Кулагина Ирина Николаевна
Конспект комплексного интегрированного занятия в старшей группе «Перелётные птицы. Дифференциация звуков [р]-[л] в речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного интегрированного занятия в старшей группе.
Тема «Перелётные птицы. Дифференциация звуков Р-Л в речи».
СОДЕРЖАНИЕ:
Создание у детей целостного представления о перелётных птицах через разные виды деятельности:
Развитие речи;
Ознакомление с окружающим миром4
Изобразительное искусство, конструирование;
С помощью музыкально-ритмических упражнений.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :
Публикация «Конспект комплексного интегрированного занятия в старшей группе „Перелётные птицы, Дифференциация звуков [р]-[л] в речи“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать фонетически чистую, грамматически правильную, лексически развитую речь;
• Развивать речевой слух, словесно-логическое мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память;
• Автоматизировать и дифференцировать звуки р-л в спонтанной речи.
• Совершенствовать навыки звукового анализа в выделении и нахождении места звука в словах (начало, середина, конец слова);
• Развивать зрительно-пространственное восприятие;
• Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение ко всему живому, что есть на земле.
ПОДГОТОВКА:
1. Выставка книг, иллюстраций на тему: «Тайны птичьего мира».
2. Рисование перелётных птиц и составление описательных рассказов.
3. Разучивание стихотворений, загадок, потешек.
4. Наблюдение за птицами на прогулке.
5. Чтение произведений В. Бианки, И. Соколова-Микитова…
6. Прослушивание фонограммы «Перелётные птицы».
Ход ЗАНЯТИЯ:
0. Оргмомент. (звучит музыка весны из произведения П. И. Чайковского «Времена года», запись голосов птиц).
Сошли снега, шумит вода, всё оживает, когда это бывает? (весной).
Какие весенние месяцы вы знаете? (Д/и «1-2-3»).
Давайте представим, что мы с вами оказались в весеннем лесу. Наклонитесь к вазе с берёзовыми ветками, понюхайте молодые листочки. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе скажите: «Ах, как приятно пахнут берёзовые листики!»
1. Тема занятия :
Закройте глаза, послушайте, чем встречает нас весенний лес? Что вы слышите?
Правильно! Мы слышим пение птиц! Вы, наверное, догадались, о ком мы будем сегодня говорить?
Да, о перелётных птицах. А почему они называются перелётными?
Назовите мне перелётных птиц.
2. П/гимнастика «Перелётные птицы»
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели! (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)
Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)
3. Д/игра «4 лишний»
Тили-тели, тили-тели, в гости птицы прилетели
Лебедь, грач, скворец, ворона-
Расшумелись, как драконы.
Чтобы птицы замолчали,
Вы бы лишнюю назвали!
4. Беседа-интервью.
А какая птица, весну на хвосте приносит?
Что у птиц общего и чем они отличаются?
Почему птицы весной могут вернуться в родные места? (просыпается вся природа, у птиц появляется корм).
Молодцы, ребята! Действительно весной птицы возвращаются в домой в свои гнёзда. Но при перелёте птиц ожидают разные опасности, и не все птицы могут долететь до родного дома. Я знаю, у вас доброе сердце, послушайте, как оно стучит. (дети прикладывают руку к сердцу).
Я предлагаю полететь навстречу птицам, чтобы помочь им преодолеть опасности и вернуться в родные края.
Мы пролетаем над зелёными лесами, над широкими полями, над высокими горами…
Пора нам спуститься на полянку. Давайте посмотрим вокруг. Видите. Сколько препятствий надо преодолеть птицам и нам, чтобы помочь им. Вы готовы? Для этого нужно выполнять задания.
Что написано на первой стрелке-указателе? (ГОРЫ). А как вы думаете, они опасны для птиц при перелёте? Почему?
Задание №1. «Узнай птицу отгадав загадки»
В названии каких птиц есть звук [л]? А в каких слышится звук [р]. Назовите птицу в назв. которой слышатся оба этих звука? А в каких словах вообще отсутствуют оба дифференцированных звука? (дети называют птиц, указывая наличие или отсутствие заданного звука в слове и определяют его местоположение).
Молодцы! Справились с заданием.
Задание №2 «Найди птицу»
Послушайте загадку: «Белое молоко разлилось над землёй» (туман).
Давайте проведём маленький опыт. В стакан с молоком бросим камешек (при тумане тоже ничего не видно). Так чем же опасен туман для птиц? (во время тумана птицы могут сбиться с пути).
Будьте внимательны! Это задание потребует от вас отличной ориентации на листе бумаги.
Какая птица находится в верхнем ряду, первая клетка справа?
В нижнем ряду, первая клетка слева,
Какая птица находится между ласточкой и журавлём?
Под скворцом… Над ласточкой…
Где находится грач?
Я думаю. Мы с вами ещё одно доброе дело сделали! Отправляемся дальше.
Задание №3. (звучит запись птичьих криков).
Что случилось? Почему так кричат птицы? Чем опасны хищники? (налетают на слабых, уставших птиц, поедают их).
Давайте прогоним орла. Надо сказать скороговорку с разной интонацией (испуганно, удивлённо, сердито).
«Орёл на горе, перо на орле»
Прогнали, молодцы! Успокоились птицы. Можем отдохнуть и выполнить задание.
Подвижная игра «Улетает - не улетает».
Д/игра «Узнай птицу по силуэту»
Задание №4. (звучит запись «Звуки природы-вьюга)
Ой, как холодно стало! Птицы пролетают над холодным полюсом. Чем опасен мороз для птиц? (в полёте у птиц замерзают крылья, и они падают, разбиваясь о камни и скалы). Давайте скорее спасать птиц – согреем их ласковыми словами.
Д/игра «Назови ласково»
Ласковое слово, что солнышко (птичка, пичужка, щебетушка, певунья, соловушка, лебёдушка).
Продолжим произносить хорошие слова о птицах.
Кто самый лучший певец? (соловей)
Кто самый лучший пловец? (лебедь)
Кто самый лучший строитель? (ласточка)
Кто самый лучший летун? (стриж)
Кто самые дружные? (скворцы). Тронь одного - все за него горой!
Опасность миновала! Успокоилась вьюга, и птицы благополучно пролетели.
Д/игра «У кого кто?» с мячом.
Задание №5. (музыка - выстрел «из ружья)
Что это может быть. Да,наверное, это охотник стреляет в птиц. Давайте расскажем ему об удивительных птицах, чтобы он брал с собой только фоторужьё и любовался птичьими стаями. Помогут ему ваши рисунки и поделки-оригами.
КОНСТРУИРОВАНИЕ-ОРИГАМИ.
Ребята, вот и остались позади все препятсятвия!. Мы с вами уже добрались до озера, куда должны обязательно прилететь стерхи. А вы помните, что говорят в народе о стерхе? Человек, увидевший стерха, будет счастлив всю свою жизнь. А место, где они танцевали, станет добрым и счастливым.
(имитационные движения к танцу «Стерхи» под музыку)
Взгляну на синий небосвод.
Он как живой, он даже дышит.
Там птиц красивый хоровод,
А я внизу стою, я это вижу!
Я слышу говор птичьих стай, Как просят братья наши меньшие.
Ты береги нас, так и знай.
Тебе нужны мы и такие.
И шепчут губы мои на ветру:
«Я сберегу вас, я вас сберегу!»
ИТОГ ЗАНЯТИЯ :
Дети, мы совершили необычное путешествие. Каждый из нас стал мудрее, умнее. Что нового и интересного вы узнали? О чём хотели бы рассказать другим детям?