Ольга Афанасьева
Конспект лексико-грамматического занятия «Дифференциация предлогов на, под»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект лексико-грамматического занятия на тему: «Дифференциация предлогов на, под».
Цели:
1. Учить детей дифференцировать предлоги на, под.
2. Учить детей выделять и называть предлоги на, под в разных предложениях, рассказе.
3. Учить составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу на, под.
4. Совершенствовать навык составления схем предложений с предлогом.
Публикация «Конспект лексико-грамматического занятия „Дифференциация предлогов на, под“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Предлоги. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование: графические схемы предлогов на и под (индивидуальные и демонстративные); сюжетная картинка «Насекомые»; пары опорных картинок по количеству детей; стигисы или фланелеграф; предметные картинки для составления рассказа «На полянке»; кукла Маша; сюжетные индивидуальные картинки, где несколько предметов расположены относительно друг друга на или под; пеналы для составления схемы предложения.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Назовите какие маленькие слова вы уже знаете (на, под).
- Зачем нужны маленькие слова? (чтобы узнать, где находится предмет).
- Сегодня будем играть с маленькими словами на, под.
- Когда появляется маленькое слово на? (Когда предмет находится наверху. Логопед и дети показывают жест предлога на).
- Катя, выбери схему маленького слова на (Ребёнок находит графическую схему).
- Когда появляется маленькое слово под? (Когда предмет находится внизу под чем – нибудь) (Логопед и дети показывают жест – предлога под).
- Таня, выбери схему маленького слова под.
II. Основная часть.
1. Выделение предлогов на, под в предложениях.
Логопед показывает сюжетную картинку «Насекомые».
- Я буду рассказывать про разных насекомых. Внимательно слушайте,
Ответьте, какое маленькое слово мне помогло и покажите схему:
Паучок сплел паутинку под грибом.
Божья коровка качается на травинке.
Пчелка отдыхает на листике.
Червяк заполз под листик.
Кузнечик спрыгнул на землю.
Стрекоза села на грибок.
2. Составление предложений по двум опорным картинкам и заданному предлогу.
- Я знаю, что вы умеете составлять разные интересные предложения. (Логопед оставляет на доске схему предлога на).
- С каким маленьким словом будем составлять предложения? (Логопед оставляет на доске схему предлога на).
Логопед выставляет опорные картинки парами:
щенок – стул,
карандаш – стол,
пуговицы – тумбочка,
кот – кровать
жук – лист.
(Дети составляют предложения).
- А теперь с каким маленьким словом будем составлять предложения? (Логопед выставляет схему предлога под). Аналогично составляются предложения по тем же опорным картинкам и предлогу под.
III. Динамическая пауза.
- Ой, я слышу кто-то меня зовёт? Это Маша. Маша растеряла свои вещи. Кто же она? Растеряша. И мы сейчас вместе расскажем про неё стихотворение.
Речь с движениями.
Ищет вещи Маша, - (Руки на пояс, ритмичные повороты в право-влево,
Маша – растеряша. – (Руки на пояс, ритмичные повороты в право-влево).
И на стуле – нет, - (Полуприсесть, показать жест предлога НА,
И под стулом – нет. - (Полуприсесть, показать жест предлога ПОД).
И на кровати – нет - (Глубоко присесть, показать жест предлога НА,
И под кроватью – нет. - (Глубоко присесть, показать жест предлога ПОД).
Вот какая Маша, (Ритмично «грозить» пальцем попеременно каждой руки,
Маша – растеряша. (Ритмично «грозить» пальцем попеременно каждой руки).
(Повторить 2 раза)
- Где искала вещи Маша?
- Какое маленькое слово помогло искать вещи?
IV. Выделение предложений с заданным предлогом из рассказа.
- Маша хочет посмотреть, какие вы внимательные. Мы с Машей расскажем и покажем рассказ, а вы запомните предложения с маленькими словами на, под.
- На полянке играли Зайчик, Мышка, Петушок. Вдруг на солнце набежала туча, пошел дождь. Зайчик спрятался под дерево, Мышка – под грибок. А Петушок взлетел на забор и запел: «Кукареку! Я – молодец! Я ничего не боюсь!»
- Назовите предложения с маленьким словом на.
- Назовите предложения с маленьким словом под.
- Кто хочет рассказать этот рассказ так же?
V. Динамическая пауза.
- Маша довольна. Давайте проводим её домой.
- Пойдем мы по дорожке.
Ой, а на пути еще и ручеёк.
Как же пройти, не замочив, ножки?
А вот как. Прыгаем через ручеёк с бережка на бережок.
(Дети за логопедом проходят по «дорожке», перепрыгивают через «ручеёк»).
- Маша говорит вам спасибо и дает вам по две картинки. Кто справится с заданием, возьмёт понравившуюся картинку и в группе красиво раскрасит.
VI. Индивидуальная работа (по сюжетным картинкам).
- Садитесь, ребята за столы. Посмотрите на картинки и составьте предложения.
- Выходи, Данил. Говори предложение. Какое маленькое слово есть в твоем предложении?
Выбери схему маленького слова. Какая картинка понравилась больше? Составь схему предложения, и картинку оставь себе.
(Дети составляют схемы предложений. Логопед индивидуально проверяет.)
- Покажи в схеме предложения маленькое слово. Назови его.
VII. Итог.
- С какими маленькими словами играли? (НА, ПОД)
- Маленькие слова нужны?
- Маленькие слова очень важные. Молодцы, ребята. Занимались хорошо.