Алёна Александровна Хабиева
Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Путешествие по родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
на тему: «Путешествие по родному краю»
Подготовила: Хабиева Алёна Александровна,
воспитатель старшей группы «Солнышко»
МАДОУ д/с «Малышок»
г. Советский
2017 г.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей „Путешествие по родному краю“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека, «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности :
Образовательная область Виды детской деятельности
«Познавательное развитие» Познавательно-исследовательская
Игровая
«Социально-коммуникативное развитие» Коммуникативная
Формы работы с детьми:
Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Познавательно – исследовательская
Игровая Ситуативный разговор
Решение проблемной ситуации
Обсуждение
Рассказ воспитателя
Игровые упражнения
Коммуникативная
Игровая
Конструирование Беседа
Ответы на вопросы
Игровые ситуации
Создание страниц книги
Формы организации детей: подгрупповая.
Цель: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные :
• расширять знания детей о богатстве родного края;
• закрепить знания детей о природе родного края, растительном и животном мире, символике ХМАО-Югры.
Развивающие:
• развивать познавательную активность;
• развивать восприятие, внимание, память, умение анализировать.
Воспитательные:
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
• воспитывать культуру поведения, умение слушать друг друга.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: письмо с заданиями и диск, средства ТСО (компьютер, видеозаписи старика Лесовика, книга с чистыми листами без иллюстраций со светло-зеленым фоном, голубым небом формата А3; презентация «Кто, где живет?», аудиозапись звуки леса.
Раздаточный: картинки лиственных и хвойных деревьев (береза, сосна, ель, лиственница, осина) по количеству детей, картинки диких животных нашего края и жарких стран на каждого ребенка, разрезная картинка герба ХМАО-Югра, клей, кисточки, салфетки, краски, клеенка; картинки - ягоды, тарелочки. Коробочка с сюрпризом для детей, тарелочки со снежинками и капельками для самооценки.
Предварительная работа: беседа о малой родине, ХМАО-Югре, коренных жителях нашего округа, рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок о лесе, картинок лиственных и хвойных деревьев, животные тайги; чтение рассказов о лесе, целевая прогулка по экологической тропе, отгадывание загадок, подвижные игры народов севера, дидактические игры «Кто где живет?», «Угадай животное по описанию» и др.
Индивидуальная работа с детьми: активизировать на занятии Лиану И., Сергея Г.
Словарная работа: объяснить детям понятие «морошка».
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приемы: рассказ, игровые упражнения, дидактическая игра, ответы на вопросы, отгадывание загадок, просмотр презентации, рассматривание картинок.
Место проведения: групповое помещение.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный прием «Приветствие»
(дети заходят в группу и встают в круг)
Воспитатель: (вместе с детьми) - Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните все обиды и огорчения.
(Стук в дверь, приносят конверт и книгу. Воспитатель открывает конверт, в нем письмо с заданиями и диск, который он ставит в компьютер. Дети в это время рассаживаются на стульчики).
Просмотр видеозаписи:
- Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут старик-Лесовик. В моем лесу случилась беда: Баба Яга наложила заклятье на лес и поселилась в нем тишина: исчезли все деревья, птицы не поют, зверей не видно, даже ветер не залетает в мой лес, насекомые и то разбежались, (показывает детям пустую книгу). Что делать, ума не приложу, знаю только одно, что заклятие могут снять только дети, которые хорошо знают природу нашего края. Помогите мне, очень вас прошу! Поможете?
Дети: Поможем.
Старик Лесовик: А вы не боитесь встретиться с трудностями?
Дети: Нет.
Старик Лесовик: Это очень трудно будет сделать, потому что Баба Яга придумала разные вам задания, если вы их выполните, тогда заклятие спадёт. Свои задания она оставила в конверте, отправляю его вам.
(воспитатель ставит книгу на стол, предлагает детям пройти к столам, на которых находятся клеенки, клей, кисточки, салфетки, 2 тарелочки с картинками ягод и деревьев. Берет пустые листы из книги, а из конверта достает первое задание – разрезную картинку флага).
