Елена Голдеева
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по звукопроизношению «Звук [ш]. Пересказ рассказа по картинному плану»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука [ш] в речи.
2. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, логического мышления.
3. Развитие связной речи.
4. Воспитание стремления следить за своей речью.
Оборудование: магнитная доска, коробка, игрушка – плюшевый мишка, индивидуальные зеркала, «волшебная дорожка» (графические символы звука [ш], картинки для игры «4-й лишний», предметные картинки со звуком [ш], «фотографии» плюшевого мишки, трёхэтажный дом, наборы для составления схем слов, маленькие звуковые домики, предметные картинки к рассказу «Мишка».
Публикация «Конспект коррекционно-развивающей деятельности по звукопроизношению „Звук [ш], Пересказ рассказа по картинному плану“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Ход КРД:
I. Орг. момент.
(Дети подходят к магнитной доске. Половина доски занавешена, на другой половине – предметные картинки : шапка, шуба, пальто, шарф).
- Ребята, внимательно посмотрите на картинки и найдите «лишнюю» картинку. (Пальто)
- Почему «пальто» - лишнее? (В слове «пальто» нет звука [ш], а в остальных словах слышится звук [ш]).
- Сели на свои места.
II. Постановка цели КРД.
1. – Кто догадался, с каким звуком мы сегодня будем работать?
2. - Сегодня мы продолжим работать со звуком [ш], будем учиться правильно произносить этот звук в слогах, словах и предложениях.
III. Сюрпризный момент:
– Угадайте, кто пришё л к нам в гости:
Толстый он
И косолапый,
У него
Большие лапы,
Сделаны они из плюша.
Мыть его нельзя под душем.
( Показ игрушки: Плюшевый Мишка).
- Как вы думаете, зачем Плюшевый Мишка пришёл к нам?
(Он пришёл узнать, как мы научились произносить звук [ш] и сам тоже хочет научиться правильно его произносить).
- Поможем Плюшевому Мишке? (Да).
IV. Характеристика и артикуляция звука [ш].
- Возьмите зеркала, поставьте их и произнесите звук [ш]. Посмотрите, что помогает нам произносить звук [ш]? (Губы, зубы, язык).
- Когда мы произносим звук [ш], что делают губы? (Губы округлены и немного вытянуты вперёд).
(Выставляется картинка : губы «хоботком»).
- Когда мы произносим звук [ш], где находится язык? (Язык поднят за верхние зубы и принимает форму «чашечки»).
(Выставляются картинки : «стрелка вверх» и «чашечка»).
- А какой воздух дует изо рта? (Тёплый воздух).
(Выставляется картинка :).
- Ребята, дайте характеристику звуку [ш]. Какой он? (Звук [ш] – согласный).
- Почему? (Во рту есть преграда – зубы, язык).
- Ещё какой звук [ш]? (Твёрдый).
- Каким цветом мы обозначаем согласный твёрдый звук? (Синим цветом).
(Выставляется картинка : синий кружок).
- Каким ещё бывает звук [ш]? (Глухим).
(Выставляется картинка : зачёркнутый колокольчик).
- Что ещё мы можем сказать о звуке [ш]? (Шипящий).
(Выставляется картинка : змея).
- А теперь расскажите всё о звуке [ш] по «волшебной дорожке». (1 – 2 ребёнка).
- Покажи, Миша, как ты научился произносить звук [ш] (Давид, Полина, Милена, Рита,)
- Уберите зеркала на край стола картинками вверх.
V.Закрепление правильного произношения звука [ш]. Сюжетно – ролевая игра «В гостях у Плюшевого Мишки» :
1. Плюшевый Мишка приглашает нас в гости и дарит вам свои фотографии. Он хочет поиграть с вами в игру «Кто лучше слышит?».
- Я буду произносить разные слова, а вы, как только услышите слово со звуком [ш], поднимите фотографию:
шапка – зубы – душ – лыжи – каша – бабушка – дом – жаба – шиповник – мальчик – машина – плащ – подушка - …
2. Вот ещё игра для вас – «Кто внимательный из вас?»
- Достаньте из конверта картинки, разложите на столе, внимательно посмотрите на них и отгадайте, какая картинка есть у вас со звуком [ш].
– Назовите свою картинку. Лишние картинки уберите обратно в конверт.
3. Плюшевый Мишка любит сочинять стихи. Давайте поможем ему:
Ша – ша – ша – мама моет (малыша). Кто запомнил стишок?
