Магасумова
Конспект квест-игры по опытно-экспериментальной деятельности для старших дошкольников «Поможем старику Хоттабычу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Квест – игры
по опытно – экспериментальной деятельности
для старших дошкольников
Тема: «Поможем старику Хоттабычу»
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие художественно-эстетическое развитие.
Воспитатель: Магасумова Х. Б.
Публикация «Конспект квест-игры по опытно-экспериментальной деятельности для старших дошкольников „Поможем старику Хоттабычу“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Поможем старику Хоттабычу» Возраст: старшая группа (5-6 лет). Вид деятельности : Квест – игра Тип : Занятие - эксперимент и т. д. Форма: фронтальная.
Цель: - Формировать интерес к изучению окружающего мира; - Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию; - Формировать умение видеть и понимать причинно - следственные связи - Формировать у детей потребность в двигательной активности;
Задачи:
Образовательные: Познавательное развитие: - Продолжать знакомить со свойствами воды и магнита; - Дать представление о свойствах воды в различных ёё состояниях. «Вода жидкая, прозрачная, бесцветная, смешивается не со всеми веществами, обладает склеивающим эффектом. Вода в холоде превращается в холодный твёрдый скользкий лёд, который тает от воздействия тепла»; - Показать на опытах, что: магнит притягивает металлические предметы, при этом вода и стекло не препятствуют силе магнита; лёд тает в горячей воде, бумага при намокании склеивается; вода не смешивается с растительным маслом, в силу их разной плотности; масло не проходит сквозь фильтр из марли; вода принимает цвет подмешанного в неё красителя, а цвета, смешиваясь, образуют новые оттенки; - Познакомить со способом очистки воды с помощью фильтра. Речевое развитие: - Обогащать словарный запас понятиями: магнитная сила, примагничивать, склеивающий эффект, растворимое вещество, процедить, отфильтровать, фильтр, масляная плёнка, плотность, слои, несмешиваемые жидкости (вещества). Физическое развитие: - Закрепить двигательные умения, полученные на занятиях по физической культуре.
Развивающие: Познавательное развитие: - Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения эксперимента; - Развивать логическое мышление, способность анализировать, обобщать, делать самостоятельные умозаключения; - Развивать желание экспериментировать, рассуждать, высказывать своё мнение. Речевое развитие: - Дать детям возможность рассуждать и самостоятельно находить ответы на вопросы; - Закрепить понятия: магнит, кипячение, микробы, замерзание, таяние, бесцветная, прозрачная; - Закрепить знания о сказочных предметах, их названиях и магических функциях. Физическое развитие: - Развивать физические качества (скорость, координацию, выносливость). Социально-коммуникативное развитие: - Закрепить основы безопасного поведения в подвижных играх и соревнованиях; Художественно-эстетическое развитие: - Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Воспитательные: Познавательное развитие: - Воспитывать бережное отношение к природе в целом, и бережное отношение к воде в частности; - Подвести к пониманию, что воду нельзя загрязнять. Социально-коммуникативное развитие: - Развивать умение в ходе выполнения заданий слушать друг друга, не перебивая, сотрудничать друг с другом;
- Развивать умение действовать в команде, сопереживать и поддерживать друг друга; - Формировать позитивную установку на победу (в эстафетах); - Воспитывать умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Художественно-эстетическое развитие: - Воспитывать желание участвовать в подготовке к мероприятиям (изготовление атрибутов своими руками, разучивание ритмических танцев).
Предварительная работа: - Экспериментирование с водой «Свойства воды», и с магнитом. Просмотр звукового диафильма (цифровая версия – DIASCOPE.NAROD.RU) «Старик Хоттабыч» по одноимённому произведению Лазаря Лагина; - Чтение волшебных сказок народных и авторских, просмотр мультфильмов и диафильмов по мотивам сказок, загадывание загадок по сказкам; - Разучивание танца «Разноцветная игра». (Сл. Рубальская Л., муз. Савельев Б., музыкальной игры с ускорением «Лепим пельмени»; - Изготовление с детьми атрибутов для эстафет: следы из картона, «перья жар - птицы».
