Елена Стешенко
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие в мир интересного»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности : «Путешествие в мире интересного»
Цель: активизировать познавательную деятельность детей в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности „Путешествие в мир интересного“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Дать представление о древних способах передачи информации,экспериментально убедить в несовершенстве и трудности данных видов общения и передачи информации;
Познакомить с новыми словами: рушник,символ,знак,информация, жест, символизирует; активизировать словарный запас;Закрепить знания при помощи использования моделей.
2. Развивать интерес к познавательной деятельности через знакомство со знаками накопление личного опыта в их применении;навыки творческого рассказывания, воображение, логическое мышление.
3. Воспитывать чувство национального достоинства и гордость за творческое наследие наших предков;
интерес к истории предметов; умение работать в коллективе и самостоятельно, умение слушать, слышать и дополнять ответы сверстников.
Предшествующая работа: использование познавательной литературы: «Познаю мир» (Т. И. Гризик, «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» (О. В. Дыбина, «Моя страна» (И. И. Карпухина); рассматривание иллюстраций различных знаков и символов; цикл занятий на тему «Письменность на Руси»; игры с использованием жестов одобрения, дружбы, прощения, предупреждения.
Методические приемы:
Наглядные: использование технических средств, демонстрация пособий;
Словесные: объяснение, пояснение, указание, вопросы поискового характера, педагогическая оценка;
Практические: игровые упражнения, практические задания, создание проблемных ситуаций, моделирование.
Оборудование: столы, стулья, мольберт, указка, магнитофон, диски с записью, ноутбук, знаки (стрелки, рушник, хлеб, соль, орех, подкова, изображение «наскального рисунка», карточки с цифрами, буквами, дорожные знаки, карточки с олимпийскими видами спорта, дидактическое панно со звуковыми сигналами, дидактическая игра «Покажи знак», медаль спортивная, «медальки» для награждения, флаг, флагшток.
Ход занятия:
Оргмомент: воспитатель входит в группу.
- Добрый день, ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне - я протягиваю вам «руку дружбы» (В. протягивает руку). Пусть каждый из вас положит свою ладошку на мою.
Начинаем встречу рук
Я пожму твою как друг
Ты свою не отнимай
Нашу дружбу не ломай!
Именно так мы начинаем каждый день!
Вводная часть: Мы живем с вами в волшебной стране, которая полна символов и знаков. Иногда мы их просто не замечаем. Я предлагаю вам надеть «волшебные очки», которые помогут нам их увидеть и понять. (В. и дети одевают «волшебные очки», звучит музыка) Ребята, какой красивый, уютный у вас зал, а сколько в нем всего интересного! Посмотрите, а какие новые предметы в нем появились? (дорожные знаки, стрелка, хлеб, соль и т. д.) Это не просто предметы, а предметы, которые могут нам о чем-то рассказать, они что-то обозначают, или можно сказать по-другому – символизируют. Такие предметы называют знаки и символы, и сегодня я хочу вас познакомить с ними и научить ими пользоваться. А вы мне поможете? Вот и хорошо!
Основная часть: А что за знак у нас под ногами? (стрелка). А что обозначает стрелка? (ответы детей) Стрелка – самый простой знак, который может указать нам направление движения. Мы пойдем по указанию стрелки – вперед.
(В. с детьми подходит к столу с набором предметов).
- Встаньте полукругом перед столом. Посмотрите, пожалуйста, сюда. Какие предметы вы видите? (ответы детей). Так вот, люди в далеком прошлом, когда они еще не придумали букв и не умели писать, передавали информацию друг другу с помощью предметов. Посылали вот такие письма, они назывались предметные, т. е. письмо, состоящее из предметов. Каждый предмет что-то обозначает. Ребята, как вы думаете, какой предмет обозначает, символизирует то, что я очень рада вас видеть? (ответы детей). С древних времен наш кубанский народ всегда славился гостеприимством. (В. берет в руки рушник с хлебом и солью). Встречая гостей, хлеб и соль всегда выносили на красивом рушнике, т. е. на таком вышитом полотенце. Еще в этом письме, я пожелала вам крепкого здоровья. Каким предметом я сообщила вам об этом? (ответы детей). Правильно, а почему? А еще в этом письме я желаю вам счастья, благополучия и удачи. Какой предмет сообщает вам об этом? (ответы детей). Правильно, подкова!
