Людмила Кононенко
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «На стройке»
▼ Скачать + Заказать документы
"На стройке"
Цель. Расширять представления о профессии строителя.
Совершенствовать фонематический слух (звук [р]). Упражнять в звуковом анализе. Продолжать учить составлять распространенные предложения. Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
Материал. Лист ватмана, детали (из картона) строящегося дома. Кружки красного и оранжевого цвета. Картинка с наложенными один на другой изображениями контуров предметов (рубанка, топора, мастерка, рашпиля, отвертки). Кукла Хитрюшкин. Карточки-схемы для звукового анализа.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности „На стройке“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Предварительная работа. Экскурсия к строящемуся дому. Беседа о строительных специальностях. Заучивание стихотворений о строителях.
Чтение сказки "Три поросенка".
Ход занятия
Логопед: Начинаем занятие. Садится тот, чье имя начинается со звука. (Называет звуки, с которых начинаются имена детей. Дети занимают свои места.)
На днях у нас была экскурсия к строящемуся дому. Мы видели работающих там людей, машины, механизмы, инструменты. Сейчас я произнесу слова, а вы их повторите. Будьте внимательны!
Рабочий, работа, стройка, маляр. Какой один и тот же согласный звук хорошо слышен в каждом из этих слов? (Звук [р].) Правильно.
Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [р]. Произнесите этот звук. (Дети выполняют задание сначала индивидуально, затем хором.)
Объясните, как вы произносили звук [р]. (Дети самостоятельно описывают артикуляцию звука.) Дайте полную характеристику звука. (Этот звук согласный, звонкий. В словах, которые мы произноси,-с- твердый.)
Предлагаю разделиться на сзе команды и провести соревнование. Но сначала нужно придумать такое название для каждой команды, которое связано со строительными специальностями. (Предложения детей.) Хорошо, одну команду назовем "Штукатуры", ее членами будут. (перечисляет имена детей, а другую - "Маляры", в нее войдут. (перечисляет имена детей).
Чья команда вспомнит и назовет больше слов со звуком [р], та и выиграет. Слова должны быть обязательно связаны со строительством.
После каждого ответа педагог прикрепляет на доске кружки красного цвета ("Штукатуры") и оранжевого ("Маляры"). В конце соревнования дети сами считают кружки и определяют команду-победитель- ницу.
Затем проводится пальчиковая гимнастика.
Чтобы дом построить новый.
Запасают тес дубовый
Кирпичи, железо. краску
Гвозди, паклю и замазку
А потом, а потом и
Начинают строить дом.
Логопед: Итак, из какого материала можно построить дом? Постарайтесь отвечать распространенным предложением. Подбирайте слова, в которых есть звук [р], и голосом выделяйте его. (Дом можно построить из дерева, из кирпича). А из какого материала дом будет прочнее? Вспомните сказку про трех поросят. У кого из поросят дом оказался самым прочным? (Самым прочным был дом у Наф-Нафа.) Какой у него был дом? (У него был кирпичный дом.)
Мы тоже будем строить кирпичный дом дом. Сейчас узнаем, что для этого понадобится.
Логопед на листе ватмана, прикрепленном к доске, "строит" из деталей дом Задает вопросы, дети отвечают распространенными предложениями.
Логопед: Какого цвета кирпичи у нас есть? (У нас есть серые кирпичи.) Правильно, стены выложим из серого кирпича. А какая будет крыша? (Из красной черепицы.) Какого цвета труба, рамы, дверь, крыльцо? (Труба на нашем доме черная, дверь - коричневая, рамы, крыльцо со ступеньками - серые.)
Вот мы и построили дом. В этом доме будет жить семья из четырех человек: мама, папа, сын и дочь. Дайте такие имена членам семьи, чтобы в них был звук [р]. (Предложения детей.) Хорошо, мы назовем папу - Александр Петрович, маму - Мария Федоровна, сына - Артем, дочку – Рита.
Проводится физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит логопед:
Строим мы кирпичный дом,
Прочный дом, прочный дом.
И окошки будут в нем,
Будут в нем, будут в нем.
А на крыше-то труба,
Да-да-да, да-да-да.
В доме будет и вода,
И вода, и вода.
Штукатурить этот дом,
Этот дом, этот дом
Мы соседей позовем,
Позовем,позовем.
Жить прекрасно будем в нем,
Будем в нем,будем в нем.
Логопед: Теперь нарисуйте построенный нами дом. (Дети выполняют задание.) Дома вместе с родителями подумайте, какого цвета забор можно поставить вокруг дома. Какие деревья и кустарники будут расти в саду? Что еще можно построить во дворе? Какие животные будут жить в сарае? Собака какой породы будет жить в конуре? Какая у нее будет кличка? Какие овощи вырастут на грядках в огороде? Какие цветы расцветут на клумбах перед домом?
Не забудьте главное условие: во всех словах должен слышаться звук [р]. (Вывешивает картинку с наложенными одно на другое изображениями предметов и выставляет на стол уже знакомую детям куклу.) Хитрюшкин узнал, что мы сегодня будем строить дом, и принес картинку, на которой он нарисовал предметы, необходимые для отделочных работ. Назовите эти предметы.
Дети по очереди выходят к доске, указкой обводят силуэт предмета, называют его, голосом выделяют звук [р], отвечают полным предложением. Например : "Хит рюшкин нарисовал рубанок. В слове "рубанок" звук [р] слышится в начале слова".
Логопед: Как можно назвать эти предметы одним словом? (Инструменты.) Сколько инструментов нарисовал Хитрюшкин? (Пять.) Назовите предметы, в названии которых два слога, три слога. (В словах "топор", "рашпиль" два слога, в словах “рубанок", "мастерок", "отвертка" три слога.)
А теперь выполним звуковой анализ слов "рама", "труба", "шуруп".
Один ребенок работает у доски, остальные выкладывают схемы слов на столе
По окончании педагог дает оценку деятельности детей на занятии, хвалит их, благодарит за усердие.