Наталья Маршева
Конспект итогового занятия «Шахматная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия «Шахматная страна»
Цель:
-повторение пройденного материала.
Задачи:
- закрепить знания и понятия, изученные ранее: «шахматное поле», «шахматные линии», названия фигур, правила ходьбы
- развивать внимание, память
- воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки
Публикация «Конспект итогового занятия „Шахматная страна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Оборудования: Демонстрационная магнитная доска с фигурами, магниты (красные и зеленые, шахматная горизонталь и вертикаль, чудесный мешочек, карточки для проигрывания, шоколадные конфеты, шахматные доски.
Методы обучения: наглядный метод, словесный метод, самостоятельная работа на шахматной доске.
Прием обучения: игровой прием.
Ход занятия
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Сегодня (стук в дверь).
Кто-то к нам стучится, давайте посмотрим кто к нам пришел!
Заходят Ален и Лена.
Герои: Здравствуйте ребята! Нас зовут Ален и Лена! Мы к вам попали из «Шахматной страны»
Ален: Шахматный король пригласил нас в гости.
Лена: Но там случилась беда, злой колдун Звол напал на королевство и заколдовал все шахматные фигуры. Чтоб расколдовать их, нужно отгадать загадки и знать как же ходят фигуры.
Ален: А мы не знаем. Мы пошли к Чародею за помощью, а он посоветовал нам обратиться к вам ребята, в кружок «Веселые Шахматы»
Воспитатель: Ребята поможем Алену и Лене? (Ответы детей)
Лена: Ребята, вот загадки,которые загадал нам Звол.
1. Игра «Загадки»
1. Я, как башня, велика…
Но я – не башня:
я – …
(ладья).
2. Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит.
(Слон)
3. Не поймешь,
куда он скачет:
прыг, скок,
а следом вбок.
Королю
объявит шах,
съест ферзя
и скок назад.
Всюду вилки
расставляет
и усталости
не знает.
Ну, конечно,
это он –
очень-очень
хитрый…
(конь).
4. Самый храбрый – это я!
Самый сильный – это я!
Хожу, как слон и как ладья,
и нет преграды для меня!
Узнаете вы, друзья,
чуть хвастливого…
(ферзя)
5. Хожу, как черепаха,
могу – как кенгуру,
спешу напасть я даже
на сильную ладью.
Иду я только прямо,
но ем наискосок,
пройду весь путь упрямо
и становлюсь ферзем.
Меня король страшится
и пятится, как рак;
король меня боится:
ему за шахом шах!
Прочнее я орешка,
хотя я просто…
(пешка)
6. Меня все атакуют,
со мной вступают в бой!
Я – главная фигура,
зовут меня…
(король)
Ален: Ой ребята, какие вы молодцы, все загадки отгадали!
Воспитатель: Ребята, а давайте теперь покажем нашим гостям шахматное поле (дети показывают и рассказывают,из каких клеток состоит шахматное поле)
Воспитатель: А теперь (имя) покажет вам, что такое вертикаль, горизонталь и диагональ.
Воспитатель: Ну, теперь можно показать нашим гостям, как же нужно расставлять фигуры на шахматной доске?
2. Игра «Ряд» (овладение правилом, как должны стоять фигуры из начального положения)
Ребенок выходит к шахматной доске и расставляет фигуры. (остальные дети расставляют фигуры на своих досках)
Воспитатель: Молодец (имя! Ален и Лена вы запомнили, как стоят шахматные фигуры?
Герои: Да, спасибо (имя, мы теперь не забудем.
Воспитатель: А сейчас ребята мы превратимся в те фигуры, которых наибольшее количество на шахматном поле. В кого мы превратимся (ответы детей)
Физкультминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, а всё ли теперь знают Лена и Ален про шахматные фигуры? (нет)
Воспитатель: Правильно ребята, они не знают,как ходят шахматные фигуры.
3. Игра «Волшебный мешочек»
Описание: Ребенок на ощупь определяет, какая фигура,достает ее из мешочка и показывает как она ходит.
Воспитатель: Кто самый главный в шахматной игре? (Король)
А самая быстрая и сильная фигура, кто? (Ферзь)
В кого превращается пешка,если она дошла до конца поля (Ферзь, Конь, Ладья, Слон)
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру.
Воспитатель раздает ребятам карточки с заданием.
4. Игра «Взятие»
Цель: из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
Описания: ребята по очереди выходят к шахматной доске и проигрывают «Взятие»
Воспитатель: Ну, теперь вы все знаете о шахматах и можете возвращаться в «Шахматную страну», чтоб ее расколдовать.
Лена: Спасибо вам ребята за помощь! Теперь мы расколдуем «Шахматную страну» .
Ален :А в благодарность за помощь мы хотим вас угостить вкусными конфетами.
Герои: До свидания ребята!
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы помогли нашем гостям, рассказали им
про шахматы, показали им свои знания. Я вами горжусь! Спасибо!
А теперь я хочу, чтобы вы выбрали своё настроение на слайде.
На слайде демонстрируются различные смайлики (личики с разными эмоциями, дети выбирают свой вариант, это диагностика результативности занятия, отражающая, как дети восприняли его.