- Ребята, продолжаем наше путешествие по волшебной стране? Тогда давайте сейчас найдем следующий знак, который укажет, в каком направлении нам двигаться дальше. (Дети находят знак – стрелка вверх.
В. обращает внимание детей на «наскальный рисунок»).
- Встаньте полукругом, лицом ко мне. Как вы думаете, что может обозначать этот рисунок? (ответы детей). Да, именно так изображалась охота на оленей. Эти рисунки называли «наскальные». Как вы думаете, почему? (ответы детей). Изображать рисунки очень сложно и долго, потому их нужно было выбивать на камнях, на скалах. И поэтому люди придумали еще один интересный способ : разговаривать друг с другом при помощи рук. Действия, которые при этом выполняют руки человека, называются жестом. Ребята, как называются такие движения? (ответы детей). Жест – это тоже знак. Сейчас при помощи жестов я попрошу вас о чем-то, а вы выполните. (В. жестом предлагает детям сесть за столы.)
- Сядьте удобно, расправьте плечики, чтобы вам легко дышалось. Мы познакомились с разными способами передачи информации. Как вы думаете, удобны они? (ответы детей). Верно, ребята, со временем люди поняли, что это очень сложные способы и придумали более удобный и простой, которым до сих пор пользуемся мы с вами. (В. выставляет на мольберт карточку с буквой) Что это? (ответы детей) Буква – это тоже знак. Для чего нужны буквенные знаки? (ответы детей). А какие еще существуют способы общения между людьми, находящимися далеко друг от друга? (телефон, Интернет).
-Замечательно! А сейчас я вам буду показывать карточку с буквенным знаком, а вы будете придумывать слова на этот знак. (В. показывает карточки с буквами, дети отвечают).
А теперь для девочек. Девочки придумывают, мальчики внимательно слушают.
А теперь наоборот: мальчики придумывают, девочки внимательно слушают.
- Мне кажется, ребята, что вы уже устали. Давайте отдохнем. Закройте глазки. Глубоко вдохните воздух носом, и выдохните ртом, и еще раз. А теперь откройте глазки, повернитесь направо, улыбнитесь, повернитесь налево – улыбнитесь.
- Отлично, Ребята, а подскажите, что нужно сделать человеку, чтобы определить количество предметов? (ответы детей). А с помощью каких знаков люди обозначают количество сосчитанных предметов? (ответы детей) Правильно, с помощью цифр. Цифра – это математический знак. А сейчас давайте посмотрим, умеете ли вы считать? Будьте внимательны, покажите на пальцах, сколько получиться, если к трем прибавить один? (В. выставляет на мольберт карточки с соответствующими цифрами, дети отвечают). А теперь, прохлопайте столько раз, сколько останется, если от семи отнять два? (В. выставляет на мольберт карточки с соответствующими цифрами, дети отвечают).
- Вы отлично поработали, настало время немного отдохнуть.
Физминутка (игра - танец «Лавата»)
- Вы танцуете просто отлично! (В. незаметно нажимает сигнал на дидактическом панно).
