наталья надежкина
Конспект занятия по познавательному развитию «Почему зерно в землю сеют» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
Конспект ООД
по познавательному развитию
на тему
Воспитатель:
Надежкина Н. И.
Тема: «Почему зерно в землю сеют?»
Направление: познавательное.
Цель: формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Почему зерно в землю сеют“ для старшей группы» размещена в разделах
Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах. Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности.
Предварительная работа
Посев семян в емкости с разным грунтовым составом.
Работа с дневником наблюдения
Материалы и оборудование: Емкости с проросшими семенами, палочки, увеличительные стекла, календари наблюдений «Лаборатория земли», «Лаборатория песка», «Лаборатория опилок», фартуки с бейджиками, фонограмма для создания музыкального фона, ноутбук, проектор, экран, презентация, фотоаппарат.
Индивидуальная работа: оказание помощи детям в процессе образовательной деятельности по ситуации; активизировать детей в ответах на вопросы.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативная
Познавательная
Физическая
Речевая
Художественно – эстетическая
Ход
Педагог в костюме Профессора сельскохозяйственных наук - в очках, белой шапочке и халате - вносит в групповую комнату емкости с проросшим зерном.
Профессор: Дети, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки. (Дети приветствуют гостей). И друг другу подарим улыбки.
Профессор: Здравствуйте, коллеги! Я - профессор сельскохозяйственных наук. А чем занимается профессор?
Дети: ответы детей.
Профессор: Я, Профессор, руководил вашей экспериментальной работой. А вы, мои лаборанты, мне активно и старательно помогали. Чем обычно занимаются лаборанты?
Дети: Лаборанты проводят опыты в лабораториях.
Профессор: Замечательно. Поясните, что такое лаборатория?
Дети: В лаборатории лаборанты следят за изменениями, которые происходят во время опытов и записывают результаты.
Дети надевают белые халаты или фартуки.
П: И так, коллеги, взгляните на фотографии, которые мы с вами сделали во время наблюдений за растениями (педагог выкладывает перед детьми фотографии). Давайте вспомним, семена каких растений мы посеяли, что происходило с семенами в течение недели и разместим фотографии по-порядку на страницах «Альбома наблюдений».
Под руководством педагога дети вспоминают стадии развития растений из семян и раскладывают фотографии.
П. А теперь взгляните на наши емкости, в которые мы посеяли семена (Дети вместе с педагогом подходят к столу, где стоят ёмкости с проросшими семенами) Что вы видите?
Д: В горшочках выросли ростки. Это семена проросли.
П: (внимательно рассматривает ростки через очки). Во всех емкостях ростки взошли по-разному. Вы не находите?
Д: Да. Вот здесь много ростков, густые всходы. И растения выглядят крепкими и здоровыми. А здесь - редкие и слабые.
П: Необходимо проанализировать ситуацию. Эти ростки мы сеяли куда?
Д: В землю.
П: Вот именно! В землю! Взгляните-ка в микроскоп. Что вы наблюдаете?
Д: Под микроскопом видны кусочки перегнивших листьев, веточек и травы.
П: Совершенно верно, коллеги! Эти перегнившие вещества невероятно полезны для растений. Называются они гумусом. Именно гумус делает землю пригодной для роста растений. Поэтому в емкости с землей ростки зеленые и сильные. Давайте сделаем ещё один снимок (Педагог фотографирует ростки, появившиеся из земли).
П. Теперь посмотрим, что стало с семенами, посеянными в песок.
Д: В песке ростки взошли бледные и слабые, с высохшими макушками.
Помощник воспитателя:
Ты скажи мой росток,
Отчего ты занемог?
Ребенок:
Жизнь моя нелегка,
Я страдаю от песка.
П: Давайте рассмотрим песок в микроскоп.
Д: Песок сыпучий, состоит из маленьких песчинок, не удерживает влагу, быстро сохнет, в песке нет остатков перегнивших листьев и травы, нет гумуса, который так полезен для растений.
