Елена Спиричева
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: "Познание","Коммуникация","Социализация","Художественное творчество".
Виды детской деятельности:игровая,познавательно-исследовательская,коммуникативная,продуктивная.
Цель: продолжать знакомить детей с русской избой и её убранством; формировать представление о жизни и быте русского народа, его традициях; воспитывать любовь и бережное отношение к предметам старины.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Чудо-русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Предварительная работа.
Разучивание хороводных песен, русских народных игр, рассматривание иллюстраций русской избы, беседы о жизни людей в городе и в деревне.
Материалы и оборудование.
Макет русской избы с домашней утварью, куклы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Чтение стих. Н. Кончаловской.
Ничего нет лучше, краше
Милой родины твоей.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом —
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
В. - Ребята, о ком говорится в стихотворении? Кто такие предки?
Ответы детей.
В. - Предки- это люди, которые жили на нашей земле много-много веков назад и звали их древние славяне. Славяне- значит славные, хорошие люди. Жили древние славяне в деревянных домах-срубах, которые строили из бревен, сообща, помогая друг другу. Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.
2. Сюрпризный момент.
«Входят» куклы Маринка, Полинка, Ванюшка.
-Здравствуйте, ребята! Мы Аленкины подружки. Она много о вас рассказывала, вот мы и решили к вам в гости прийти, да не с пустыми руками. Смотрите что мы принесли.
(Воспитатель ставит на стол макет русской избы без утвари).
В. - Ребята, давайте благоустроим избу и подружки смогут в ней жить.
3. Оформление «Красного угла».
В избе всегда считали святым три места.
Первое-"Красный угол".
В"красном углу" совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. " Красный угол" - самое почетное место в доме. Человек приходящий в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. "Красный угол" старались держать в чистоте и нарядно украшали.
В. - Что значит «красный»?
(Ответы детей).
Само название «красный» угол означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.
4. Отгадывание загадки.
Как вы думаете, что самое главное в избе, какой предмет?
Послушайте загадку:
-"Чего из избы не вытащишь?"
В. - Да, второе святое место, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Про нее в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка- мать родная». Пословицы: «Без печи хата- не хата», «Когда в печи жарко- тогда и варко», «Что есть в печи- все на стол мечи». Почему так говорили? Для чего нужна печка?
Ответы детей.
В. - Да, в ней готовили еду, она обогревала дом, на ней спали дети и старики. А еще в печи даже мыли детей. Давайте рассмотрим печь. Как она устроена, что у нее есть? (выставляют макет русской печи).
Этот макет подарил нам наш земляк Олег Вахрушев.
Дети рассматривают где у печки труба, окна, шесток, заслонка, лежанка. Воспитатель задает наводящие вопросы:
- Куда клали дрова? (окно)
-От куда идет дым? (труба)
-Чем закрывали горящие в печи дрова? (заслонка)
-Для чего нужен шесток?
-Где можно и поспать? (лежанка)
-Кто спит у нас на лежанке (кот)
-Как вы думаете, чем топили печь?
Д. - Дровами.
В. - Растопили печку, жарко в ней, пора и готовить. В какой посуде готовили русские хозяйки?
Ответы детей.
Д. - В горшках, в чугунках.
В. - Ой, а как же поставить горшочек, в печке то горячо?
"Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит- отдает,
Сам в угол идет. " (ухват)
Д. - Ухват.
В. - Молодцы (воспитатель показывает ухват).
Ребята, чем пол покроем?
Д. - Половиками.
В. - Для чего покроем половиками?
Ответы детей.
В. - Для тепла, чтобы нашим девочкам тепло было. Из чего же изготавливали их русские хозяйки?
Рассуждения детей.
В. - Вязали их из разноцветных лоскутов ткани (из старой одежды).
(расстилают в избе половики)
5. Хороводная игра «Арина».
Играющие встают в круг, в середине ведущий Арина. Ей завязывают глаза. Все поют:
"Дорогая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чье имя укажи!
Арина ходит, напевая:
Хожу, гуляю вдоль караваю,
Вдоль по караваю, кого найду- узнаю!"
Затем коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот и будет Ариной.
6. Рассматривание русской национальной одежды.
Гости к нам пришли, такие нарядные, какая красивая на них одежда!
Что одето на Маринке и Полинке?
Ответы детей (сарафан, сорочка, фартук)
В. - Где русские хозяйки хранили одежду?
Ответы детей (в сундуке).
Ставят сундучок.
В. - Давайте заглянем в него. (Дети рассматривают содержимое сундука- наряды, полотенца, вышитые салфетки). Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать- но вот беда, электричества не было. Чем люди освещали горницу?
(Ответы детей- лучиной, свечой)
- Что еще девицы делали вечером при лучине? Что это?
Воспитатель показывает прялку,дети ставят ее к печке.
Усаживают Полинку прясть.
Звучит русская народная песня «Золотая моя прялица».
-"Золотая моя прялица,
Я пряду, а нитка тянется.
Я пряду, а нитка тянется,
Мне работа эта нравится".
7. Рассматривание деревянной мебели.
Порукодельничали, можно и чаю попить. Что нам нужно для этого?
Третье святое место- стол.
Стол- это «божья ладонь». «Хлеба ни куска- стол-доска» - так говорили крестьяне. Стол ставили у «красного угла».
-Из чего он сделан? (ответы детей)
В. - В русской избе было почти все сделано своими руками. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая.
8 Рассматривание старинной люльки.
В. - Ну вот наигрались мы с вами, а нашему Ванечке спать пора, давайте его уложим. А куда мы его положим?
(Рассуждение детей)
В колыбельку, по-другому можно сказать в люльку. А подвешивали люльку младенца к потолку.
(Воспитатель вешает люльку и укладывает малыша).
Сядет мама или сестренка рядышком и споет колыбельную, покачает люльку.
Воспитатель поет:
-"Баю-баю, баю-бай,
Спи мой сладкий засыпай.
Гуленьки- гуленьки,
Сели к сыну в люленьку,
Стали люленьку качать,
Стали сына величать: Ванечкой. "
В. - Давайте вместе споем, только тихонечко, негромко.
- Вот и уснуло наше дитя.
Вот в такой обстановке наши предки сидели в горнице и пряли шерсть, лапти плели, посуду да мебель мастерили, а еще в печи всякие вкусности стряпали, щи варили, кашу да пироги с кренделями. Не зря говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Я вам тоже предлагаю сделать крендели к чаю и подарить (нашим теперь уже хозяйкам- Полинке и Маринке).
Звучит русская народная музыка.
9. Лепка из соленого теста.
Дети самостоятельно лепят крендели, баранки, пряники к чаю.
10. Итог занятия.
-О чем мы сегодня говорили?
- Что лепили?