Юлия Адамова
Конспект итогового занятия с интеграцией образовательных областей «Поможем Кузе Грамотейке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с интеграцией образовательных областей
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально -коммуникативное развитие» для детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет) на тему: «Поможем Кузе Грамотейке».
Цель: отразить систему работы и показать знания, умения, представления, которые дети получили в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные :
Темочки:
1. Упражнять детей в последовательном и подробном описании игрушки, рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа; учить использовать образец при составлении описательного рассказа.
2. Продолжать учить членить слова на слоги.
3. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.
4. Совершенствовать умения детей в нахождении места звука в слове.
5. Закреплять умение составлять предложение и анализировать схемы предложений.
6. Упражнять в умении подбирать определения к существительным и согласовывать их.
Развивающие:
1. Создать условия для развития сообразительности, внимания, фонематического слуха, восприятия, словесно-логического мышления, зрительной памяти, воображения; развивать речь (монологические и диалогические формы);
2. Способствовать развитию связной речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
Воспитывать активность, любознательность, самооценку, интерес к учебной деятельности, умение работать в коллективе, понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, доброту, культуру общения, чувство коллективизма, взаимовыручки и помощи.
Словарная работа: расширять и активизировать словарный запас словами – грамота, мечта, первоклассники, ребус.
Индивидуальная работа: формировать умение терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение; воспитывать доброжелательность, выдержку.
Материал:
Демонстрационный: письмо от феи Грамоты с конвертом, фигурка Кузи Грамотейки, лестница от 1 до 9 ступенек, схема предложения, кружки (красный, синий, зелёный, звуковые замки, магнитные буквы для слова «ручей», игрушки лисёнка, волка и зайца.
Оборудование: мультимедийный экран и проектор, мультимедийная презентация на электронном носителе, магнитная доска, указка.
Раздаточный: красные, синие, зеленые карандаши, карточки со схемой предложения и с картинками, карточки на звуковой анализ слова, картинки на разные звуки, призы - медали с изображением Кузи Грамотейки.
Предварительная работа с детьми: индивидуальные занятия.
Предварительная работа воспитателя: подготовить демонстративный и раздаточный материал, презентацию.
Структура занятия :
1) организационный этап:
• постановка учебной задачи через игровую мотивацию;
2) основной этап:
• дидактическая игра «Разгадаем ребус»;
• дидактическая игра «Объяснялочка»;
• дидактическая игра «Заблудился звук»;
• физ. минутка «Ветер веет над полями»;
• дидактическая игра «Подбери признаки, действия»;
• дидактическая игра «Докончи слово»;
• дидактическая игра «Описание игрушки»;
• дидактическая игра «Где стоит звук?»;
• дидактическая игра «Напиши звуковой анализ слова» (работа с раздаточным материалом);
• дидактическая игра «Составь предложение по картинке со схемой» (работа в парах);
3) заключительный этап:
• итог занятия, оценка деятельности детей.
Методы и приё мы:
Наглядный: иллюстрации, картинки, карточки, схемы, просмотр презентации.
Игровой: игровая ситуация; игровые упражнения; дидактические упражнения и игры;
Словесный: объяснение, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, работа детей в парах, поощрение, анализ занятия.
Практический: совместное выполнение физ. минутки с детьми, самостоятельная деятельность детей за столами.
Виды детской деятельности:
Образовательная область Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная
Игровая
Познавательное развитие Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Продуктивная
Речевое развитие Игровая
Формы работы с детьми:
Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Коммуникативная
Игровые упражнения
Описательные рассказы детей об игрушке
Ответы детей на вопросы воспитателя
Самооценка и самоанализ
Познавательно - исследовательская Просмотр видео презентации
Решение проблемной ситуации
Дидактические и игровые упражнения
Самостоятельная деятельность детей
Игровая
Введение в воображаемую ситуацию
Игровые упражнения
Дидактические игры
Физ. минутка
Ход занятия:
I. Организационный этап.
(Звонит звонок, дети садятся на стульчики на ковре).
II. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию.
Воспитатель: У каждого человека есть мечта! И каждый хочет, чтобы она исполнилась. А кто может нам в этом помочь?
Дети: Щука, волшебная палочка, фея, джин, золотая рыбка.
Воспитатель: Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к волшебству.
В наш детский сад сегодня пришло письмо.
(Воспитатель показывает детям письмо. На конверте написано: Кому: детский сад «Малышок», группа «Улыбка» От кого: Царство феи Грамоты. Прочитать на занятии по обучению грамоте. Воспитатель открывает конверт, предлагает прочитать письмо. На экране слайд с изображением феи Грамоты).
Текст письма:
Здравствуйте, дорогие мои будущие первоклассники! Большой вам привет от феи Грамоты. Узнала, что вы научились различать звуки, слоги, слова, предложения, делать звуковой анализ слова, определять, где стоит звук, составлять предложения, читать и очень рада этому. Я решила проверить вас и прислала свои задания в виде игры.
Игра называется «Ступеньки». Мой помощник - Кузя Грамотейка (На экране слайд с изображением Кузи Грамотейки) – поведет вас по этой лестнице. (Достаю из конверта фигурку Кузи Грамотейки и ставлю у нарисованной на ватмане лестницы). А куда ведёт лестница - секрет. Чтобы подняться на каждую ступеньку, нужно выполнить одно задание. Итак, вперёд, выполняйте задания! Ребята, я не сомневаюсь, что вы справитесь со всеми заданиями. Успехов, вам, мои юные друзья! Самых грамотных ждёт сюрприз!
III. Основной этап.
Дидактическая игра «Разгадаем ребус».
