виктория ганичева
Конспект комплексного занятия в младшей группе «Стоит пузачок, блестит бочок… Знакомство с самоваром»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Тема: «Стоит пузачок, блестит бочок…»(Знакомство с самоваром). Возраст детей 3-4 года. Цель: • воспитание у детей младшего дошкольного возраста интереса к окружающему миру через ознакомление с народно – прикладным искусством. Задачи: - Обучающие: • познакомить детей с русским самоваром; уточнить общее представление о самоваре; -Развивающие: • расширить лексический запас детей; развивать у детей творчество; -Воспитательные: • прививать интерес у детей к русской народной культуре; • воспитывать самостоятельность, инициативность в изобразительной деятельности; • формировать у детей младшего дошкольного возраста положительные эмоции.
Публикация «Конспект комплексного занятия в младшей группе „Стоит пузачок, блестит бочок… Знакомство с самоваром“» размещена в разделах
Предварительная работа. - рассматривание иллюстраций самовара; - чтение произведения К. Ушинского «Федорино горе»; - просмотр мультфильма «Федорино горе»; - знакомство с народными играми, игрушками, потешками, пословицами, поговорками; - дидактические игры: «Составь матрешку», «Чудесный мешочек», - создание в группе мини-музея «Народные промыслы».
Оборудование: самовар, маска «самовар», чудесный мешочек, соленое тесто, запись русских народных песен, музыкальное сопровождение.
Ход занятия. Звучит русская народная песня «К нам гости пришли». Воспитатель в русском народном костюме встречает детей: - Здравствуйте дети! Рада вас видеть! Скажите мне, пожалуйста, вы умеете загадки отгадывать? Ну, тогда слушайте: «Стоит пузачок, Блестит бачок. Шипит, ворчит, Всем чай пить велит…» (самовар). - Да, это самовар – птица жар. Его так называют, потому что он долго остывает. Самовар остывает, а в горенке становится теплее. Молодцы, а я вам сейчас настоящий самовар покажу (Воспитатель вносит самовар и ставит его на стол). Давайте рассмотрим самовар (дети рассматривают самовар). Посмотрите, какой он? (Ответы детей)
Он большой, блестящий, красивый. Что есть у самовара? (крышка) – Правильно! У него есть крышка. Крышка открывается, и в него можно налить воду. Еще носик. А носик не простой, с краником, мы повернем ручку, и польется горячая вода, которую можно пить (показываю, наливаю в стакан воду). «Кран открывается, чай наливается». — Дети, самовар железный, внутри у него горячая вода, кипяток. И чтобы не обжечься, сделали по бокам ручки, за которые можно брать его. «У носатого, у Фоки, Постоянно руки в боки, Фока воду кипятит, И как зеркало блестит». - Ребята, как вы думаете, что означает слово «самовар»? (воспитатель выслушивает предположения детей, уточняет их ответы). - Самовар означает «сам варит», так как в него наливают воду, и вода кипит в нём. - Скажите еще раз - что это? (ответ детей). В давние времена ни одна семья не могла обойтись без самовара. Все собирались за столом. Ставили в центр самовар, и хозяйка всем наливала чай. Но чтобы чаю попить, самовар надо было затопить заранее. Самовар начинал ворчать, шуметь, гудеть. И вся семья знала, что можно начинать чаепитие. - А из чего вы дома наливаете чай? (ответы детей). - Да, все верно из чайника. А самовары стоят в музеях или сохранились где-то у бабушек. Давайте мы с вами самовару споем хороводную песню. Кто у нас хочет быть самоваром? (ответ детей). (Выбирается кто-то из детей на роль самовара, ребенку надеваем маску «самовар», он становится в центр круга). Дети встают вокруг «самовара» и под музыку поют: «Как на ярмарку, на праздник, Привезли нам самовар. Вот такой вышины, Вот такой низины, Вот такой ширины, Вот такой узины, Самовар, самовар! Вот так чудо – самовар!» - Молодцы, ребята! У меня есть «Чудесный мешочек», хотите узнать, что в нем? (ответы детей). Нужно достать предмет и назвать его. (Дети достают посуду, называют её и ставят на стол к самовару). - Как эти предметы можно назвать одним словом? (посуда) - В давние времена ни одна семья не могла без самовара обойтись. Все собирались за столом. Ставили в центр самовар, и хозяйка всем наливала чаю из него. А чай пили не просто из стаканов и чашек, а наливали в блюдце, которое держали за донышко. К чаю подавали кусочки сахара, варенье, мед, сухарики, пряники, баранки. Чай пили вприкуску: откусывали и запивали. Воспитатель обращает внимание на стол, где находятся матрешки. – Ребята, как вы думаете, почему матрешки сидят такие грустные? (ответы детей). Давайте мы их угостим баранками и пряниками, которые сделаем сами из соленого теста. Дети садятся за столы, приступают к самостоятельной работе. Воспитатель просит детей вспомнить потешку про баранки. (дети произносят слова и выполняют движения пальчиками по тексту) : «Бай-качи-качи-качи! Глянь, баранки, калачи. Глянь, баранки, калачи, С пылу, с жару из печи. Налетели тут грачи, Похватали калачи, Нам остались лишь бараночки. В процессе лепки, воспитатель помогает, хвалит. Приготовленными пряниками и баранками дети «угощают» матрешек.
Воспитатель: - Сверху пар, снизу пар — Шипит наш русский самовар. Милости просим на чашку чая! Вот так мы живем: Пряники жуем, чаем запиваем, Всех в гости приглашаем!