1 задание: Знаете ли вы свою малую Родину?
Воспитатель: Ребята, скажите мне, в каком городе мы с вами живем?
Дети: Советский.
Воспитатель: Правильно. У каждого есть на земле место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называют малой Родиной. Для многих из вас - это город Советский.
- Ребята, а как называется наш округ?
Дети: Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему наш округ назвали Ханты - Мансийский?
Дети: Ханты и манси - коренные жители нашего округа.
Воспитатель: Ребята, а вот и задание - «Сложи флаг нашего округа»
(воспитатель предлагает 2-3 детям сложить разрезную картинку Флага, приклеивают картинку на первый лист книги)
Воспитатель: Молодцы, правильно справились с заданием и составили флаг нашего округа. Что обозначают цвета на флаге?
Дети: Голубая полоса флага олицетворяет многочисленные водные ресурсы региона; полоса зеленого цвета символизирует зелень лесов сибирской тайги; вертикальная белая полоса ассоциируется со снежными зимами ХМАО – снежный покров в регионе не сходит до семи месяцев ежегодно.
Воспитатель: Ребята, а что значит символ на флаге ХМАО – Югры?
Дети: Белая Сибирская корона, похожая на оленьи рога, является элементом традиционного национального орнамента оленеводов.
Воспитатель: У нашего округа также есть герб. Герб - это отличительный знак данной местности. (Дети приклеивают картинку герба на первый лист книги)
Воспитатель: с этими заданиями вы справились.
Следующее задание: «Природные богатства»
Воспитатель: Ребята, наш округ богат природными ресурсами. В лесах растут дикоросы. Ребята, а скажите, что такое дикоросы?
Дети: дикорастущие полезные растения (грибы, ягоды, орехи)
Воспитатель: Правильно. Ведь северные грибы и ягоды не растут в саду, и никто их не сажает, они растут в природе самостоятельно. А сейчас я узнаю, с помощью загадок, знаете ли вы ягоды, которые растут в нашей местности.
(Дети угадывают загадки и подбирают к ним картинки, заранее приготовленные, которые лежат на подносе (клюква, черника, брусника, морошка, приклеивают картинки на второй лист книги)
- Я красна, я кисла, на болоте я росла
Дозревала под снежком, ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)
- От какого слова получила название эта ягода?
Дети: Клюква – от слова «клюв», потому что их клюют птицы
Воспитатель: Ягодку друг в рот возьмет, сразу станет черным рот.
Друг, на руки посмотри–ка – очернила их….(черника)
Воспитатель: Словно мелкий виноград, гроздья красные висят.
В сентябре их соберешь, витамины запасешь
Средь валежника – смотри-ка! – Что за ягодка? (брусника)
- Почему эту ягоду так назвали?
Дети: Брусника – в древности красный цвет называли «бруснявый» и поэтому назвали ягоду брусника.
Воспитатель: На болоте уродилась, в мягкой травке притаилась
Желтенькая брошка – ягодка (морошка)
- Кто знает, почему ягоду назвали «морошкой»
Дети: Морошка – за лето три раза меняет цвет ягод, «морочит голову» поэтому назвали морошка.
Воспитатель: Ребята, наш край – край лесов, а скажите мне, как называется наш лес.
Дети: Наш лес называется тайга.
Воспитатель: А какие деревья растут в нашем лесу? ( ответы детей: осина, ели, пихты, кедр и сосны). А как называется лес, состоящий из одних елей?
Дети: Еловый
Воспитатель: А если в нем растут только березы?
Дети: Березовый
Воспитатель: А только сосны?
Дети: Сосновый
Воспитатель: Молодцы, ребята, а вы знаете, что в нашем лесу растет дерево – лиственница. Почему ее так назвали?
Дети: хвойное дерево. Хвоя ежегодно опадает на зиму. (Воспитатель дополняет ответы детей).
