Зоя Глотова
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Космос»
Конспект коррекционно – развивающего занятия
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Лексическая тема: «Космос»
Коррекционно — образовательные задачи. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Совершенствование грамматического строя речи.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия „Космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно — развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей и тонкой моторики.
Коррекционно — воспитательные. Воспитание познавательного интереса к космическому пространству и уважение к труду людей, работы которых связаны с освоением космоса.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме, макет ракеты, фотографии планет, настольная игра «Космос», фотографии Ю. А. Гагарина и космического корабля «Восток», наборы картинок «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Инструменты», цветные карандаши, музыкальное оформление («Марш космонавтов» муз. А. Рыбникова).
Предварительная работа. Рассматривание картинок и слайдов с изображениями звездного неба, сюжетно-ролевая игра «Космонавты», беседы по теме.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Чтение стихотворения о космосе.)
Вот звездное небо! Что видно на нем?
Звезды там светят далеким огнем!
Только ли звезды на небе сияют?
Нет! Среди звезд там планеты блуждают!
И вместе с ними планета моя –
Та, что зовется планетой … (Земля!
2. Беседа по теме
- Ребята, 12 апреля мы отмечаем Всемирный день авиации и космонавтики. Мечта человечества подняться в космос стала реальностью с первым полетом человека на ракете. Люди обрели возможность покидать Землю и открывать мир космоса, изучать звезды и планеты. Но и сегодня для людей космос остается загадкой.
- Я хочу пригласить вас в космическое путешествие, но прежде мне нужно проверить ваши знания о космосе.
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
- Что мы увидим на небе безоблачным ясным вечером? (Звезды)
- Почему они кажутся нам маленькими сверкающими точками? (Находятся очень далеко.)
- Что собой представляют звезды? (Звезды — это огромные раскаленные газовые огненные шары.)
- Какого цвета бывают звезды? (Красного, желтого.).
- Какие вы знаете планеты? (Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)
- Чем они отличаются? (Размером, цветом)
- Чем отличаются звезды от планет? (Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты - из твердых, жидких частиц и газов.)
- Какая звезда к нам ближе всего? (Солнце)
- Что дает нашей планете Солнце? (Свет и тепло)
- Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Молодцы, ребята. Знания у вас хорошие. Что еще нужно, чтобы ракета отправилась в полет? Нужно оснастить ее всем необходимым.
3. Дидактическое упражнение «Договори словечко»
Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб, нужен мощный. (телескоп).
Телескопом сотни лет изучают жизнь планет,
Нам расскажет обо всем умный дядя. (астроном).
Астроном — он звездочет, знает все наперечет!
Только лучше звезд видна в небе полная. (Луна).
Знает этот звездочет звезды все наперечет,
Дарит Солнце жизнь планетам, нам — тепло, хвосты -. (кометам).
До Луны не может птица долететь и прилуниться,
Но, зато, умеет это делать быстрая. (ракета).
У ракеты есть водитель — невесомости любитель.
По-английски — астронавт, а по-русски. (космонавт).
4. Дидактическая игра «Выберите нужный предмет»
- Ребята, посмотрите на картинки, которые у вас на столах. Что мы возьмем в полет и почему? (По темам «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Инструменты»)
Дети: «Мы возьмем фрукты, потому что …» и т. п.
- Правильно ответили. Ракета к старту готова. Займите места на космическом корабле. Сядьте правильно. Внимание! Начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7. ,
пуск!
- Внимание! Звездолет «Солнышко» отправляется в путешествие по Солнечной
системе.
Поднимается ракета,
Чертит небо ярким светом.
Улетают на планеты наши
Быстрые ракеты!
5. Физминутка. «Состояние невесомости»
- Ребята, космонавты во время полета испытывают состояние невесомости. Давайте и мы почувствуем это состояние. (Имитация движений)
6. Дидактическая игра «Назови планету»
- Ребята, мы с вами в космическом пространстве. У нашей звезды — Солнца — есть своя семья. В нее входят 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца. Семью Солнца называют Солнечной системой.
- Какие планеты Солнечной системы вы знаете? Что вы можете о них рассказать? Если вы отвечаете правильно, то Звездочеты это подтверждают. (Ребенок называет планету и нажимает кнопку на игровом поле. Если ответ верный, раздается музыка.)
- Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.
- Венера — вторая от Солнца планета. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на
небе.
- Земля — третья от Солнца планета. На земле есть жизнь. Земля имеет свой
спутник — Луну. (Луна — каменистый шар размером с четверть Земли. Луна
— безжизненный мир, без воздуха, без воды, без растений и животных. Ее
поверхность покрыта пылью, на ней очень много впадин, называемых
кратерами.)
- Марс — четвертая от Солнца планета. На Марсе, как и на Земле, четыре
времени года. Там есть ледяные полярные полюса и каналы, напоминающие
русла рек.
- Юпитер — пятая от солнца планета. Это самая большая планета Солнечной
системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее.
- Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна тем, что имеет
огромные кольца изо льда, камней и песка.
- Уран — седьмая планета от Солнца. Это единственная планета Солнечной
системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют
«лежачая планета».
- Нептун — восьмая планета от Солнца. Она названа в честь бога моря — Нептуна, потому что она холодная и синяя. Там дуют самые сильные ветры в Солнечной системе.
- Плутон. Эта планета открыта недавно.
7. Пальчиковая гимнастика
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз — Меркурий, два — Венера,
Три — Земля, четыре — Марс,
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, за ним — Нептун и Плутон.
8. Дидактическое упражнение «Посмотри в иллюминатор»
- Что или кого ты видишь?».
(Дети рассматривают сюжетную картину через иллюминатор (окошко) и называют предметы: «Я вижу море», «Я вижу горы» и т. п.)
9. Дидактическое упражнение «Подбери словечко»
- Ребята, быть космонавтом — это не только почетно, но и очень трудно! Как вы считаете, какими качествами должен обладать космонавт? (Быть сильным, умным, выносливым, смелым, решительным, организованным, настойчивым)
- А что делает космонавт во время полета? (Следит за приборами, выполняет указания из центра управления полетами, выходит в открытый космос и т. д.)
- Внимание! Внимание! Вызывает земля! Космическому экипажу срочно прибыть на Землю! Вот мы приземлились!
10. Дидактическое упражнение «Земля из космоса»
- Дети, попробуйте нарисовать, как выглядит наша планета из космоса.
11. Итог занятия
- Как красива наша планета! Наш полет в космос завершен! Вы сегодня были умными, организованными, как настоящие космонавты! И открыли для себя мир космоса. Я думаю, вы готовы пополнить отряд юных космонавтов. Растите, учитесь, тренируйтесь, ведь далекие планеты ждут вас! А на память о сегодняшнем путешествии я подарю вам по звездочке.