Раиса Муковнина
Конспект итогового занятия по развитию речи «Зима в природе» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом,
- ознакомить детей с зимними явлениями природы,
- упражнять в подборе определений к заданному слову,
- учить подбирать однокоренные слова,
- формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждений,
- развивать умение детей давать развёрнутые ответы,
- развивать воображение детей,
- воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи „Зима в природе“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход НОД:
Воспитатель: Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима словно сказочное царство.
Воспитатель: Ребята, а какие признаки зимы вы знаете, что бывает зимой?
- Зимой холодно и морозно.
- Солнце светит, но не греет.
- День зимой короткий, а ночь длинная.
- Зимой часто идёт снег.
- Земля, кусты, деревья покрыты снегом.
- Речки покрыты льдом.
- Часто дуют холодные ветры.
- Люди одеты тепло, в зимние одежды.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела снежинка. Она мне нашептала на ушко, что она заблудилась, ей грустно здесь одной, и она хочет в лес к своим подружкам. А давайте мы с вами тепло оденемся, возьмём лыжи с лыжными палками, и отправимся в зимний сказочный лес.
(Дети имитируют ходьбу на лыжах.)
Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» все отправляются в лес.
Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! Послушайте, как пишут о красоте зимы русские поэты?
(Показ презентации «Зимние явления в природе».)
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)
Воспитатель: Какие зимние явления природы мы видим?
Ответы детей: Мы видим снегопад, метель, вьюгу, иней.
Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?
Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.
Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст». На крышах и деревьях появляются сосульки. Это «Оттепель».
Когда заканчивается оттепель и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней.
По ходу обсуждения звучит спокойная музыка, и показываются на экране картинки.
Проводится пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».
Мы во двор пошли гулять – имитировать ходьбу.
Бабу снежную лепили – имитировать лепку снежков.
Птичек крошками кормили – крошить хлеб всеми пальцами.
С горки мы потом катались – вести указательным пальцем правой руки по левой руке.
А потом в снегу валялись – класть ладошки то одной стороной, то другой.
Все в снегу домой пришли – отряхнуть ладошки.
Съели суп и спать легли – «кушать», «спать».
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как зимуют деревья, кустарники, растения?
Деревья и кустарники стоят без листьев. Зимой они не растут, а как бы погружаются в глубокий сон, так как зимой мало влаги, тепла, света, которые необходимы им для роста.
Ребята, а почему мы зимой не встречаем насекомых?
Они спят, запрятавшись в трещины коры, под опавшие листья, в землю.
А почему зимой мало птиц?
Теплолюбивые птицы улетают на зиму в тёплые края, а те, которые остались, перебираются зимой ближе к человеческому жилью в поисках тепла и корма. Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в холодное время года.
А каких птиц, оставшихся зимовать, вы знаете?
Воробьи, синицы, голуби, снегири, сороки, вороны.
Ребята, а как живут зимой звери в лесу?
По-разному. Заяц поменял свою серую шубку на белую, белка питается своими осенними запасами, лиса мышкует, медведь и барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в теле, спят в берлогах и норах. Ёжик тоже спит.
Ребята, нравится ли вам зима? Почему?
Дети перечисляют зимние забавы : игра в снежки, катание на санках, на лыжах, на коньках. А самое главное – зимой наступает Новый Год, и Дед Мороз приносит детям подарки.
Дети, а как можно назвать зиму?
Зима – волшебница, кудесница, кружевница, красавица, искусница. Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери слово признак».
Снег бывает какой?
(Белый, холодный, колючий, лёгкий, красивый, пушистый, мокрый, липкий, мягкий, скрипучий, искристый, сыпучий.)
Лёд какой?
(Твёрдый, холодный, прозрачный, скользкий.)
Теперь давайте назовём слова-родственники для слова «снег».
(Снегопад, снеговик, снежинка, снежок.)
А для подсказки снежинка загадает вам загадки:
Тихо, тихо, как во сне, целый день порхает (снег).
С неба падают пушинки – серебристые (снежинки).
На дорожки, на лужок запорхал кругом (снежок).
Вот веселье для ребят – всё сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки).
На снегу-то, посмотри, - с красной грудкой (снегири).
Словно в белый пуховик нарядился (Снеговик).
Рядом снежная фигурка – это девочка (Снегурка,
Игра «А что вчера?»
Сегодня снег блестит, а вчера (блестел).
Сегодня снег падает, а вчера (падал).
Сегодня снег тает, а вчера (таял).
А что снег может делать ещё?
(Летит, падает, кружится, хрустит, сыплет, сверкает, скрипит, идёт, тает.)
Снежинка, спасибо тебе за помощь, оставайся с подружками в лесу, а нам пора возвращаться в группу.
Раз, два, три, вокруг себя повернись – снова в группе окажись!
Ну, вот, ребята, мы с вами снова в группе.
А теперь напомните мне, о чём же мы говорили на занятии?
(Познакомились с приметами зимы, узнали, как зимуют деревья и растения, как зимуют животные в лесу, как проводят зиму птицы, искали родственные слова к слову «снег», подбирали слова-признаки.)