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вы очень много знаете о растительном мире нашего округа. Давайте оживим страницу книги и восстановим лес старичка-Лесовичка. (воспитатель вместе с детьми заполняют вторую страницу книги, приклеивая к ней деревья).
Следующее задание: «Животный мир»
Воспитатель: Ребята, чтобы выполнить следующее задание, нам надо отправиться на полянку.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором находятся картинки разных животных: наших лесов и жарких стран, клей, кисточки, салфетки, клеенки, и встать вокруг него, взяв листы книги с собой.
Воспитатель: В наших лесах очень много зверей. Я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить кто они.
Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,
На нем громадные рога, ему природа дорога. (лось)
Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень, это (северный олень)
Работающие зверьки строят дом среди реки.
Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры).
Воспитатель: с загадками вы справились. Ребята, а какие еще животные обитают в наших лесах? ( ответы детей: белки, ежи, лисы, зайцы, волки и т. д.).
- А хорошо ли вы знаете, как выглядят дикие звери нашего округа? (ответы детей). Посмотрите, все животные сбежали из заколдованного леса и смешались с другими дикими зверями. Давайте поможем им вернуться к себе домой, и оживим ими заколдованный лес Старика Лесовика. Согласны? (Да). Я вам предлагаю выбрать и приклеить только тех животных, которые живут в нашем округе.
(Дети выбирают среди всех животных – животных наших лесов (лось, медведь, бобр, олень и т. д.) и наклеивают на третий лист из книги. Воспитатель помогает детям в выполнении задания, задавая вопросы- кто это).
Воспитатель: Молодцы, знаете, как выглядят животные тайги. Ребята, животных мы нашли, а теперь давайте поможем им найти свои домики, вспомним «Кто, где живет?»
(Воспитатель берет все листы книги, предлагает детям пройти на стульчики к доске, воспитатель включает презентацию ТСО, дети находят животного и его домик).
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы выполнили все задания. А для чего мы с вами выполняли эти задания?
Дети: Чтобы оживить лес Старика-Лесовика.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте оживим лес растениями и животными.
(Воспитатель вставляет страницы в книгу, включает аудиозапись шелест листвы в лесу).
Воспитатель: (просмотр видеозаписи 2 Старика-Лесовика)
- Спасибо вам большое, помогли вы мне, вижу вы много знаете о лесе. Лес - это дом для зверей, птиц и насекомых. Лес приносит нам пользу: даёт древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу вы отдыхаете, наслаждаетесь природой. Лес надо беречь, и не только лес, беречь надо всё, что вас окружает, тогда вам никакая Баба-Яга не будет страшна. Вот вам мой подарок, ягоды лесные, чтобы вы росли здоровыми. До свидания, ребята!
Воспитатель: Бескрайние леса, реки даны нам свыше. А наши деды и прадеды сохранили их для нас. А теперь наша очередь беречь, хранить, защищать родную природу. Что мы должны для этого сделать? Давайте с вами вспомним правила поведения в лесу.
Дети: Нельзя сильно кричать,
- Нельзя мусорить в лесу,
-Нельзя оставлять костёр в лесу без присмотра,
- Нельзя деревья ломать, грибы с корнем вырывать, цветы рвать.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать Старику-лесовику? (ответы детей). А теперь расскажите, что вы делали? (ответы детей). Мы с вами будем дополнять страницы в этой книге в свободной деятельности. Если вам все удалось и все получилось: выберете снежинку, а если были какие-то трудности, то возьмите капельку (воспитатель предлагает детям на выбор снежинки и капельки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а в коробке – то, есть еще что-то. (воспитатель достает коробочку с сюрпризом для детей, заранее приготовленную и спрятанную под платочком на столе).
Литература:
1. Гаврилова О. Н. Природа родного края. Животный мир. Тюмень Совдизайн,1997 г.
2. Гаврилова О. Н. Природа родного края. Растительный мир. Тюмень Совдизайн,1997 г.