Боева Людмила Владимировна
Конспект коррекционного занятия «Восприятие формы, величины, цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-развивающие : развитие восприятия формы, величины, цвета, развитие координации движений руки и глаза; развитие пространственной ориентации; зрительного и слухового восприятия; развитие внимания, памяти, мыслительных процессов, координации движений. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Обводка по трафарету и штриховка.
Публикация «Конспект коррекционного занятия „Восприятие формы, величины, цвета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Образовательные: закрепить понятия: выше, ниже, уже, шире, вправо-влево, вверх-вниз, над, под; закрепить правильное называние форм предметов, оттенков цветов.
Воспитательные : воспитывать способность подчинять свои действия инструкции; воспитывать коллективизм, уважение друг к другу, взаимопонимание, дружелюбие.
Оборудование: презентация «Восприятие формы, величины, цвета», «волшебный мешочек» с геометрическими фигурами основных цветов; наборы основных плоскостных геометрических фигур разного размера основных цветов (красный, желтый, синий); трафареты геометрических фигур.
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой.
3. Ритуал приветствия.
4. Упражнение «Найди предмет указанной формы».
5. Пальчиковая гимнастика.
6. «Запомни».
7. Игра «Кот и мыши».
8. Какое что бывает?
9. Упражнение «Какой предмет лишний?»
10. Упражнение «Зрительный диктант».
11. Динамическая пауза.
12. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
13. Упражнение «Собери домик».
14. Игра «Геометрические фигуры в пространстве»
15. Практическая работа. Обводка по трафарету и штриховка квадрата.
16. Игра «Найди…»
17. Релаксация.
18. Рефлексия.
1. Орг момент.
Цель- организация начала урока.
Занять свое место за партой.
Определение отсутствующих.
2. Психологический настрой.
Цель-настрой на урок.
Прозвенел и смолк звонок
Вот и начался урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело чётко говори
И тихонечко сиди.
3. Ритуал приветствия.
Цель- начало занятия.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии! Возьмитесь, пожалуйста, за руки и через рукопожатие передайте свое тепло соседу справа, сопровождая это движение улыбкой. А теперь соседу слева. Начинаем с меня. Молодцы!
Ребята, сегодня на занятии мы не только выполним разные задания, но и совершим путешествие. В путешествие с нами отправится один герой, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку!
Если ты его отточишь —
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?. /Карандаш/
Ребята, как вы думаете, на чем можно путешествовать?
Мы с вами будем путешествовать на поезде. Из каких геометрических фигур состоит наше транспортное средство? Наш карандаш пришел не один, а со своими разноцветными друзьями.
- У вас на столах стоят ванночки с зерном, с цветными карандашами. Я буду читать стихотворения о них, а вы выкладывайте на стол те карандаши, о которых услышите.
Красный: Здравствуй, красный карандаш,
Карандаш любимый наш.
Синий: Небо им раскрашу я,
Пруд, и реки, и моря.
- О каком карандаше идет речь? Как догадались?
Зеленый: Глянь-ка, карандаш зеленый,
Вон какие стали клены!
Желтый: Люблю солнце, люблю пляж,
А какой я карандаш?
- Какой карандаш положили? Почему?
- Что такое «пляж»?ё
Коричневый: Все рисую без разбора,
Шкаф, и стулья и кровать.
А потом пойду я в горы,
Буду скалы рисовать.
Добрый, необидчивый
Карандаш …
- Еще раз покажите и назовите цвета карандашей. (Хором)
4. Упражнение «Найди предмет указанной формы».
Цель-развитие восприятия формы, цвета, нахождение предметов похожих по форме.
Ребята, и вот мы попали в первый пункт нашего путешествия. Здесь для вас есть задание. У каждого на столе есть конверт, а в нем картинки, на конверте наклеены фигуры разных цветов. Вам нужно по очереди назвать свою геометрическую фигуру, её цвет и из предложенных картинок выбрать ту, которая похожа на вашу фигуру по форме. Например, у меня синий прямоугольник, ему подходит картинка - поезд.
Молодцы! Хорошо справились с заданием. Ребята, а как вы думаете, для чего люди путешествуют?
Правильно, что бы узнать что-то новое, увидеть всю красоту мира. Но для этого надо быть очень внимательным. Вот следующее задание, которое ждет нас на следующей станции.
5. Пальчиковая гимнастика.
Цель- подготовка кисти к рисованию.
Чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать. Покажите свои ручки, давайте, соединим наши пальчики, и пускай они поздороваются (пальчиками правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками, со словами).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
6. Упражнение «Запомни»
Сейчас я Вам покажу карточки с изображением геометрических фигур. Вы должны внимательно посмотреть и запомнить какого цвета фигура. Каждому из Вас я раздам листочки не цветных фигур, вы должны раскрасить фигуру в нужный цвет. Потом я снова покажу цветную фигуру, и проверим, правильно ли выполнено задание.
1.
2.
3.
7. Игра «Кот и Мыши».
Цель-закрепление знаний цветов и геометрических фигур.
- Знание цветов и форм может кому-то спасти жизнь. Жили мышки в разноцветных норках, гуляли они на лужайке. Вдруг появился кот. Помогите мышкам закрыть норки, чтобы кот их не заметил.
