяч.
Образовательная деятельность:
1. Организационный момент.
-Посмотрите, мне принесли конверт, а что же в конверте? (Картинки)
-Послушайте я назову картинки: мммальчик, мммаяк, мммандарин.
-На какой звук начинается каждое из этих слов? (Звук М)
2. Педагог предлагает детям сесть на свои места и поставить перед собой зеркала.
-Произнесите звук «М», что происходит с губами?
-Губы сомкнуты, они не пускают воздух, поэтому он идет через нос.
-Когда говорим звук «М», он как будто сердится, произносим твердо.
-Звук «М» - какой? (Согласный). Каким цветом обозначаем? (Синим).
-У звука «М» есть младший братик-звук «Мь», он тоже согласный, но произноситься мягко, поэтому его называют согласный мягкий звук.
-Как он произноситься? (губы сомкнуты, но улыбаются, обозначаем звук «Мь» фишкой зеленого цвета.
3. Игра «Будь внимателен»
- Если я произнесу твердый звук «М», то вы поднимите синий кружок, если «Мь» -зеленый: м,мь,мь,м,м,мь,м,м,м,мь.
- Теперь, вы должны услышать твердый звук «М» или мягкий звук «Мь» в кусочке слова (в слоге) : ма,мя,мо,му,мю,ме,мы.
4. Игра «Путешествие»
-Два брата, звуки «М» и «Мь» приглашают вас на пароход, но он необычный, чтобы на него попасть, надо произнести свое имя ласково.
-А кто же у нас будет капитаном?
В путешествие сегодня
Отправляемся друзья,
Капитаном будет-Илья!
Дети плывут на пароходе по реке.
- Как гудит пароход? (Упражнение «Пароход»).
- Подул тихий ветерок… сильный ветер (Упражнение «Ветер, ветерок»).
- Посмотрите, мы приплыли к острову, а на острове - лес.
Дети сходят с корабля.
- В лесу стоят два дома. Вы хотите узнать, кто там живет?
- Для этого надо отгадать загадки.
Я девочка веселая,
В мультике живу.
Меня вы точно знаете.
С медведем я дружу.
(Маша)
Неуклюжий, косолапый
Ест он ягоды и мед,
Любит он в лесу реветь,
А зовут его … (Медведь)
-Как вы думаете, почему у домика Маши-синие крыша и занавеска, а у домика Медведя-зеленые?
-Правильно, потому что слово «Маша» начинается на твердый звук «М», который обозначается синим цветом, а слово «Медведь» начинается на мягкий звук «Мь» и обозначается зеленым цветом.
-Маша и Медведь очень любят играть и приглашают вас поиграть с ними.
5. Игра «Собери предметы»
-Сейчас мы с вами разделимся на две команды. Одна команда будет помогать Маше собирать предметы, которые начинаются на твердый звук «М», а другая команда-Медведю, эта команда будет собирать предметы, которые начинаются на мягкий звук «Мь».
Дети играют.
6. Игра «Школа»
-Маша очень любит учиться. Помните серию, где Маша была ученицей, а Медведь-учителем.
-Мы с вами тоже поучимся, сядем на свои места.
-Маша и Медведь прислали нам письмо, в котором лежат разноцветные круги.
Каждый ребенок выбирает себе круг, называя его цвет.
-Переверните круг, что вы видите? Картинки, названия которых начинаются на звук «М» или «Мь».
-Синим карандашом обведите картинки, которые начинаются на твердый звук «М», зеленым-на мягкий звук «Мь».
-Молодцы, задание все выполнили правильно.
-Мы с вами поиграли с героями мультфильма «Маша и Медведь», а теперь поплывем обратно в детский сад.
Динамическая пауза.
Фоноритмика (гласные-А,О,Э,И,У,Ы)
Игра с мячом «Звук заблудился»
Определить первый звук в слове «М» или «Мь» и назвать слово полностью:
…ашина …яч …аша …орковь
…айка …алыш …едведь …атрешка
7. Игра «Найди свое место»
-Давайте еще раз вспомним, звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.
-Посмотрите, какая необычная буква «М» появилась у нас в группе, одна половина у нее синего цвета, а другая-зеленая.
-На синюю сторону буквы мы поставим картинки, которые начинаются на твердый звук «М», на зеленую - на звук «Мь».
-Я начну стихотворение, а вы его продолжите:
До чего люблю я книжки,
Говорила мышка-…мышке.
Прицепившись к задней шине,
Мышка едет на …машине.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке …мяч.
Руки мыть пошла Людмила.
Ей понадобилось…мыло.
У медведицы - сынишка,
Шалунишка -…мишка.
Тянем за зеленый хвост плутовку,
Очень сочную …морковку.
Пчелы ринулись в полет,
Собирать сладкий …мед.
На окне тепло и сухо,
Посмотри, летает. муха.
На окошке сидит киска,
На столе стоит …миска.
-Какие картинки еще у нас остались? Назовите их.
Дети по очереди расставляют картинки.
8. Итог.
- Какие звуки вы сегодня сравнивали на занятии? (Звуки “М” и “Мь”)
- Чем отличаются эти звуки друг от друга? (“М” – согласный твёрдый звук, “Мь”- согласный мягкий звук).
-Посмотрите, герои мультфильма нам оставили еще один конверт.
-Маша и Медведь говорят нам «До свидания!» и дают домашнее задание.
-Вам надо будет раскрасить картинки, которые начинаются на твердый звук «М»- синим цветом, а на мягкий «Мь»-зеленым.
Педагог раздает детям угощение от героев мультфильма «Маша и Медведь».