Шу – шу – шу – Лёша кушает … (лапшу)
Ши – ши – ши – что-то шепчут … (камыши)
Аш – аш – аш – мы построили … (шалаш)
Ошка – ошка – ошка – на окошке … (кошка)
Ушка – ушка – ушка – мягкая … (подушка)
Ышка – ышка – ышка – маленькая … (мышка)
Физкультминутка «Три медведя»
Плюшевый Мишка хочет вам рассказать о своей семье, а вы ему в этом поможете:
Три медведя шли домой. (Дети идут, как медведи)
Папа был – большой-большой. (Поднимают руки вверх)
Мама с ним – поменьше ростом, (Руки на уровне груди, вытянуть
вперёд)
А сыночек просто крошка, (Садятся на корточки)
Очень маленький он был, (Встают, имитируют игру на по-
С погремушками ходил. гремушках, поднимают руки
вверх, произносят слова: динь-
динь – динь)
4. Семья Плюшевого Мишки живёт в большом, трёхэтажном доме, но он не очень красивый. Давайте украсим его картинками, которые у вас лежат на столах.
На 1 этаж – со звуком [ш] в начале слова.
На 2 этаж – со звуком [ш] в середине слова.
На 3 этаж – со звуком [ш] в конце слова.
(Дети по вызову ставят картинки на нужный этаж)
- Давайте назовём картинки, которыми вы украсили 2-й этаж. Где слышится звук [ш] в этих словах? (В середине).
Пальчиковая гимнастика «Мишки»
- У Плюшевого мишки есть маленькие братья. Они очень любят поспать, а мама не может их добудиться.
Мама мишек будит рано.
(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.)
Не встают они с дивана!
(Удивлённо пожать плечами.)
- Эй, Большак! Вставай скорей!
(Встряхнуть большие пальцы обеих рук.)
Ждут друзья уж у дверей!
(Указать руками на дверь.)
- Ну, а ты, лентяй Указка,
(Встряхнуть указательные пальцы.)
У тебя засохла краска!
(Изобразить руками ведро.)
Вы должны с Середняком
(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)
Побелить амбар и дом.
Безымянный, мой бедняжка!
(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.)
Знаю, болен был ты тяжко.
Пожалею я тебя,
(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.)
Полежи ещё два дня.
Ты, Мизинчик-малышок,
(Разогнуть мизинцы.)
Роста у тебя - вершок!
(Показать, какого роста мизинец.)
Но зато проказ и драк
(Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы.)
Сосчитать нельзя никак.
5. Плюшевый Мишка вам тоже дарит маленькие домики. Придвиньте их к себе.
- В них живут звуки. Звуки мы обозначаем кружочками. В первом окошке живёт звук [ш]. Каким цветом мы обозначаем звук [ш]? Ставьте его в окошко.
- Во втором окошке живёт звук [у]. Каким цветом обозначаем звук [у]?
- В третьем окошке живёт звук [м]. Каким цветом обозначаем звук [м]?
- Все звуки дружат между собой. Какое слово получилось? (Шум).
- Назовите в этом слове гласный звук. ([У]).
- На каком по счёту месте стоит звук [у]? (На втором).
- Назовите в этом слове согласные звуки. ([ш], [м]).
- На каком по счёту месте стоит звук [ш]? (На первом).
- А звук [м]? (На третьем).
- Отодвиньте домики на край стола.
6. А теперь послушайте рассказ про мишку :
а) чтение рассказа логопедом :
Маленькому Паше два года. У Паши бабушка. Бабушка купила Паше мишку. Мишка был большой, плюшевый. У Паши была тележка.
Паша катал мишку в тележке.
б) – Я ещё раз расскажу всё про мишку и покажу картинки, а потом вы всё расскажете о мишке по этим картинкам.
в) пересказ рассказа детьми по картинному плану (1 – 2 человека);
г) оценка рассказов Плюшевым Мишкой.
- Мне очень понравился рассказ …. Он полно рассказал о Паше и его бабушке.
- И рассказ …. тоже понравился…
IV.Подведение итогов КРД. Дифференцированная оценка деятельности детей на КРД.
1. - Кто был у нас в гостях? (Плюшевый Мишка).
- Чему учился Плюшевый Мишка? (Правильно произносить звук [ш], сочинять стихи, составлять схему слова).
3. – Послушайте, что хочет сказать Мишка:
Дети, мне понравилось, как вы красиво произносили звук [ш], быстро и правильно составили схему слова, отгадали, где слышится звук [ш] в словах, поиграли с пальчиками в интересную игру. На память о нашем знакомстве я дарю вам свою фотографию на память. До свидания. До новых встреч.