Словарная работа: Магнит, магнитная сила, примагничивать, склеивающий эффект, намокание, замерзание, таяние, бесцветная, прозрачная; растворимое вещество, просочилась сквозь отверстия; процедить, отфильтровать, фильтр, масляная плёнка, кипячение, микробы, ворс, плотность, слои; несмешиваемые жидкости (вещества).
Индивидуальная работа: - - Опыт «Волшебная палочка». Предложить поднести магнит к металлическому диску, закреплённому на «волшебной палочке» и объяснить, почему они соединились. Предложить поднять скрепку со дна ёмкости с помощью магнита и объяснить, почему скрепка движется вверх по стенке сосуда.
- - Опыт «Починим ковёр - самолёт». Предложить соединить листы бумаги между собой, смочить края водой. Предложить объяснить, что же произошло.
- - Опыт «Освободим волшебные кристаллы». Предложить обдумать и выбрать способ освобождения кристаллов из ледяного плена. Предложить объяснить, что произошло, когда на кубики льда полилась горячая вода.
- - Опыт «Готовим волшебные зелья». Предложить подумать и выбрать нужные цвета, для получения новых: зелёный, фиолетовый, оранжевый, коричневый.
- - Опыт «Живая вода». Предложить вылить растительное масло в воду и объяснить, почему масло плавает на поверхности. Предложить обдумать способы очистки воды, предложить отфильтровать воду с помощью марли и посмотреть, что произошло с водой и с марлей.
Методы и приемы: - Проблемно – поисковый (проблемная ситуация «нужно починить волшебные предметы», выдвижение гипотез по способам решения проблемы, опытная деятельность, подведение итогов) - Наглядные (наблюдение за объектом исследования, просмотр видеороликов с Хоттабычем, рассматривание слайдов презентации «Загадки про волшебные предметы»); - Словесные (вопросы «Что будет?», «Что получится?», «Что нужно сделать?», «Что произошло?», «Почему так получилось?», «Как можно это объяснить?», беседа с элементами дискуссии, использование стихов, загадок); - Практические (экспериментальная деятельность, эстафеты и конкурсы, танец).
Оборудование и материал: - Для опытов : высокая прямая ёмкость с водой, на дне которой скрепка с запиской, «волшебная палочка» с магнитом,4 цветных листа для принтера, стакан с водой, кисть, термос с горячей водой, ёмкость с «кристаллами», замороженными в кубиках льда, таз и сито, 4 пустых стакана, 3 стакана с чистой водой, гуашь красная, синяя и жёлтая, кисть, салфетки бумажные и влажные, ёмкость с чистой водой, ёмкость с растительным маслом. марля, пустая ёмкость; – Для эстафет: 4 обруча, 2 ориентира, «перья жар - птицы» для эстафет, 2 «ковра- самолёта», 2 мягкие игрушки; - Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация PowerPoint «Загадки про волшебные предметы», видеоролики с Хоттабычем, музыкальное сопровождение для танца, эстафет.
Ход квест - игры
Часть Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть
1 слайд (Старих Хоттаыч)
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, да не простое. Это – видеообращение. А вот от кого оно, вы узнаете, отгадав загадку.
Один волшебник-старичок
Имеет странный дом:
Дверь не закроешь на крючок
В стеклянном доме том.
В волшебном доме без крыльца
Сидит старик века,
И ждет, когда откроет дверь
Хоть чья-нибудь рука.
Освободителю поклон
И чудеса подарит он. (Н. Чанчикова)
2 слайд (видео-обращение с акцентом) Хоттабыч : Дорогие мои, большая беда случилась в сказочной стране, все волшебные предметы поломались! Их срочно нужно починить! Помогите, пожалуйста.
