Ольга Чикунова
Конспект занятия «Вязаные вещи» по теме «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Изба-красна «Вязанные вещи» (продолжение)
Цель: Познакомить детей с народным промыслом (вязание). Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Раскрыть яркость, образность, выразительность малых фольклорных жанров (пословицы, поговорки, загадки, частушки, прибаутки). Активизировать и обогащать словарь детей (веретено, прялка, гребень, вязать, узоры, пряжа, моток, спица). Обучать технологии «вязания» используя деревянные карандаши и шерстяные нитки.
Публикация «Конспект занятия „Вязаные вещи“ по теме „Русская изба“» размещена в разделах
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Материал: Вязаные вещи, сундучок, шерсть, веретено, прялка, клубочки ниток, спицы, образцы узоров вязания.
Ход:
Хозяйка сидит на лавке. Звучит русская народная мелодия «Камаринская». Дети входят в избу. (слайд №2)
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие. Холодно на дворе. Заходите, садитесь к печке, погрейтесь. Нынче - зима вьюжила, заметелила. На улице холодно, а у нас в «избе» тепло, светло, уютно. Наша изба - ровно тепла. На дворе метель, а у нас тепло. Рассаживает детей у печки, а сама рассказывает прибаутки:
-Домом жить - не лукошко шить.
-Домом жить - обо всем тужить.
-Дом вести - не лапти плести.
-Хозяюшка в дому, что оладушки в меду. Она приберет, она позовет одним - одна за все отвечает.
-С шуткой песней да весельем работа спорится. (Хозяйка садится на лавочку, берет из корзинки спицы и начинает вязать).
-Хозяюшка, а что, ты делаешь?» спрашивают дети.
Хозяйка: Я вяжу, про то и вам расскажу. В давние времена, мастерицы - рукодельницы собирались в большой избе. Долгими зимними вечерами, под тихий треск лучины или при свете керосиновой лампы, пряли пряжу, шили, вышивали, ткали, вязали своим детям, внукам, родным и близким теплые народные и красивые вещи. (слайд №3-4)
Вязали эти красивые и теплые вещи из овечьей шерсти (носки, варежки, жилетки, платки).(слайд №5) Для этого разводили специальные породы овец.
Когда шерсть на овце отрастала, овцу стригли специальными большими ножницами. (показ ножниц на слайде № 6).
Шерсть мыли, сушили, расчесывали гребнем, теребили руками и приступали к прядению. (слайд №7)
У каждой мастерицы была своя прялка. (слайд №8).
(Хозяюшка садится рядом с прялкой. Объясняет и показывает приемы прядения с веретеном, комментируя свои действия: пальцами левой руки вытягивает шерсть и скручивает ее в тонкий жгутик, быстрыми движениями правой руки вращает веретено так, чтобы на него наматывалась шерстяная нить). (слайд №9)
С песней и дело спорится. Я буду прясть, и петь, а вы послушаете. (Исполняется песня Т. Хомова «Прялица»).
Позолоченная прялица
Я пряду, а нитка тянется
Я пряду, а нитка тянется
Мне работа эта нравится.
Шерсть спряли, но вязать из нее еще нельзя. Для прочности шерстяную нить переплетают еще с одной прочной нитью. Затем ее красят в разные цвета, сушат, а когда пряжа готова, ее сматывают в клубки. (слайд № 10)
Мастерицы - вязальщицы выбирали для своего изделия цвет пряжи и элемент узора из одинаковых элементов каждая мастерица создавала красивые и нарядные вещи. Каждый элемент имеет свое название. (Слайд №11) (Хозяюшка показывает вязаные вещи и элементов узора на вещях, называет образцы узоров).
(Хозяйка показывает спицы и нитки. Показывает приемы вязания). (слайд №12)
Вязание - домашнее ремесло. Его секреты передавались из поколения в поколение. От матери - дочке, от бабушки - внучке. Исстари считалось, что настоящее мастерство приходит только к хорошему человеку.
Поговорка: «Засела в душе недобрая мысль - и не откроется тебе истинная красота.»
Вот и создавали добрые люди чудесные вещи, делились со всем теплом своей души. (Хозяйка предлагает вместе с детьми рассмотреть вязаные вещи).
Хозяйка: Сяду рядышком на лавку. Вместе с вами посижу. Загадаю вам загадку. Кто смышленей, погляжу?
-Чем быстрее я верчусь, тем больше
толстею (веретено).
-Маленькое, кругленькое,
За хвост не поднять.
(Клубок ниток).
- Барыня княгиня, весь мир одевает,
а сама голая ходит.
(Спицы).
Хозяйка: Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Подтверждение тому - пословицы и поговорки о труде. Вот некоторые из них. Давайте вместе со мной их выучим с помощью игры. Я буду говорить пословицу, а вы на экране подбирать картинки.
- Без труда, не вытащишь и
рыбку из пруда.
-Хочешь, есть калачи,
не сиди на печи.
- Скучен день до вечера, коли
делать нечего.
- Делу время, а потехе - час.
- Маленькое дело, лучше большого безделья, а сделал дело: «Гуляй смело». (слайд №13)
А еще скажу, народ любил песни петь, танцевать. (хозяйка приглашает детей потанцевать). -Эй девчонки – хохотушки и мальчишки, выходите, попляшите. А я для вас частушки спою.
Физминутка:
Начинаем петь частушки
Просим не смеяться
Тут народу очень много
Можем растеряться. (делают пружинку)
Ох раз, еще раз!
Мы поклонимся сейчас
Начинаем перепляс
Постараемся для вас! (наклоны вправо, влево)
Почему не поплясать
Почему не топнуть
Неужели в этом доме
Половицы лопнут. (топают сначала правой ногой, затем –левой)
притопну каблучком
И взмахну платочком
Заверчусь я ветерком
Полечу листочком! (кружимся)
Я пропела вам частушки
Хорошо ли, плохо ли
А теперь вас попрошу
Чтобы нам похлопали.
Хозяюшка: Вот и посидели, поговорили и поплясали. Пора и за работу. (Хозяйка садится около печки, берет спицы и клубок в руки из корзины).
Хозяйка: Может кто-то из вас знает, что я делаю?
Дети: Вяжете.
X озяйка: Правильно, я вяжу салфетку. А чем я вяжу? (обращает внимание на спицы). (ответы детей. Спицами)
Хозяйка: Я вам уже говорила – это спицы не простые вязальные. Их так назвали, потому что ими вяжут вещи. Посмотрите, как это делается.
(Хозяйка показывает процесс вязания).
Хозяйка: Хотите, я вас тоже научу.
(Дети присаживаются за столы. Для каждого ребенка на столе лежит клубок ниток и деревянные палочки).
Хозяйка: Сейчас я вам покажу, как можно связать салфетку. (слайд №14)
(Хозяйка показывает, затем дети самостоятельно выполняют работу).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Хозяйка: Посмотрите, какие красивые салфетки у вас получились, все разного цвета. (слайд №15)
Рефлексия:
Хозяйка: Скажите, из каких ниток вяжут вещи? (шерстяных).
Как называются спицы, которыми вяжут? (ответы детей).
Какими нитками вы вязали? (шерстяными).
Хозяйка: (Хвалит детей). Молодцы хорошо справились, и салфетки у вас красивые получились.
Хозяйка: Ну, вот вы и научились вязать на спицах. А теперь красны девицы да добрые молодцы собирайтесь, наряжайтесь, да домой отправляйтесь. (слайд №16)