Ольга Белова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Лес. Деревья»
▼ Скачать +Заказ
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
в старшей группе на тему : «Лес. Деревья»
Цель: Формирование знаний о деревьях на основе дидактических игр.
Задачи:
Обучающие:
- Обогатить представления детей о лесе.
- Уточнить представления детей о строении деревьев, о разных видах леса.
- Закрепить названия деревьев, умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему „Лес, Деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
- Формировать умение изменять слова, образовывать от существительного прилагательное, отвечая на вопрос «Чей?»
- Закреплять употребление предлогов, называть слова во множественном числе.
Развивающие :
-Развивать мыслительные процессы.
-Расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
-Развивать связную речь.
Воспитывающие:
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы о деревьях.
- Беседа с использованием презентации: «Осеннее и зимнее дерево».
- Рассматривание иллюстраций по теме: «Лес в разное время года».
- Оформление стенда: «Деревья нашего края».
- Наблюдение за деревьями во время прогулки.
Формы организации коллективной деятельности :
- совместная деятельность педагога с детьми,
- самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы: игровой метод, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная игра, активизация словаря.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация: «Лес. Деревья», указка, игрушка Лесовичка, картинки с лабиринтом (раздаточный материал) – 7 шт., цветные карандаши красного цвета – 7 шт., стакан для цветных карандашей – 2 шт., стулья детские – 7 шт., столы детские – 4 шт., картинки «Смайлики» : улыбающийся – 7 шт., грустный – 7 шт., задумчивый – 7 шт., тарелочки для картинок «Смайлики» - 3 шт.
Структура и методические приемы, используемые на занятии:
I. Вводная часть – 3 минуты.
- приветствие,
- загадывание загадки детям о Лесовичке,
- загадывание загадок детям о деревьях.
II. Основная часть – 18 минут.
- словесная дидактическая игра: «Скажи ласково»,
- беседа о строении дерева,
- дидактическая игра: «С какого дерева лист?»,
- ритмическая пауза,
- беседа о разновидностях лесов,
- логическая игра: «Лабиринт».
III. Заключительная часть – 3 минуты.
- обобщение воспитателя,
- рефлексия: «Смайлики».
I. Вводная часть:
Воспитатель: Добро утро дети, давайте поприветствуем друг друга. Вставайте в круг.
(Дети стоят в кругу.).
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Поприветствовали друг друга, я предлагаю вам занять удобные места и посмотреть на экран.
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Ребята, к нам обратился наш давний знакомый. Угадайте кто?
Он и днем и в час ночной
Охраняет лес родной,
Чтоб деревья не ломали
И зверей не обижали…
Очень странный старичок,
Вместо носика – сучок!
По лесу гуляет-
Лес он охраняет.
А зовется старичок…
Старичок…
Дети: Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, дедушка Лесовичок.
(Слайд №2)
Лесовичок: Я хотел вас пригласить ко мне в гости, но моя любимая лесная полянка заколдована волшебником и вместо деревьев только пеньки. Мне нужна ваша помощь. Поможете мне?
Дети: Да, поможем.
Лесовичок: Выполним задания и вновь моя полянка станет прежней. Для начала мы должны угадать, какие росли деревья на этой полянке.
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы слушайте внимательно.
- Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.
Дети: Береза.
(Слайд №3)
Воспитатель: Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
Дети: Дуб.
(Слайд № 4)
Воспитатель: Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Дети: Ель.
(Слайд № 5)
Воспитататель: Что за дерево такое,
Украшает лес зимою?
Грозди красные на ветках –
Ну-ка угадайте детки.
Дети: Рябина.
(Слайд № 6)
II. Основная часть:
(Слайд № 7)
Воспитатель: Ребята, какие бывают по виду деревья? Марианна, как ты думаешь? Как думает Артем?
Дети: Деревья бывают хвойные и лиственные.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Деревья бывают по виду лиственные и хвойные. Лиственные деревья это те, которые имеют листву, а хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей».
(Воспитатель показывает на слайде хвойное и лиственное дерево).
Воспитатель: Дети, а как мы ласково можем обращаться к нашим деревьям? Я назову название дерева, а вы скажите ласково. Марианна, как мы можем ласково назвать березу? Как думает Вероника?
Дети: Березонька, березка.