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем старику Хоттабычу? А какие волшебные предметы из сказок вы знаете? Я буду загадывать вам загадки, за каждую отгадку вы получаете один след. По следам вы можете дойти до первого объекта, там и ждёт вас первое задание.
3 - 11 слайд (загадки про волшебные предметы)
Эта вещь наверное - самая Волшебная!
Эта Шапка не простая, а чудесная такая:
Все, кто Шапку надевали, в миг куда-то исчезали!
(Светлана Веркина)
Это чудо в самый раз, сам носил уже не раз:
Если их наденешь ты, через горы, через броды,
В миг умчат тебя они. эти чудо - скороходы.
(Светлана Веркина)
Это вовсе не бездельница, это чудо- рукодельница!
Ты проси её скорей, в миг накормит всех гостей:
На столе и спозаранку будет -. (Светлана Веркина)
Чудо - вещь я достаю, про неё вам говорю.
Эти Гусли не простые, и хотя не золотые:
Если тронешь струнный ряд,-
Все плясать пойдут подряд! (Светлана Веркина)
Что за чудо? Что за диво? До чего оно красиво!
Это Блюдце не простое. Это Блюдце - Золотое:
Все покажет вам оно, так, как - будто вы в кино. (Светлана Веркина)
В старых сказках он, как компас!
С ним никто не пропадёт,
Бросишь сразу на тропинку, и беги за ним вперёд!
(Ирина Павлова)
Он рос в саду волшебном и лепестки ронял,
В одной чудесной сказке желанья исполнял!
И лишь одно желание пользу принесло,
Был исцелён мальчишка, несчастьям всем назло! (Ирина Павлова)
Взмахнет ей фея очень плавно
И чудо вдруг произойдёт,
В карету тыква превратится,
На бал девчонка попадёт! (Ирина Павлова)
Ответы детей: - Старик Хоттабыч
Ответы детей: - Сапоги - скороходы. - Волшебная палочка.
Ответ детей: - Шапка - Невидимка. - Рассматривают слайд.
Ответ детей: - Сапоги - Скороходы. - Рассматривают слайд.
Ответ детей: - Скатерть-Самобранка. - Рассматривают слайд.
Ответ детей: - Гусли - Самогуды. - Рассматривают слайд.
Ответ детей: - Волшебное Блюдце с Золотым Яблочком. - Рассматривают слайд.
Ответ детей: - Клубочек. - Рассматривают слайд.
Ответ детей: - Цветик – семицветик. - Рассматривают слайд.
Ответ детей: - Волшебная палочка. - Рассматривают слайд.
Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрим, куда приведут нас следы. А привели они нас к столу №1. Послушаем задание Хоттабыча.
12 слайд (видео) Хоттабыч : Моя волшебная палочка сломалась совсем! Как теперь мне колдовать! Моей бедной бороды на всех не хватит. Пожалуйста, Почините палочку?
13 слайд (волшебная палочка)
Воспитатель: Итак, первое задание – починить волшебную палочку. Кажется, я знаю почему палочка перестала работать, у неё отломилась одна её часть.
Опыт «Волшебная палочка»
Воспитатель: Что сейчас произошло, и как можно это объяснить?
Правильно магнит притягивает к себе предметы из металла. А давайте испытаем палочку, может она уже заработала. Смотрите, на дне ёмкости с водой находится скрепка, попробуйте её достать, не намочив рук.
А сейчас что сейчас произошло, и как можно это объяснить?
Всё верно сила магнита подействовала на скрепку даже через воду и стекло. Смотрите-ка, а на скрепке какое-то послание. Прочитаем?
«Чтоб попасть к столу №2, нужно отгадать загадку»
Летит по небу без забот, не вертолет, не самолет:
Не управляет им пилот, а он всегда летит вперед!