- Ребята, а что это за звук? (ответы детей) (В. предлагает детям сесть). Многие современные изобретения человека снабжены звуковыми сигналами, которые очень помогают нам в повседневной жизни. Это звуковые сигналы транспорта. По улицам нашего города ездит очень много транспорта, Как вы думаете, какие правила должны знать водители и пешеходы? (ответы детей). Какие знаки им в этом помогают? (ответы детей). Верно, об этом им сообщают дорожные знаки. Есть знаки предупреждающие, как вы думаете, что обозначает это слово? Они нас о чем-то предупреждают. Что общего в этих знаках? (треугольные с красным ободком); Есть знаки запрещающие. Что обозначает это слово? Что общего в этих знаках? (круглые с красным ободком, либо с красным фоном, а эти знаки все-все разрешают. Как они называются? (разрешающие) – знаки любой формы голубого цвета. Что в них общего? А чем отличаются? Разрешающие знаки могут быть любой формы, но только голубого или синего цвета. (В. показывает соответствующие знаки, и обращает внимание детей на последний знак).
- Ребята, а что обозначает этот знак? (ответы детей)
- Запомните: за безопасность движения отвечают и водители, и пешеходы!
- Кто отвечает за безопасность движения на дорогах. Как ты думаешь, Саша?
- Мальчики – молодцы, девочки - умнички!
- А теперь, будьте очень внимательны: разбейтесь на команды так, чтобы в каждой команде было больше одного человека, но меньше трех (дети становятся в команды по два человека) Сколько получилось команд? (пять). Ровно столько, сколько олимпийских колец в главном символе Олимпиады. Олимпийские виды спорта – тоже обозначаются знаками.
- Встаньте, пожалуйста, полукругом, лицом ко мне. Сейчас я раздам вам карточки: одну на двоих. Работать будете парами. Садитесь поудобнее. Рассмотрите знак, изображенный на своей карточке. Отгадайте, какой вид спорта на ней изображен? А теперь внимание – задание. Покажите соответствующими движениями рук и ног, без слов, вид спорта, изображенный на вашей картинке, а остальные дети постараются его угадать и ответить. Если кто-то затрудняется, подайте мне какой-нибудь знак – я вам обязательно помогу. Чья команда готова – поднимите вверх карточку (дети показывают имитацию видов спорта). Превосходно!
- Молодцы, а победителей на Олимпиаде награждают вот такими медалями (В. показывает детям медаль). Медаль – это тоже знак. Знак отличия. а еще, во время награждения, звучит гимн и поднимается флаг – символы страны победителя.
- Подойдите к экрану. Но обратите внимание на запрещающий знак. Это означает, что ближе нам подходить нельзя, потому что мы следим за своим здоровьем. Присаживайтесь.
4. Заключительная часть
- Ребята, вам интересно было сегодня знакомиться со знаками и символами? А теперь, давайте проверим, сможете ли вы увидеть знак или символ в нашем любимом мультфильме. Будьте внимательны и постарайтесь увидеть и запомнить их как можно больше (просмотр мультфильма «Ну, погоди!» на проекторе).
- Перечислите мне все знаки и символы, которые вы смогли увидеть (дети перечисляют).
- А сейчас у меня есть для вас еще одна очень интересная игра. Пройдите за столы. Возьмите карточки, которые лежат на столе, и разложите их в ряд перед собой.
- Поднимите высоко вверх буквенный знак!
- Покажите правой рукой математический знак!
- А теперь мальчики покажут дорожный знак!
- А девочки покажут рисуночный знак!
- А теперь все вместе левой рукой покажите олимпийский знак!
- Я вас благодарю, ребята, мне было очень приятно с вами работать. Вы такие любознательные, активные, внимательные, самые настоящие победители и тоже заслуживаете наград.
- Подойдите все ко мне и встаньте в шеренгу. Я вас тоже хочу наградить! (звучат фанфары) Думаю, наши гости с удовольствием поаплодируют нашим ребятам, пока я буду награждать их медалями. (В. награждает детей медалями)
- Поднимается российский флаг и звучит гимн РФ. Его слушают стоя и гордятся за себя и свою страну! (звучит гимн РФ, поднимается флаг)
- А теперь победители совершат круг почета.