(Воспитатель называет деревья и просит детей назвать ласково: сосна, ель, ива, дуб, осина, рябина).
Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте загадку, угадайте о чем она?
Он густой, зеленый,
Растут в нем липы, клены
И могучие дубы,
Есть в нем ягоды, грибы.
Дети: Лес.
Воспитатель: Молодцы, догадались! Виталина, как ты думаешь, что такое лес? Как думает Вероника?
Дети: Лес, это место где растет много деревьев, это дом для животных.
Воспитатель: Лес – это целый мир. В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.
(Слайд № 8)
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран, скажите, что изображено на этом слайде?
Дети: На слайде изображено дерево.
Воспитатель: Правильно! Ибрагим, а какие части дерева ты знаешь? Валерия, какие ты знаешь части дерева?
Дети: Корень, ствол, ветви, листья.
Воспитатель: Верно! Скажите, а какая самая важная, главная часть дерева? Артем, как ты думаешь? Вероника, как ты думаешь?
Дети: Самая главная часть дерева- корень.
Воспитатель: Как вы думаете, почему он самый главный?
Дети: Корни забирают воду из земли и дают питание дереву, держат его.
Воспитатель: Правильно! Посмотрите, у каждого дерева есть главный корень, который называется стержневым. Он глубоко уходит в землю. Есть и боковые корни, которые располагаются ближе к поверхности земли. Это очень крепкие корни, которые помогают дереву прочно стоять, не давая ветрам его повалить.
- Ребята, скажите, а для чего нужны листья?
Дети: Листья выделяют кислород.
Воспитатель: Листья дерева поглощают углекислый газ, а выделяют необходимый для нас кислород, очищают тем самым воздух.
- Ребята, встаньте в круг, сейчас мы с вами немного отдохнем.
(Дети встают в круг).
Воспитатель:
Мы вокруг березы весело пойдем, (шагают, стоя в кругу)
Руки вверх поднимем, покружимся слегка, (кружатся)
И подбросим листья вверх под облака. (делают движения подбрасывания)
Воспитатель: Дети, вы молодцы. Занимайте удобные места, мы сейчас с вами поиграем в игру, которая называется: «Назови, чей лист».
(Слайд № 9)
(На слайде изображено дерево, листок от дерева. Ребенок подбирает прилагательное и называет).
Воспитатель: Артем, лист березы какой? Ибрагим, как ты думаешь?
Дети: Лист березовый.
(Слайд № 10)
Воспитатель: Молодцы, правильно. Марианна, лист дуба какой? Вероника, как ты думаешь?
Дети: Дубовый лист.
(Слайд № 11)
Воспитатель: У клена какой лист, Валерия? Как думает Матвей?
Дети: Лист кленовый.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
(Слайд № 12)
Воспитатель: Виталина, у рябины лист какой? Как думает Артем?
Дети: Рябиновый лист.
(Слайд № 13)
Воспитатель: Ребята, на слайде изображена береза и листочки разных деревьев. Ибрагим, подойди пожалуйста к доске и покажи березовый лист.
(Ребенок подходит к доске и показывает березовый лист).
Воспитатель: Молодец, Ибрагим, занимай свое место.
(Слайд № 14)
Воспитатель: Валерия, какое дерево изображено на слайде? Как думает Артем?
Дети: Дуб.
Воспитатель: Артем, покажи пожалуйста дубовый лист.
(Ребенок подходит к доске и показывает дубовый лист).
Воспитатель: Спасибо, Артем. Присаживайся на свое место.
(Слайд № 15)
Воспитатель: Марианна, лист от какого дерева изображен на слайде? Как думает Вероника?
Дети: Рябиновый лист, лист от рябины.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Марианна, выйди и покажи дерево рябину.
(Ребенок подходит к доске, показывает дерево).
Воспитатель: Спасибо, Марианна, занимай свое место.
(Слайд № 16)
Воспитатель: Дети, какой лист изображен на слайде? От какого дерева? Матвей, как думаешь? Как думает Виталина?
Дети: Кленовый лист, лист от клена.
Воспитатель: Молодцы. Матвей подойди пожалуйста к доске и покажи дерево клен.
(Ребенок подходит к доске, показывает дерево клен).
Воспитатель: Спасибо, Матвей, присаживайся на свое место.