Воспитатель: Чтобы подняться на первую ступеньку, нужно выполнить задание. Если вы разгадаете ребус, то узнаете кто это. (На экране иллюстрации с изображением груша, ракеты, арбуза, часов). По первым звукам названия предметов составьте слово (грач). Кто это? (Грач). А кто такой грач?
Вы правильно разгадали ребус, Кузя Грамотейка поднимается на первую ступеньку волшебной лестницы. (Воспитатель переставляет фигуру Кузи).
Дидактическая игра «Объяснялочка».
Воспитатель: ребята, здесь надо ответить на вопросы и объяснить Кузе незнакомые ему символы, знаки и схемы. Я буду показывать, а вы объяснять, что это обозначает.
Кто живёт в замках? (Воспитатель показывает на звуковые замки. Дети отвечают: гласные, согласные звуки. Гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным цветом).
(Воспитатель показывает на карточке схему, дети рассказывают: полоски – это слова, предложение пишется с большой буквы).
Я назову, а вы ответьте, что это: А, ЛА, ИГРА, ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ. ( Дети отвечают: звук, слог, слово, предложение). Что мы слышим, но не видим? (звуки). Что мы видим, но не слышим? (буквы).
Дидактическая игра «Заблудился звук».
Воспитатель: вы знаете, что звуки могут заблудиться. Слушайте внимательно и исправьте ошибку:
1. Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
2. Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка (репка).
3. Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
4. Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку (точку).
Физ. Минутка «Ветер веет над полями»
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Дидактическая игра «Подбери признаки, действия».
Воспитатель: ребята, у меня рассыпалось слово и перепутались буквы, помогите мне. (Если затрудняются, то ставлю первую букву Р. Дети составляют слово «ручей». На экране появляется изображение ручейка).
Скажите, какой бывает ручей? (Дети называют прилагательные к слову «ручей» - быстрый, бурный, звонкий, чистый, шумный, холодный, весёлый, озорной, тёплый и др.).
Посмотрите на экран, что ручей делает? (Дети называют глаголы к слову «ручей» - бежит, течёт, торопится, стоит, звенит, шумит).
(Фигура Кузи Грамотейки поднимается на третью ступеньку).
Дидактическая игра «Докончи слово».
Воспитатель: замечательно, а теперь игра «Докончи слово» :
Мы – малышки-коротышки.
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начала и концы.
(Воспитатель называет ребенку первую часть слова, ребенок называет вторую часть или полностью слово: дро-ва, со-ва, цап-ля руч-ка, пи-рог, зоо-парк, пар-та, за-бор, зво-нок, кук-ла, мя-чик).
Замечательно, вы отлично справились с игрой. Поднимем Кузю Грамотейку на ступеньку выше.
Дидактическая игра «Описание игрушки».
Воспитатель: предлагаю вам отправиться в магазин игрушек. (Дети рассматривают игрушки – лисёнка, волка, зайца на столе - прилавке). Я выберу продавца, он должен рассказать об этой игрушке, не называя её, как загадка.
Послушайте образец рассказа : «К нам поступил новый товар игрушек. Я опишу вам один из них. Он серенький, длинноухий, четыре лапы и маленький пушистый хвостик. На голове у него черные блестящие глазки-пуговки и длинные усы. Любит кушать морковку, капусту. Играть с ним надо аккуратно, нельзя бросать на пол. А в гости к нему будут приходить те, с кем он живет – лисенок, мишутка. А еще я для него можно сшить одежду, чтобы он был нарядным».
Вероника (Варя, Дима, выходи, ты будешь продавцом игрушек. (Продавец - ребёнок описывает игрушку, но не называет вслух, кто это. Дети отгадывают игрушку. Слушаем рассказы 3детей).
Вы описали интересно игрушки и отгадали загадки о них. Кузя Грамотейка поднимается на следующую ступеньку.
А сейчас, тихонько пройдите за парты. (Дети проходят со стульями за парты).
Дидактическая игра «Где стоит звук?» (работа с раздаточным материалом).
На партах лежат картинки на разные звуки.
Воспитатель: поднимите картинки, у кого звук С стоит в начале слова, теперь в середине слова, в конце слова. Помогите соседу, если затрудняется. (Дети определяют позицию звуков С, А, Т, И,О в словах.)
Молодцы, было сложно, но вы справились! (Кузя Грамотейка поднимается выше).
Дидактическая игра «Напиши звуковой анализ слова» (работа с раздаточным материалом).
(На партах лежат карточки с картинками и пустыми клеточками.) Воспитатель: посмотрите на карточки, как вы думаете, что означает пустая клеточка? (Звук). Правильно, вы должны написать звуковой анализ слова. Внимательно посмотрите и заполните клетки цветными карандашами. (Дети делают звуковой анализ слова.
Задание было трудным, но вы постарались и помогли Кузе Грамотейке подняться выше.
Дидактическая игра «Составь предложение по картинке со схемой» (работа в парах).
Воспитатель: у вас на партах лежат карточки с картинками и схемой. Посмотрите внимательно, подумайте и составьте предложение, затем расскажите своему соседу по парте. (Дети составляют предложения и рассказывают друг другу в парах).
IV. Заключительный этап.
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Ну, вот, мы поднялись на верхнюю ступеньку лестницы, а ведёт она, ребята, … в школу. 1 сентября вы пойдёте в школу в 1 класс, будете дальше получать новые знания, обучаться грамоте. А я желаю вам успехов! (Воспитатель открывает надпись на двери, где написано слово «Школа». Затем он подводит итоги. Достаёт из конверта картинки от феи Грамоты и дарит их детям.)