П: Так вот в чем причина недомогания ростков! Сфотографируем эти ростки (Педагог фотографирует ростки, появившиеся из песка). Что тут, по-вашему, можно сделать?
Помощник воспитателя:
А мы возьмем росточек и в землю поместим.
Питательной средою растенье укрепим.
П: Что ж, посмотрим, что из этого получится. Старший лаборант выберет себе двух помощников и после совещания вместе с ними пересадит растения из песка в землю. А мы, дорогие коллеги, обратим внимание на третью емкость. Гут мы с вами посадили семена в опилки. Взгляните на них в микроскоп, что вы видите?
Д: Опилки - часть дерева. Они плохо впитывают воду, в них нет перегноя - гумуса.
П: Опишите внешний вид ростков.
Д: Ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие.
П. Сфотографируем и их для нашего «Альбома наблюдений» (Педагог фотографирует ростки, появившиеся из земли).
Помощник воспитателя:
Проклюнулся немного зелененький глазок.
Вытянулся тонко слабый стебелек.
Верхушка пожелтела, трудно в рост идти.
Ребенок:
Плохо мне в опилках –
Питанья не найти.
П: К какому же выводу мы с вами пришли, коллеги? В какой грунт лучше всего высеивать зерно?
Д. В землю, богатую перегноем - гумусом.
Помощник воспитателя (Имитирует посев семян) :
Уж ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся, золотое, ничего там не темно.
К свету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли,
(дети опускаются на корточки)
Как весною в ранний час семена взошли у нас.
Вышли к солнышку из тьмы
(дети медленно встают - "вырастают", потягиваются)
"Здравствуй, солнце, это мы!"
(дети поднимают руки над головой машут кистями рук)
Мал еще росток-ребенок: (дети опекают руки вниз)
Только-только из пеленок, (дети наклоняют голову в разные стороны)
П. А сейчас, коллеги, нам необходимо зафиксировать на бумаге результаты наших наблюдений.
Дети садятся за столы, делают зарисовки емкостей с ростками. Во время работы звучит спокойная музыка. Готовые рисунки укрепляют на стенде или на доске. Затем все вместе рассматривают рисунки, беседуют о нарисованном и помещают их в «Альбом наблюдений».
Д:
Чтоб смог росточек распуститься,
В земле он должен поселиться.
А мы его польем водицей –
Пускай скорей укоренится.
Пусть солнышко его согреет,
Пусть урожай скорей поспеет.
П. Спасибо вам, мои маленькие помощники! Вы были трудолюбивы и внимательны, старательны и наблюдательны. Посмотрите, какой замечательный «Альбом» с фотографиями и рисунками у нас получился. Предлагаю отправить результаты наших наблюдений на всероссийский конкурс и посоревноваться с другими, такими же любознательными ребятами. Вы согласны?
Д. Да.
Во время прогулки можно совершить экскурсию на почту и отправить всем вместе бандероль, при этом познакомиться с работой служащих почты. А педагог из полученных фотографий может создать презентацию и использовать её на занятиях и продемонстрировать успехи детей родителям на родительском собрании.
Использованная литература:
1. Ашиков В. И. Ашикова С. Б. Цветик - семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. 2000 г.
2. Белавина И. Найденская Н. Планета - наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников. 2001 г.
3. Белавина И. Найденская Н. Планета - наш дом. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников. 2001 г.
4. Лучич М. В. Детям о природе. Пособие для воспитателей. 2003 г.
5. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей. Пособие для воспитателей. 2007 г.
6. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. Страна чудес, пособие для специалистов. 2007 г.
7. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки, праздники. 2007 г.
8. Сигимова М. Н. Мир природы глазами ребёнка. Учебно-методическое пособие. 2005 г.
9. Шипунов Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие. 2004 г.
10. Шорыгина Т. А. Путешествие в мир природы. Знакомство с окружающим миром и развитие речи. 2009 г.