Елена Стрыгина
Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продемонстрировать применение одной из нетрадиционных форм работы с детьми коррекционное занятие - путешествие по исправлению нарушений звукопроизношения на дифференциацию шипящих с элементами обучения грамоте, экологического познания и применением здоровьесберегающих компонентов, как средство развития образовательных и творческих способностей воспитанников и самого специалиста, ориентируясь на игру как основную форму деятельности дошкольника.
Задачи:
Публикация «Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе для детей с ОНР „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
-обеспечить тесную взаимосвязь воспитанников и учителя-логопеда в реализации основных образовательных компонентов посредством игровой обучающей деятельности;
-реализовать единство подхода к коррекционной работе с детьми в формировании навыков фонематического анализа и синтеза, сочетая с заданиями направленными на дифференциацию шипящих в слогах, словах; в спонтанной речи усвоение звуко- слогового строения слов и обозначение звуков буквами, обогащать и активизировать словарный запас в области экологического познания, стимулировать речевую активность;
-формирование навыков конструирования букв из цветного песка методом щёпоти, развивая мелкую моторику и творческие возможности.
Оборудование и материалы: Телевизор, магнитофон, корзинка с разноцветными листьями для осени, дерево с яблочками, гелевые шарики с наклеенными картинками и шипящими буквами, менажница, клей, заготовки букв, кисти, цветной песок для моделирования букв.
Ход занятия:
Под спокойную музыку в зал входит педагог с корзинкой в костюме Осени, идёт по залу восхищается красотой осеннего леса
Осень :
Я Осень золотая в гости к вам пришла
Осенних много листьев в подарок принесла
(разбрасывает осенние листочки по залу, устраивая листопад)
-Какая красивая листва, деревья как же всё волшебно я вокруг раскрасила, какие удачные краски подобрала! Но в этой красоте пусто, никого не видно, никого не слышно, а мне так скучно одной в осеннем лесу, нескем поговорить, пообщаться, некого уму разуму научить!
-А ведь каждое время года по своему прекрасно и волшебно, и я немного волшебница, так попробую сегодня позвать своих друзей-насекомых, может у меня получиться, они наверное уже попрятались в свои норки на зиму!
Осень : Божья коровка! Жууук! Шмелёнок! Шершень! Кузнечик! Где вы? Ау-уу, ау-уу, ау-уу!
Друзья-насекомые: Дети старшей группывыходят из-за ширмы с символами- картинками насекомых
Друзья-насекомые: Здравствуй осень золотая! (все вместе)
Божья коровка: А что уже весна? Зачем ты нас разбудила? Ведь мы уже почти все уснули (Тоня)
Осень : Мне скучно одной в лесу, и очень захотелось увидеть вас ещё раз, поиграть с вами, поговорить, провести занятие о лете воспоминание.
Вот и давайте сегодня поговорим о вас друзья- насекомые, о вашей пользе в природе.
Осень : Вот ты Жук какой?
Жук:
Я жук жужжу, летаю, землю ковыряю (Никита)
Осень : Какой звук слышится первый в слове Жук?
Друзья - насекомые: Звук [Ж]
Осень : Правильно! А какой он? Скажите о нём?
Друзья-насекомые: Жужжащий
Правильно!
Осень : Правильно! Давайте все вместе пожужжим «Ж-ж-ж-ж-ж», покажем как поют жуки! Приложим ладонь к горлышку и почувствуете как оно вибрирует, «работает», жужжит.
Этот звуксогласный не поётся, не тянется, всегда твёрдый, а ещё он звонкий!
Осень :А кто ещё в природе жужжит? Или издаёт жужжащий звук?
Друзья-насекомые: Муха, пчела, оса, жук, божья коровка!
Осень :А теперь этот звук превратился вот в такую букву (педагог обращает внимание детей на экран телевизора, где изображена красочная буква [Ж])
Эта буква широка и похожа на жука, и
при этом точно жук издаёт жужжащий звук
Запомните эту букву! Божья коровка какая это буква? Жук какая это буква?
Шмелёнок назови эту букву.
Осень : Ну а ты шмель какой? Расскажи про себя чем занимаешься в лесу?
Шмель:
Я Шмель пушистый, жирный
В шиповнике жужжу
Поужинать душистым нектаром я спешу (Кирилл)
Осень : А правда, что слово Шмель начинается со звука [Ж]?
