Лариса Гунько
Конспект коррекционного часа в старшей группе «Дифференциация звуков [ш] — [ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающие задачи:
• уточнить характеристику звуков [ш] и [ж];
• закреплять правильное произношение звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, чистоговорках, фразах, стихотворном тексте;
• упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, фразах;
• закреплять навык определения позиции звуков [ш] и [ж] в словах;
• упражнять в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (детёныши животных);
• закреплять навык словообразования при помощи суффиксов (существительные)
Публикация «Конспект коррекционного часа в старшей группе „Дифференциация звуков [ш] — [ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
и приставок (глаголы).
Развивающие задачи:
• создать положительное психоэмоциональное настроение;
• развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание,
мыслительные навыки, мелкую моторику рук.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Прозвенел звонок, начинается урок…
Приглашаю на урок тех детей, кто назовёт предметы одежды, в названии которых
есть звуки [ш] и [ж].
2. Характеристика звуков.
Воспитатель: - Скажите, звуки [ш] и [ж] - это какие звуки?
- Чем похожи звуки [ш] и [ж]? (согласные).
- Чем они отличаются? (звуки [ш] глухой, а звук [ж] звонкий, как колокольчик).
Игра «Колокольчик».
Воспитатель: - Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте, какой звук в этом слове [ш] или [ж]? Если услышите звонкий звук [ж], позвоните в колокольчик.
Слова: шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.
3. Игровое упражнение «Найди место звука в слове» (по схемам).
Воспитатель: - А вы заметили, что звук в слове можно услышать в начале, в середине или в конце слова? К каждой схеме подберите подходящую картинку.
4. Дифференциация звуков в слогах.
Игра «Договори слово».
Воспитатель: - Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ШИ или ЖИ.
Слова: камы-ши, у-жи, мы-ши, гру-ши, е-жи, каранда-ши, но-жи, шала-ши, лы-жи, детёны-ши, эта-жи, ланды-ши, гара-жи, клави-ши, кра-жи, черте-жи.
5. Дифференциация звуков в словах.
Игра «Назови ласково».
Воспитатель: - Надо изменить слово так, чтобы в новом слове появился звук [ш] или [ж].
Слова: со звуком [ж] : сапог – сапожок, пирог, друг, круг, берег, творог, утюг, флаг.
со звуком [ш] : перо – пёрышко, зерно, крыльцо, солнце, ведро, пятно, поле, трус, воробей, заяц.
Игра «У кого кто?» (по картинкам).
Воспитатель: - У лягушки много (лягушат, а у ежихи много….(ежат).
- У кукушки много (кукушат, а у ершихи много (ершат).
- У медведицы много (медвежат, а у индюшки много (индюшат).
- У мышки много (мышат, а у верблюдицы много (верблюжат).
- У лошади много (жеребят, а у моржихи много (моржат).
Игра «Найди лишний предмет»
Воспитатель: - Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. Какой предмет лишний и почему?
Картинки: - Снежинки, груша, жук, лыжи.
- Чашка, машина, флажок, шкаф.
- Лягушка, мышка, солнышко, ёжик.
6. Физкультурная пауза.
Упражнение: «Я спрошу, а ты ответь» (с показом действий).
Воспитатель: - Ты пишешь? - Я пишу. – Ты мажешь? - Я мажу. - Ты машешь? – Ты гладишь? – Ты наряжаешься? – Ты просишь? – Ты сидишь? –Ты бежишь? - Ты шьёшь? –Ты пьёшь? –Ты поёшь? – Ты живёшь?
7. Дифференциация звуков в чистоговорках.
Проговаривание чистоговорок «На каком этаже я живу».
Воспитатель: - А на каком этаже вы живёте, ребята? Же-же-же – я живу на четвёртом этаже. А вы? - Все мы с вами живём в городе в многоэтажных домах.
8. Дифференциация звуков во фразе.
Воспитатель: - А я вам хочу рассказать о ёжике, который живёт где? (в лесу). Помогайте мне.
Рассказ «Ёжик по лесу шёл»
Воспитатель: Ёжик по лесу … (шёл). На полянку … (пришёл). Грибочек … (нашёл).
И дальше….(пошёл). В чащу леса (зашёл). К избушке (подошёл).
В избушку (вошёл). Ничего не (нашёл). Из избушки (вышел).
И дальше (пошёл). Ёжик к пеньку (подошёл). Пенёк (обошёл).
Яблоко (нашёл). От пенька (отошёл). Яблоко съел и под ёлку (ушёл).
9. Дифференциация звуков в стихотворном тексте.
Воспитатель: - Наверное, побежал ёжик к своим друзьям, про которых мы знаем весёлое стихотворение. Как оно называется?
Чтение стихотворения «Топотушки» по мнемотаблице.
Топ – топ! Топотушки!
Пляшет зайка на опушке.
Пляшет ёжик на пеньке.
Пляшет чижик на сучке.
Пляшет пёсик на крылечке
Пляшет котик возле печки.
Пляшет мышка возле норки.
Пляшет козочка на горке.
Пляшет утка на реке.
Черепаха на песке.
Топ – топ! Топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты.
Что стоишь? Пляши и ты!
Воспитатель: - Почему это стихотворение весёлое? (потому что все пляшут и у всех хорошее настроение).
10. Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, и мы с вами хорошо позанимались.
- Прозвенел звонок и закончился урок. О чём мы говорили?
Что вам больше всего понравилось?