Дюсенева Марина Александровна
Конспект круглого стола «Преемственность ДОУ и НОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
«Преемственность детского сада и школы в подготовке будущих первоклассников»
Провела методист Дюсенева М.А.
Темочки:
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круглый стол для педагогов
- Темочки
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» В. А. Сухомлинский
Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности, школы и дошкольного учреждения, выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
1. Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса преемственности;
2. Проанализировать результаты работы по преемственности в звене МБДОУ - школа и родители будущих первоклассников.
3. Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей и родителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия.
Участники: учителя начальной школы и воспитатели подготовительных групп детских садов с. Перелюб.
Ход проведения:
Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.
1. Теоретическое обоснование вопроса преемственности между МБДОУ и начальным звеном школы.
Реализация преемственности ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
1. Задание участникам круглого стола:
Что понимается под понятием преемственность между детским садом и школой?
Перед вами несколько определений преемственности. Давайте выберем наиболее подходящее.
Преемственность – это принцип, лежащий в основе системы непрерывного образования.
Преемственность, как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию»
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Преемственность между начальным и основным общим звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Обоснование ответов.
2. Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи МДОУ и школы.
Преемственность - это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей:
физическая, специальная (педагогическая, психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
На этой основе можно сформулировать конкретные преемственные и перспективные задачи дошкольного учреждения и начальной школы.
Задачи дошкольного учреждения. (зачитает воспитатель)
1. Приобщение к здоровому образу жизни.
2. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
3. Формирование знаний об окружающем мире как основы развития деятельности (восприятия, коммуникации, познания, игры).
4. Развитие возрастной компетентности в сфере отношений к миру, людям; развитие умений сотрудничества.
5. Педагогическая помощь по развитию сформированных качеств.
Задачи начальной школы. (зачитает учитель)
1. Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
2. Эмоциональная готовность к общению с окружающим миром.
3. Формирование общеучебных и предметных умений-навыков, желания и умения учиться, интеллектуальная готовность к образованию на следующем этапе.
4. Готовность к взаимодействию с миром, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
5. Совершенствование достижений дошкольного периода, индивидуализация процесса обучения.
Решение этих задач обеспечит плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, то есть позволит реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность. Особо следует учесть тот факт, что ребенок 5–6 лет – дошкольник, то есть только готовится к систематическому обучению.
О трудностях, с которыми она сталкивается при подготовке детей к школе нам расскажет логопед МДОУ «Детский сад №1 с. Перелюб» Явкаева Галина Петровна.
2 Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе?
Памятки.
1. Социально-психологическая готовность к школе:
- Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
- Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
2. Интеллектуальная готовность:
- Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
- Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
- Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др., сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
3. Психофизиологическая готовность:
- Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
- Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше ниже, больше - меньше, вперед-назад, слева - справа.
- Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Ответы участников «круглого стола»
- Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
3. Составление портрета будущего первоклассника
3. Задание: На листе бумаги по кругу дополнить «Каким мы хотим видеть будущего первоклассника?». Каждый пишет и загибает лист, что бы следующий участник не видел надпись.
5. Пока составляется портрет будущего первоклассника, с докладом о готовности детей к школе выступит воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 с. Перелюб» Курганова Дарья Сергеевна.
Озвучивание портрета бедующего первоклассника.
- Сегодня мы посетили занятие в подготовительной группе. Слово для озвучивания целей, задач и самоанализа предоставляется воспитателю ДОУ Швецовой О. В.
Рекомендации, вопросы участников круглого стола (Представители методического отдела УО, учителя НОО, представители других детских садов)
6. Обобщение итогов круглого стола.
Вывод:
- В настоящей ситуации развития системы образования, с учетом ФГОС, преемственность в обучении необходима.
- Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая, специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.
Большое спасибо всем за участие. До новых встреч!