14 слайд (ковёр - самолёт)
Воспитатель: Подойдём к столу №2. Внимание на экран, слушаем следующее задание.
15 слайд (видео) Хоттабыч : Мой ковёр - самолёт порвался в клочки, когда зацепился за большую скалу. Я его «сим - салабим», и отправил вам маленькую копию.
16 слайд (ковёр - самолёт)
Воспитатель: А вот и мини – копия ковра, точнее его части. Как же их соединить? А если нет клея? Можно их соединить при помощи имеющихся предметов на столе?
Опыт «Починим ковёр - самолёт»
Воспитатель: Как удалось вам починить ковёр? Правильно, вода обладает склеивающим эффектом, и края бумаги при намокании слипаются. Но этот эффект длится недолго, до тех пор, пока бумага не высохнет. Поэтому надо быстрей отправить ковёр старику Хоттабычу. Он его «сим - салабим», и ковёр будет, как новенький. Кстати! На обратной стороне ковра что-то написано.
«Чтоб попасть к столу №3, нужно отгадать загадку»
Дом огромный изо льда. В нем живу совсем одна.
Заморожу, застужу, никого не пощажу.
Я совсем не нежная, Королева. (Ирма Финк)
17 слайд (Снежная королева)
Воспитатель: Загадку отгадали, можете подойти к столу №3. Итак, внимание, следующее задание!
18 слайд (видео) Хоттабыч : Как не стыдно, такая красивая женщина, а такая злая! Заморозила все волшебные кристаллы!
19 слайд (Волшебные кристаллы)
Воспитатель: И правда, посмотрите, ребята, все кристаллики попали в ледяной плен. Как можно достать кристаллы из кубиков льда? А, если не прикасаясь, не разбивая и не согревая лёд в ладошках? Какие ещё есть способы? Что из имеющегося на столе поможет растопить льдинки?
Опыт «Освободим волшебные кристаллы»
Воспитатель: Что произошло со льдом? Как вы сможете это объяснить?
Правильно, лёд – это та же вода. В холоде вода замерзает, превращается в лёд. От тепла лёд тает, а от горячей воды таяние происходит быстрее. Горячая вода согрела лёд, и он вновь стал водой, а наши кристаллы освободились. Посмотрите, какие они красивые! Какими их ещё можно назвать?
А помните весёлую игру с разноцветными стекляшками?
Танец «Разноцветная игра»
(Сл. Рубальская Л., муз. Савельев Б.)
Воспитатель: Глядите, в одной из растаявших льдинок было ещё одно послание для нас.
«Чтоб попасть к столу № 4, нужно отгадать загадку»
Дождик к солнцу в гости шёл.
Мост на небе он возвёл.
Только солнце повстречал –
Разноцветным мостик стал! (Ольга Киселёва)
20 слайд (радуга)
Воспитатель: Нас ждёт стол № 4, и следующее задание старика Хоттабыча!
21 слайд (видео) Хоттабыч : Ой, беда! Совсем старый стал! Зелье волшебное готовить разучился!
22 слайд (зелья)
Воспитатель: Да-а-а. Ну, ничего, этой беде можно помочь. Значит будем готовить волшебные зелья. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете делать зелья нужного цвета.
Опыт «Готовим волшебные зелья» 23 – 29 слайд (загадки про цвета радуги)
Воспитатель: Посмотрите сквозь стакан воды? Что вы видите? Правильно, вода не имеет своего цвета, она прозрачная. А теперь добавим в неё цвет.
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (Олеся Емельянова)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет. (Олеся Емельянова)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (Олеся Емельянова)
Ребята, что произошло с водой при добавлении в неё гуаши? Почему так получилось?
Правильно, она окрасилась. Гуашь растворима в воде, а так как вода сама не имеет цвета (прозрачная, то она приняла тот цвет, который вы в неё подмешали.
Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду, на лисе,
И на белке в колесе. (Олеся Емельянова)
Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы. (Олеся Емельянова)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (Олеся Емельянова)
Есть он в кофе, в чечевице,
В медвежонке и корице,
В шоколаде тоже есть –
Без него его не съесть. (Олеся Емельянова)
Воспитатель: А сейчас что произошло с водой? Почему?
Правильно, вода изменила цвет, потому что при смешивании красок мы так же получаем новые цвета.
Посмотрите под одним из стаканов снова послание! Будем читать?
«Чтоб попасть к столу № 5, нужно отгадать загадку»
Лужа, море, океан, пруд, ручей, родник, туман,
Озеро, река - всегда в них отыщется
(Александр Измайлов Митрофанович)
30 слайд (вода)
Воспитатель: Идём к 5 столу, внимание на экран.
31 слайд (видео) Хоттабыч : Ой, беда! Совсем засорилась вода! Это не простая вода, а живая вода! Я старый, больной, а вдруг я захвораю, воду срочно нужно очищать!
32 слайд (вода)
Воспитатель: Не волнуйтесь, Хоттабыч, ребята помогут очистить воду. Правда, ребята?
Опыт «Живая вода»
Воспитатель: Что мы можем наблюдать? Что происходит с маслом и водой?
Правильно, вода и масло не смешиваются, их можно назвать несмешиваемыми жидкостями. Эти два вещества разные по плотности, масло легче воды, поэтому оно плавает на поверхности. В ёмкость они находятся слоями.
Давайте попробуем очистить нашу воду от масла. Как это можно сделать? Как можно использовать имеющиеся на столе предметы?
Что теперь вы заметили? Почему так произошло?
Да, вы отфильтровали нашу воду, а фильтром стала марля. Жидкая вода просочилась сквозь мелкие отверстия марли, а жирное и скользкое масло задержалось на поверхности марли маслянистой плёнкой, зацепившись за его незаметные ворсинки.
Отфильтрованную таким образом воду уже можно пить, но желательно ещё прокипятить, ведь кипячения уничтожает микробы.
А давайте-ка проверим, как действует живая вода! Пить мы её не будем, а вот побрызгать на руки – ноги – запросто! (Брызгает)
Эстафета «Принеси перо Жар - птицы»
Эстафета «Полёт на ковре - самолёте»
33 слайд (видео) Хоттабыч : Скатерть – самобранка совсем обветшала, мало на ней угощений стало.
34 слайд (скатерть - самобранка)
Воспитатель: А мы как раз можем приготовить одно блюдо.
Музыкальная игра с ускорением «Лепим пельмени»
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Вы помогли старику Хоттабычу! А какие волшебные предметы вы починили?
А как вы их починили? Что вам больше всего понравилось сегодня? Что вы узнали нового? Чему научились? С какими веществами сегодня экспериментировали? Какие вещества оказались растворимыми или нерастворимыми?
35 слайд (видео) Хоттабыч : О-о-о! Свет очей моих! Алмазы моей души! Я от всей души благодарю вас, а моя скатерть – самобранка шлёт своё скромное угощение!
36 слайд (конец)
Один из детей подносит магнит к металлическому диску, закреплённому на «волшебной палочке», магнитный и металлический диски соединяются.
Ответ детей: - Они примагнитились.
Выбранный ребёнок поднимает скрепку со дна ёмкости с помощью магнита.
Ответ детей: - Магнит притянул скрепку.
Ответ детей: - Ковер - Самолет. - Рассматривают слайд.
Ответ детей: - Их можно склеить.
Несколько выбранных детей соединяют листы бумаги между собой, смочив края водой.
Ответ детей: - Листы приклеились друг к другу.
.
Ответ детей: - Снежная. - Рассматривают слайд.
Ответы детей: - Нужно растопить лёд. - Можно подержать его в руках и подышать на него. - Нужно полить его горячей водой.
Дети наблюдают, как воспитатель льёт на лёд горячую воду, либо выбранный ребёнок делает это с помощью воспитателя.
