Мария Гагарина
Конспект занятия по шахматам «Шахматная доска»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат, дать представление детям о шахматной доске. Познакомить с понятием ДИАГОНАЛЬ, отличие диагонали от горизонтали и вертикали. ЦЕНТР, форма центра. Развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.
Задачи:
* развитие внимания и логического мышления;
* обучение шахматным терминам : шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
* воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски для каждого ребёнка, комплект из 16 лент чёрного и белого цвета для каждого ребёнка, по одной пешке на каждого ребёнка, демонстрационные диагонали,карандаши тёмного цвета, фрагменты шахматных досок.
ХОД.
- Добрый день!
- Мы продолжаем путешествие в сказочную шахматную страну.
-Послушайте и отгадайте загадку:
* Рожь на нем не колосится,
Не растет на нем пшеница,
Слон и конь резвятся вволю,
Это. (шахматное поле)
*Игра "Собери доску" :
16 лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.
(дети выполняют задание)
-Давайте вспомним,что мы знаем о шахматной доске?
-Как называются дорожки чёрно –белая дорожка из 8 полей, которая проходит слева направо?
(горизонталь)
-А с право налево это?
(горизонталь)
-А как называется чёрно-белая дорожка,которая идёт от одного партнёра к другому?
(вертикаль)
В горизонтали, как и в вертикали 8 полей, которые чередуются.
-Посчитайте сколько белых и черных полей в одной горизонтали?. (4/4)
-А теперь сосчитайте, сколько горизонталей на шахматной доске?. (8)
-Может ли быть в горизонтали два белых поля рядом: да или нет?
-Как обозначаются горизонтали?
(цифрами)
-Назовите их.
(1-2-3-4-5-6-7-8)
-А как обозначаются вертикали?
(буквами)
-Давайте вспомним считалочку:
А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, е-го ф-амилия Ж-е а-ш.
* Физ. минутка
Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)
Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)
Только в бой им всем охото – (бег на месте)
Начинается игра – (прыжки на месте).
Тихонько садимся на места.
*А теперь немного поиграем.
"Горизонтально-вертикальная игра". Поставим белую пешку на любое поле шахматной доски и, вызываем учеников по одному к демонстрационной доске, просим детей передвинуть пешку на одно поле в задаваемом направлении. Типичные указания: "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали".
*-Какие еще линии остались у нас без внимания?
(Дети показывают руками линии, которые идут наискосок, молодцы.)
Это ДИАГОНАЛИ – в отличие от прямых вертикальных и горизонтальных линий состоят из полей одного цвета (белые и черные диагонали).
В самых длинных Больших диагоналях – по 8 полей. В самых коротких по 2 поля.
(педагог показывает шаблоны коротких и длинных диагоналей)
-Предлагаю вам поиграть в игру: «Собери шахматное поле»
* «Эстафета» Дети делятся на две команды. Педагог раскладывает на столе кубики двух цветов (чёрные и белые)
Задача: собрать из кубиков шахматную доску, выкладывая кубики подиагонали.
Кто быстрее.
-Молодцы!
*-Педагог показывает демонстрационный материал –шахматную доску,на которой центр -4 клетки белого цвета.
-Какая здесь ошибка?
-Как её можно исправить?
(закрасить чёрным)
-Четыре клетки в середине шахматного поля называют Центр.
Покажите центр на своих шахматных досках.
*Педагог предлагает детям на фрагментах шахматной доски закрасить поля нужным цветом.
-ВОТ И ПОДОШЛО К КОНЦУ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗАЧНУЮ ШАХМАТНУЮ СТРАНУ.
Итог.
Скажите, что же нового вы узнали сегодня?
Что делают партнеры, противники за шахматной доской?
Сколько полей в больших диагоналях?
Сколько полей в самых коротких диагоналях?
Сколько на доске больших диагоналях?
Сколько на доске самых коротких диагоналей?
Бывают ли чёрно-белые диагонали?
Какую форму имеет центр?
Сколько полей в центре?
Сколько белых полей в центре? а сколько чёрных?
На этом наше путешествие подошло к концу.
До свидания.