Юлия Калмыкова
Конспект фронтального логопедического занятия «Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану «Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе
для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР 3-4 уровень)
Лексико-грамматическая тема: «Фрукты»
Тема: «Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану»
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану „Фрукты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Фрукты. Конспекты логопедических занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Задачи педагогической деятельности: [/b]
Закреплять умение составлять полный, последовательный рассказ о фруктах по картинно-графическому плану, практически употреблять словосочетания с однородными членами предложения (определениями); согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, существительными с числительными (один, два, пять); работать с деформированной фразой. Развивать связную монологическую речь, словарный запас, слуховую и зрительную память, внимание, восприятие, речевой слух, логическое мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторики, координацию речи с движением, тактильные ощущения, творческое воображение. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, ответственность, интерес к познавательной деятельности.
Методы и приёмы: вопросы, беседа, указание, уточнение, исправление, подсказка, поощрение, художественное слово, образец речи, отражённая речь; дидактическая игра, показ, рассматривание, практические действия.
Оборудование: натуральные объекты, муляжи фруктов, картинки по теме, картинно-графический план к составлению описательного рассказа, конверт с «письмом», мяч, карточки с цифрами.
Словарная работа: свежо, душисто, румяно, золотисто, будто мёдом налилось, круглое, твёрдое, блестящее, полезно, сливовый пирог, грушевое варенье, яблочный компот, вишнёвое варенье, монистами (повисли).
Предварительная работа: рассматривание, обследование натуральных объектов (фруктов, рассматривание картинок, иллюстраций, чтение художественных произведений, отгадывание загадок по теме.
Индивидуальная работа: Юра Л., Тимур Х. – согласование существительных с числительными, Вася Я. – построение сложных синтаксических конструкций с предлогом, Захар Х. – автоматизация звуков Л, ЛЬ в связной речи.
Ход деятельности:
Вводная часть:
1. Организационный момент.
Игра с мячом «Поймай мяч, назови фрукт, сок или напиток».
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть:
2. Постановка цели занятия.
В гости приходит бабушка-загадушка с корзиной фруктов и письмом.
3. Загадывание загадок о фруктах.
На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы)
Жёлтые мы, как янтарики,
Круглы собой, как шарики.
Тяжёлыми монистами над листьями повисли мы.
Наш цвет от солнца, от луча.
А зовут нас? (Алыча)
Само с кулачок, красный бочок.
Потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко! (Яблоко)
- Как вы догадались, что это яблоко?
- Яблоко бывает красное, оно гладкое на ощупь, сладкое на вкус.
Логопед читает отрывок из произведения А. С. Пушкина:
… Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто мёдом налилось… .
- Какие слова поэта о яблоке вы запомнили?
- Свежо, душисто, румяно, золотисто, будто мёдом налилось.
4. Игра «Магазин фруктов».
- Бабушка-загадушка купила фрукты в магазине фруктов.
- Мы с вами тоже посетим этот магазин. Чтобы купить понравившийся вам фрукт нужно рассказать, какой он. Например, я хочу купить жёлтую, мягкую, сладкую, душистую грушу.
(Дети составляют предложения с однородными определениями.)
5. Развитие мелкой моторики «Варим компот».
Варим, варим мы компот. (Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики, начиная с мизинчика правой руки.)
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок, (Показывают кулачок с поднятым вверх большим пальцем.)
Слив положим и песок. (Показывают шесть пальцев.)
Варим, варим мы компот. Угостим честной народ! (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
6. Составление описательных рассказов о фруктах по картинно-графическому плану «Мой любимый фрукт»
- Послушайте, как бабушка-загадушка рассказывает о своём любимом фрукте.
- Вот яблоко. Оно румяное, круглое, крупное. Это яблоко твёрдое и блестящее. Спелое яблоко полезно есть сырым. Из него можно приготовить вкусные и полезные яблочные соки, джемы, варенье.
(Рассказы детей).
7. Физкультминутка – подвижная игра малой активности по мотивам югославской песенки «Яблоня».
- Яблоня, яблоня, где твои яблоки? (Идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребёнок – «яблонька».)
Заморозил их мороз? Или ветер их унёс?
Или молния спалила? Или градом их побило? (Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребёнок – «яблонька» отрицательно качает головой.)
Или птицы поклевали? Куда они пропали?
- Не морозил их мороз, и не ветер их унёс, (Разводят руками, пожимают плечами. Дети загибают по одному пальцу на правой руке.)
Не спалило их огнём, града не было с дождём, (Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает».)
Птицы их не поклевали… Дети обобрали!
8. Игра «Посчитай фрукты».
- Ребята, давайте посчитаем фрукты в корзине бабушки-загадушки. В этом нам помогут карточки с цифрами (1, 2, 5).
- Одно яблоко – два яблока – пять яблок.
- Одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок.
Далее - зелёная груша, жёлтый банан.
9. Работа с деформированным предложением.
- Бабушка-загадушка принесла письмо от Ёжика, но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.
«Здравствуйте, дети!
Я живу во фруктовом саду. Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.
Жду. Ваш Ёжик.»
- Я испеку из слив сливовый пирог. И т. д.
Заключительная часть:
- Бабушке-загадушке очень понравилось, как вы составляли рассказ о фруктах, играли в разные игры (считали фрукты, подбирали красивые слова о фруктах, помогли исправить ошибки в письме Ёжика. Сейчас ей пора уходить, скажем «до свидания».