Друзья-насекомые: Нет, там слышится другой звук, шипящий
Осень : Правильно! Слово шмель начинается с другого звука, с шипящего. Давайте пошипим все вместе «Ш-ш-ш-ш-ш-ш», приложим ладонь к горлышку и почувствуете как оно «молчит» (обратить внимание на артикуляцию звука, губы трубочкой, щёки не раздуваем!
Он тоже согласный, не поётся не тянется, всегда твёрдый, но глухой!
Осень : А как вы думаете, что в природе и окружающем издаёт шипящие звуки?
Друзья-насекомые: Змея шипит, шум ветра, дождя, вода в кастрюле шипит когда закипает, чайник на плите, напор воды в кране!
Осень : Какие молодцы! А теперь этот звук превратился вот в такую букву (педагог обращает внимание детей на экран телевизора, где изображена красочная буква [Ш])
Буква Ш с тремя шипами, не хватай её руками!
Запомните эту букву! Шершень какая это буква? Кузнечик какая это буква?
Шмелёнок назови эту букву.
Осень : А теперь немного отдохните и полетайте друзья мои!
Друзья-насекомые: врассыпнуюбегают по залу, машут крылышками и Жужжат
Осень : А теперь я предлагаю вам остановиться и подружить ваши одинаковые звуки!
Игра «Друзья по звуку»
Друзья-насекомые: Находят себе пару по одинаковому звуку, протягивают друг другу руки, они подружились!
Осень : Теперь вы «Друзья» Шмелёнок и Шершень, Жук и Божья коровка
Осень : Правильно, вы справились с этой задачей, но почему именно так вы решили подружиться, а не иначе?
Друзья-насекомые: В наших названиях звучит один и тот же звук
Осень : Молодцы! Но у нас проблема, наш Кузнечик остался один без друга! Почему?
Друзья-насекомые: В слове Кузнечик нет шипящих звуков!
Осень : Правильно! В этом слове живёт другой звук и с ним мы познакомимся в следующий раз! А сейчас я угощу тебя яблочком с моей яблоньки и ты можешь бежать к своим друзьям в лес у тебя их там много! До свидания Кузнечик!
Осень : Загадывает загадку:
Живёт без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, А всякий слышит. (Эхо)
Осень : Друзья я предлагаю вам поиграть в игру «Эхо».
Наши подружившиеся парочки будут друг для друга этим эхом. Шершень и Шмелё нок говорят слоги: со звуком [ш] чётко проговаривая слоги Ша,шо,шу,ши,ше, а Жук и Божья коровка меняют их со звуком [ж] и откликаются со слогами Жа,жо,жу,жи,же (затем меняются слогами)
Игра «Слоговое эхо»
Осень : Молодцы! Вы справились с этой задачей, похлопайте себе! Хлопки!
Осень : За это я хочу вам подарить разноцветныевоздушные шары, но это не просто шарики, а словошарики, на них есть картинки со знакомыми вам буквами. Внимательно посмотрите на картинки и называйте их по очереди, чётко произнося шипящие звуки в словах.
Словесная игра «Словошарики»
Осень : Молодцы! Вы справились и с этой задачей, похлопайте себе! Хлопки!
Осень : Осенью часто идёт дождь! Давайте с помощью массажа покажем какой этот осенний дождик!
Дождик бегает по крыше, - Бом! Бом! Бом! Бом!
По весёлой, звонкой крыше - Бом! Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите, -Бом! Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите, -Бом! Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте, а уйдёт тагда гуляйте!
Массаж спины «Дождик»
Осень : Где бы нам друзья мои спрятаться от дождя? Придумала, побежали в наши домики, займите их согласно вашей шипящей букве!
Друзья-насекомые: Сюрпризы ещё не закончились и в память о нашем путешествии в мир «Шипящих звуков», вы сами превратите звуки в яркие шипящие буквы с помощью бумаги, клея и разноцветного песка! (Метод моделирования букв)
Игра-моделирование «Украсим букву»
Друзья-насекомые: С готовыми красивыми буквами встают в ряд и демонстрируют свои работы.
Осень : Хвалит детей, снимает яблочки с яблони и угощает ими свих друзей.
«Сюрприз - угощение с яблони»
Итог занятия: Вам понравилось наше путешествие в Осенний лес? Чем особенно понравилось? Что нового узнали? Вы довольны?