Наталия Анатольевна Истомина
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Сказка «Путешествие гномика»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста
сказка "Путешествие гномика"
Задачи:
• развитие произвольности и самоконтроля;
• оптимизация тонуса мышц;
• повышение энергетического потенциала;
• снятие мышечного напряжения;
• формирование и закрепление понятий «лево» и «право»;
• развитие умения ориентироваться в строении собственного тела;
• развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.
• развитие элементарных математических представлений;
• развитие аналитико-синтетической деятельности, операции обобщения;
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия „Сказка „Путешествие гномика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• расширение запаса сведений и представлений об окружающем мире;
• развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
Разминка:
«Дыхательное упражнение»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
Исходная поза – сидя на полу. Вдох. Ребёнку предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, жёлтого цвета. Пауза (задержка дыхания). Выдох. Ребёнку предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох.
«Растяжка»
Цель: оптимизация тонуса мышц.
Исходная поза – сидя на полу, скрестить ноги; спина прямая, руки на голенях. Вдыхая через рот, выгнуться вперед, одновременно выставляя вперед нижнюю челюсть. С выдохом через рот опустить нижнюю челюсть на грудь, выгнуть спину назад. Голова при этом по возможности остаётся на одном уровне.
Стимулирующие упражнения
Цель: повышение энергетического потенциала.
- руки вытянуты вперед. Ребёнок производит резкие хлопки. Сначала местами соприкосновения становятся углубления между запястьем и нижней частью ладони. Затем упражнение повторяется. Но местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья;
- самомассаж головы «Мытьё головы»
Игра «Лево – право»
Цель: формирование и закрепление понятий «лево» и «право»; развитие умения ориентироваться в строении собственного тела.
Психолог просит детей поднять вверх правую руку, затем левую. Просит показать правую ногу, левую ногу, правое ухо, левое ухо, левый глаз, правый глаз, левую коленку, правую и т. д.
Ход занятия
- В одной далёкой сказочной стране, в волшебном лесу стоял маленький домик. Домик был жёлтенький, с красной крышей и коричневой трубой. А в домике том жил сказочный человечек гномик. Он был очень похож на нас, только очень маленького роста. А звали маленького гномика Любопытка, потому что он хотел знать всё, всё. А больше всего на свете он любил читать книги о далёких странах, о бесстрашных походах через дремучие леса, жаркие пустыни, высокие горы. И всегда мечтал стать великим и храбрым путешественником.
Задание: (Рис. 1) Цель: развитие слухового внимания, памяти. Ты запомнил, в каком домике живёт гномик? Внимательно посмотри на рисунок, и покажи домик гномика.
- И вот однажды ранним утром, когда солнышко только проснулось, гномик Любопытка вышел из своего домика и пошел на железнодорожный вокзал. В руке у него была палка, а за плечом котомка с едой. Но попасть туда можно только по волшебной тропинке, которая должна состоять из геометрических фигур.
Задание: (Рис. 2) Цель: развитие мышления.
Помоги Гномику добраться по волшебной тропинке до железнодорожного вокзала. Выложи геометрические фигуры на дорожке в нужном порядке, а те, которые тебе уже попадутся на пути, ты должен обвести и раскрасить.
- С твоей помощью Любопытка добрался до железнодорожного вокзала. Подошёл гномик к поезду и позвал машиниста. А машинистом был…
Чтобы узнать, кто был машинистом поезда, на картинке выполни задание.
Задание: (Рис. 3)
Цель: развитие элементарных математических представлений.
Соедини цифры по порядку.
- «Ёжик, пожалуйста, возьми меня на поезд, я очень хочу попутешествовать по белу свету», - попросил гномик Любопытка.
«Конечно, я возьму тебя на поезд. Но при условии, если ты выполнишь три мои задания».
- Помоги гномику справиться с этими заданиями.
Задание: (Рис. 4) Цель: развитие восприятия, мелкой моторики руки, элементарных математических представлений.
1. Раскрась колеса в цвета, подходящие к вагончикам.
2. Проложи рельсы для поезда по пунктирной линии.
3. Посчитай, сколько и каких геометрических фигур потребовалось художнику, чтобы нарисовать поезд. Цифры впиши в соответствующие геометрические фигуры.
- Ты хорошо справился с этим заданием. Ёжик пригласил Любопытку в вагон, и поезд тронулся. Сначала он двигался медленно, но постепенно набирал ход, и вскоре он помчался, унося гномика к далёким странам. А Гномик сидит в вагончике, веселится, радуется и смотрит в окно. И вдруг увидел в небе шарики, но они были блёклые, не раскрашенные, у гномика даже настроение испортилось. Давай, исправим такое недоразумение и раскрасим шарики, пусть настроение у гномика улучшится.
Задание: (Рис. 4) Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
Заштрихуй маленький шарик красным цветом, а большой – синим.
- Вот какие красивые шарики получились! А вдоль железнодорожного полотна растет много деревьев. Посмотри, какие красивые ёлочки. Давай, сравним их. Ты, конечно, знаешь слово «сравнить». Правильно. Скажи, по каким признакам можно сравнивать предметы? (размер, цвет, форма)
Задание: (Рис. 4) Цель: Сравнение предметов, развитие восприятия, внимания.
1. Сравни по цвету, по форме и по размеру ёлочки.
2. Сравни по трем признакам облака.
- А наше путешествие продолжается. Вдруг, гномик Любопытка увидел в окно зеленую лужайку, на которой собрались животные. Назови, какие?
Игра «Путаница»
Цель:
Развитие аналитико-синтетической деятельности, операции обобщения. Расширение запаса сведений и представлений об окружающем мире. Развитие речи, памяти, внимания.
Материал:
Игрушки или картинки, которые можно сгруппировать (домашние животные, животные, проживающие в лесах, в пустыне, в южных странах, домашние птицы).
Психолог предлагает ребёнку расставить на столе все игрушки по группам, похожие между собой. Целесообразно в процессе группировки просить ребёнка объяснить, почему он именно так расставляет игрушки.
Все игрушки расставлены на столе по группам. Ребёнок отворачивается, а психолог меняет игрушки местами. Ребёнок должен заметить путаницу, вспомнить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.
- Наша «волшебная сила» на сегодня иссякла и нам пора прощаться с нашим сказочным героем и возвращаться в детский садик. А следующая встреча с гномиком Любопыткой состоится в другой раз, и мы узнаем, что произошло с ним дальше.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика (проводится в середине занятия)
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Выбрасывание пальчиков:
В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Блок упражнений:
(начинаем с ведущей руки, потом другой рукой и двумя руками одновременно).
«пальчик» (указательный палец)
«зайчик» (два пальца 2-ой и 3-ий)
«коза» (указательный и мизинец)
«кулак»
Релаксация «Пляж» (Семенович А. В)
Цель: снятие мышечного напряжения.
Ребёнок ложится на ковер и принимает удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполняет несколько циклов глубокого дыхания. Звучит соответствующая музыка.
«Представь, что ты лежишь на теплом песке и загораешь. Ласково светит солнышко и согревает тебя. Веет легкий ветерок. Ты отдыхаешь, слушаешь шум прибоя, наблюдаешь за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайся к своему телу. Почувствуй позу, в которой ты лежишь. Удобно ли тебе? Попытайся изменить свою позу так, чтобы тебе было максимально удобно, чтобы ты был максимально расслаблен. Попробуй представить себя всего целиком и запомнить возникший образ (пауза… Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открой глаза, медленно сядь и, не спеша, встань».
• Итог занятия