(Слайд 17)
Лесовичок: Ребята, волшебник перепутал и деревья, и леса. Мы должны расставить все на места.
(Лесовичок показывает иллюстрацию деревьев, дети называют это дерево).
Воспитатель: Что это за дерево?
Дети: Сосна.
Воспитатель: Как называется лес, где растут одни сосны?
Дети: Сосновый бор, лес.
(Слайд № 18)
Воспитатель: Молодцы! Отгадываем дальше. Кто догадался, какое это дерево?
Дети: Елка.
Воспитатель: Верно! Это ель. А как называется лес, где растут одни ели?
Дети: Еловый лес, ельник.
Воспитатель: Как назвать лес, где растут ель, сосна, кто знает?
Дети: Хвойный лес.
(Слайд № 19)
Воспитатель: Как называется это дерево?
Дети: Береза.
Воспитатель: Верно! Как называется лес, в котором растут одни березы?
Дети: Березовый лес.
(Слайд № 20)
Воспитатель: Вероника, как называется это дерево? Как думает Матвей?
Дети: Рябина.
Воспитатель: Как будет называться лес, где растут одни рябины, Валерия? Как думает Ибрагим?
Дети: Рябиновый лес.
Воспитатель: Молодцы, все деревья вспомнили! А кто знает, как называется лес, где растут береза, клен, тополь, липа, ива?
Дети: Лиственный лес.
Лесовичок: Лиственный лес отличается от хвойного. У хвойного леса вместо листьев иголки. А лес, где растут сосна, ель, дуб, береза, клен - это смешанный лес.
(Слайд № 21)
Воспитатель: Ребята, в нашем волшебном лесу живет ежик со своей семьей. Каждую осень маленький и трудолюбивый зверёк собирает грибы, чтобы пополнить свои запасы перед долгой зимой. Вот и сегодня он отправился за дарами леса. Скоро наступит вечер, а ёжик всё кружит среди осин и берез, не может найти грибок. Ему очень нужна наша помощь! Помогите ежику найти правильную тропинку к грибочку.
Ежиха приготовит необыкновенные лакомства и угостит ими малышей, ежика и друзей!
Ребята, займите свое место за столом и приступайте к выполнению задания.
(Дети занимают свои места за столом).
Воспитатель: Дети, перед каждым из вас, на столе, лежит картинка с лабиринтом. Возьмите пожалуйста карандаш и нарисуйте тропинку, пройдя по которой ежик сможет найти гриб.
(Дети берут карандаши и рисуют тропинку для ежика).
(Слайд № 22)
Воспитатель: Ребята, если вы выполнили задание, положите карандаш на край стола, посмотрите на экран. Проверьте себя, правильно ли вы нарисовали тропинку? Сможет ли ежик найти гриб, пройдя по ней?
Марианна, ты правильно выполнила задание? Ежик нашел гриб? Матвей, у тебя получилось выполнить задание правильно?
Дети: Да, получилось.
Воспитатель: Молодцы ребята. Положите картинку с лабиринтом на край стола.
(Дети картинку с лабиринтом кладут на край стола, рядом с карандашом)
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами, сегодня говорили?
Дети: О лесе, деревьях, о частях дерева. О том, что лес бывает хвойный и лиственный.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие части у дерева, вы запомнили?
Дети: Корень, ствол, ветви, листья.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня говорили о деревьях, о строении дерева, их видах.
(Слайд № 23)
Лесовичок: Дорогие ребята, вы мне очень помогли, посмотрите теперь как преобразовалась моя любимая полянка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая полянка. Вы молодцы! Выполнили все задания и расколдовали полянку. Я вам предлагаю оценить свою работу на занятии. Выберите зеленый, улыбающийся смайлик, если вам все понравилось, было легко выполнять задания.
Выберите желтый, задумчивый смайлик, если у вас возникали трудности во время занятия.
Красный, грустный смайлик, выберите если вы не могли выполнить задания, вам было сложно.
Воспитатель: Артем, какой ты смайлик выбрал? Тебе понравилось занятие? Валерия, ты какой смайлик выбрала?
Лесовичок: Ребята, я хочу вас поблагодарить за помощь и угостить волшебными конфетками.
(Воспитатель угощает детей конфетами).