Максимова Светлана Вячеславовна
Конспект конкурсного занятия по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников «Пуховое чудо Оренбургского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект конкурсного занятия по социально - коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Максимова Светлана Вячеславовна.
Дата: 25.01.2024 г.
Тема: «Пуховое чудо Оренбургского края».
Формы проведения: словесная, игровая, практическая.
Публикация «Конспект конкурсного занятия по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников „Пуховое чудо Оренбургского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Республика, область, край. Список городов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Цель: воспитание чувства патриотизма у дошкольников через изучение традиций и промыслов Оренбуржья посредством экскурсионной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей о пуховязальном промысле родного края;
- способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря.
Развивающие :
- развивать навыки учебной деятельности;
- способствовать развитию логического мышления;
- развивать воображение, произвольное внимание;
- развивать в творчестве эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину;
- воспитывать коммуникативные навыки;
-воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его.
Обогащение словаря: Оренбургский пуховый платок, ажурная паутинка, палантин, шаль, веретено, пух, спицы, клубок, гребень, кайма, вязать.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.
Методы и приё мы: наглядный, беседа, познавательно -исследовательский, игровой, показ со словесным сопровождением, рассматривание, прослушивание аудиозаписи, виртуальная экскурсия.
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа).
Оборудование: простые карандаши, графическое поле, предметные картинки, клубок пряжи, картинки к игре «Ассоциации», «Узоры».
Организация среды для проведения образовательной деятельности: корзина, прялка, веретено, чёски, козий пух, палантин, шаль, паутинка, аудиозапись «Оренбургский пуховый платок» автор В. Г. Алфёров, видеоролик.
Ход занятия:
1. Вводная часть (Сюрпризный момент).
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Светлана Вячеславовна. Я пришла к Вам в гости с целой корзиной интересных предметов. Хотите узнать, что у меня в этой корзине лежит? Тогда отгадайте.
1. Круглый, пухлый колобок называется… (клубок).
2. Нитку крутит так чудно, его зовут… (веретено).
3. Пух чесать, ну как расчёски, в этом вам помогут… (чёски).
4. Она пасется у лозы, много шерсти у… (козы).
5. Вот придумал дед Егор расчудеснейший (узор).
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, для чего все эти вещи?
-Правильно, для создания пухового платка.
2. Основная часть.
«Мини-выставка»
- Ребята, посмотрите, как много в этом зале пуховых платков! И все они называются по - разному: (показ-демонстрация разных видов пуховых платков, сравнение их между собой, чем отличаются).
В холод и в мороз – Не замерзай! Надевай скорее… (шаль).
Тонкая, как балеринка, получилась… (паутинка).
Он согрел бы всех один, его зовут все… (палантин).
В руки пух взяла гадалка, спрясть поможет нитку… (прялка).
Вот какая у нас получилась выставка!
Воспитатель: Оренбургские пуховые платки привлекают внимание своими невероятно красивыми узорами. Платок состоит из 3-х частей украшения в виде каймы, зубчиков и середина платка. Так Оренбургский платок стал во всём мире. Посмотрите, какие разнообразные узоры на паутинке. Оренбургские пуховые платки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Давайте мы с вами проверим, так ли это?
Воспитатель:
- Ребята, в городе Оренбурге – столице нашей родины Оренбуржья, есть целый музей, посвященный Оренбургскому пуховому платку.
И сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в Оренбургский музей пухового платка.
«Виртуальная экскурсия в музей».
Игра «Ассоциации».
Воспитатель:
- Ребята, у меня есть для вас игра. Выберете себе по одной картинке, и попробуйте объяснить, что эта картинка обозначает, сравнивая с тем, что вы услышали и увидели сейчас на виртуальной экскурсии.
Воспитатель: «Изображение козы», как ты думаешь, что оно может обозначать?
Дети: (От козы получаем пух).
Воспитатель: «Изображение чесалки», как ты думаешь, что оно может обозначать?
Дети: (Этим предметом вычесывают пух у козы).
Воспитатель: «Изображение таза», как ты думаешь, что оно может обозначать?
Дети: (После чёски пух очищают от грязи, а затем пух стирают).
Воспитатель: «Изображение прялки, веретено», как ты думаешь, что оно может обозначать?
Дети: (Этим предметом прядут нитку).
Воспитатель: «Изображение клубока», как ты думаешь, что оно может обозначать?
Дети: (Из пуха получаются вот такие нитки и можно приступать к вязанию).
Воспитатель: «Изображение спицы», как ты думаешь, что оно может обозначать?
Дети: (Затем из пряжи спицами вяжут палантины, шали).
Воспитатель: «Изображение карандаш», как ты думаешь, что оно может обозначать?
Дети: (С помощью карандаша рукодельница рисует схему вязания).
Воспитатель: «Изображение платок», как ты думаешь, что оно может обозначать?
Дети: (Это готовое изделие).
Воспитатель:
- Только умелая мастерица может создать такие красивые платки, паутинки, палантины. Прежде, чем приступить к вязанию, нужно создать узор. Рукодельницы готовые узоры издавна из рук в руки передают, многим они знакомы. Это - кошачьи лапки, павлиний хвост, рыбки, соты, корольки и другие. А новые узоры им природа подсказывает. Например, прилипнет к одежде снежинка мохнатенькая в лучиках вся, так и хочется её связать или мороз подсказывает новый узор: нарисует на стеклах окон, только срисовывай, фантазируй, да вяжи.
Воспитатель:
- Наши мастерицы столько за свою жизнь связали платков, что уже не знают какой еще узор придумать, может быть, мы с вами им поможем – придумаем и нарисуем узор для ажурной паутинки и отдадим нашим мастерицам, пусть по нашим узорам свяжут платок? (ответы детей). Мы сейчас вместе с вами превратимся в мастериц и мастеров.
Физкультурная пауза: (дети выходят в центр группы)
Пух с козы мы вычешем, вычешем (вычесывают);
Потом нитку-нитку выпрядем, выпрядем (прядут);
Тянись нитка тонкая, длинная (руки вверх-вниз);
Ложись нитка ровная, да красивая (руки вправо-влево);
Ты вяжись узор паутиною (вращают кисти рук);
Мягкой, теплой дивною, дивною (руками обнимают).
«Графический диктант»
Воспитатель раздаёт детям графическое поле, объясняя правила на примере «Морского боя»).
3. Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей.
Воспитатель: Вот и готовы наши узоры для платков. Понравилось вам работать художниками? Давайте покажем свои работы.
Коммуникативная игра «Паутинка» (рефлексия)
Воспитатель: Сейчас я прошу вас встать в круг, у кого в руках окажется клубок, тот должен сказать, что сегодня ему понравилось больше всего, а потом перекинуть клубок своему другу напротив. Так мы сплетем с вами крепкую и красивую паутинку.
Воспитатель: Проходит время, а пуховый платок нужен и сегодня, потому что он несёт людям тепло, здоровье бережёт, лечит, красотой веселит, он как хлеб - никогда не надоест!