Ответ детей: - Лёд расстаял. - Лёд превратился в воду.
Ответ детей: - Разноцветные, яркие. - Прозрачные.
Исполняют танец «Разноцветная игра», подпевают
Ответ детей: - Радуга.
Ответ детей: - Через неё все видно.
Ответ детей: - Желтый цвет. - Один из детей подкрашивает жёлтой гуашью воду в первом стакане.
Ответ детей: - Красный цвет. - Один из детей подкрашивает красной гуашью воду во втором
Ответ детей: - Синий цвет. - Один из детей подкрашивает синей гуашью воду в третьем
Ответ детей: - Она стала синей, красной, жёлтой. - Она окрасилась.
Ответ детей: - Оранжевый цвет. - Выбранный ребёнок наливает в пустой стакан красную и жёлтую воду.
Ответ детей: - Фиолетовый цвет. - Выбранный ребёнок наливает в пустой стакан красную и
Ответ детей: - Зелёный цвет. - Выбранный ребёнок наливает в пустой стакан жёлтую и синюю воду.
Ответ детей: - Коричневый цвет. - Выбранный ребёнок наливает в пустой стакан красную и
Ответ детей: - Жёлтая вода стала зелёной (оранжевой). - Красная вода стала фиолетовой и т. д.
Ответ детей: - Вода.
Один из детей наливает в ёмкость с чистой водой растительное масло.
Ответ детей: - Они не смешиваются. - Масло плавает сверху.
Ответ детей: - Нужно перелить в другую чашу через марлю.
Выбранные дети накрывают пустую ёмкость марлей и процеживают сквозь неё воду.
Ответ детей: - Масло осталось на марле.
- Делятся на 2 команды, - Добегают до обруча, берут «пёрышко». - Бегут на старт, передают эстафету и т. д.
- Парами переносят игрушки на «коврах - самолётах» из ткани - Передают «ковры» следующей паре.
Под музыку выполняют движения игры, постепенно ускоряя темп.
Ответ детей: - Волшебную палочку, ковёр – самолёт идр.
- Очищать воду. - Растапливать лёд. - Смешивать воду разных цветов и др.
Дети получают «угощения» - яблоки и под музыку выходят из зала.
Список интернет - ресурсов:
Загадки
https://www.stihi.ru/2015/10/26/9569
https://doshkolnik.ru/index/1265-12-july-2013.html
https://www.stihi.ru/2016/04/30/4379
https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/402-detyam-zagadki-pro-prirodnye-yavleniya-raduga.html https://www.olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-cveta.html https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/283-detyam-zagadki-pro-vodu.html
Видео https://www.youtube.com/watch?v=HDqHKjvu8Ts
Опыты https://infourok.ru/masterklass-eksperiment-s-vodoy-kak-ochistit-vodu-533349.html https://deti-club.ru/kartoteka-opytov-eksperimentov-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-opyty-s-vodoj https://infourok.ru/kartoteka-opiti-s-vodoy-dlya-doshkolnikov-1188500.html https://dohcolonoc.ru/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou/3309-tsikl-opytov-na-temu-magnit.html https://cyberpedia.su/8xe20.html
Аннотация к конспекту квест - игры «Поможем старику Хоттабычу»
Конспект квест – игры, направленный на формирование интереса к изучению окружающего мира; развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию; формирование потребности в двигательной активности, для детей старшей группы (5-6 лет). Тип: занятие - эксперимент.
В процессе квест - игры решаются цели и задачи: продолжать знакомить со свойствами воды и магнита; дать представление о свойствах воды в различных ёё состояниях; познакомить со способом очистки воды с помощью фильтра; развитие познавательной активности в процессе самостоятельного выполнения эксперимента и др. Конспект может быть использован воспитателем или инструктором по физическому воспитанию для организации квест - игры в музыкальном зале или в группе.