При ответе учащиеся называют форму фигуры и ее цвет.
8. Упражнение «Какое что бывает?»
Цель-развитие памяти, наблюдательности.
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает желтым?
- Что бывает круглым?
- Что бывает красным (квадратным?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.
9. Упражнение «Какой предмет лишний»
Цель-развитие слухового восприятия и зрительной памяти.
К доске подойдут три человека, необходимо убрать лишний предмет, который не соответствует вашей фигуре / выдаются эталоны круга, треугольника, квадрата/. А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание и можем ли мы продолжать путешествие?
10. Упражнение «Зрительный диктант».
Цель-развитие внимания, памяти, наблюдательности, формирование сенсорных эталонов.
Вы видите 2 изображения. Какие геометрические фигуры вы видите? (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
Ваша задача запомнить эти 2 изображения и когда я их закрою, по памяти, нарисовать на своих листочках.
Молодцы, поехали к следующему заданию. Встаньте, пожалуйста, сделайте шаг влево, шаг вправо, шаг вперед, и подпрыгните вверх.
11. Динамическая пауза
Мы со стульев тихо встали
И зарядку делать стали.
Руки – вверх, руки – вниз,
Вправо, влево повернись,
Руки в стороны пошире:
Раз, два, три, четыре.
Ты пониже наклонись
И тихонько распрямись.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
И песенку поем:
Руки – вверх, в кулачок,
Разожмем – и на бочок,
Руки – вниз, в кулачок,
Разожмем – и на бочок.
12. Дидактическая игра «Чудесный мешочек?»
Цель-развитие тактильных ощущений, сенсорных эталонов.
Мы с вами рисовали, запоминали, раскрашивали фигуры, а теперь давай на ощупь угадаем какую фигуру вы достанете из мешочка.
На занятие я принесла красивый удивительный мешочек, в котором лежит что-то очень интересное. Хочешь узнать, что там находится? Давай с тобой сыграем в игру, которая называется «Что в мешочке?», для этого ты должен опустить руку в мешочек и попытаться определить, форму предмета попавшейся в руку, затем достать и назвать что это, и какого цвета. (Ребёнок опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»). Молодец!
13. Упражнение «Собери домик».
Цель-развитие зрительного восприятия и памяти.
Ребята, перед вами наборы геометрических фигур из которых вы должны выложить дом.
Из каких фигур состоит наш домик. Назовите большие, маленькие фигуры.
Какого цвета крыша, домик, окно на домике, окно на крыше.
У всех получился дом? Молодцы!
14. Игра «Геометрические фигуры в пространстве».
Цель-закрепление понятий «большой», «маленький».
Следующее задание от наших фигур обвести и заштриховать квадраты. У тебя на столе лежит конверт, возьми его и посмотри, что там лежит. Достань квадраты из конверта. Какого цвета квадраты? Правильно все квадраты белого цвета. Посмотри, а по размеру все квадраты разные. Выбери и покажите самый большой квадрат. Выбери и покажите маленький квадрат. Выбери и покажи средний квадрат.
Учитель показывает башенку из квадратов.
- Посмотрите, какую башенку я сложила из квадратов. - Какой квадрат находится внизу? - Какой квадрат находится по середине? -Какой квадрат находится на верху?
15. Практическая работа. Обводка по трафарету и штриховка квадрата.
Цель- развитие мелкой моторики, осторожности движений.
Сейчас мы будем обводить квадраты так, чтобы у тебя тоже получилась башенка. Найди самый большой квадрат, положи его вниз листа и обведи. А теперь возьми средний квадрат, положи его сверху на большой квадрат и обведи. Покажите квадрат, который мы ещё не обводили. Какой он по размеру? Положи его сверху на средний квадрат и обведите. Что у тебя получилось? Башенка.
А сейчас квадраты из которых составлена башенка мы будем штриховать простым карандашом сверху-вниз. Посмотри, как мы это будем делать. (Показ выполнения штриховки на индивидуальной карте учителем).
Начнем штриховку с верхнего маленького квадрата, будем проводить прямые линии сверху вниз. Возьми простой карандаш и покажи в воздухе как вы будете делать штриховку. А сейчас мы будем делать штриховку среднего квадрата прямыми линиями сверху-вниз. Покажи как ты будешь делать штриховку. Оставшийся квадрат ты штрихуешь самостоятельно Посмотрите какие замечательные башенки у тебя получились.
16. Упражнение «Найди…»
А теперь проверим как хорошо мы запомнили форму, величину и цвета.
17. Релаксация.
Ребята, вот и закончилось наше очередное путешествие. Мы вернулись домой. Я попрошу вас встать в круг, взяться за руки. Что мы сегодня делали на занятии? Понравилось путешествовать? Вы все сегодня замечательно поработали. Давайте закроем глаза, вспомним самые приятные моменты нашего занятия, скажем мысленно друг другу «Спасибо, до новых встреч!». Откроем глаза. Я благодарю вас за работу.
18. Рефлексия.
У тебя на парте лежат разные смайлики, у них разное настроение. Выбери смайлик, который показывает твоё настроение на уроке.