Потуданская Галина Васильевна
Конспект итогового занятия по изодеятельности в старшей группе «Сказочная Гжель»
▼ Скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №34
Конспект итогового занятия по изодеятельности в старшей группе
Тема: «Сказочная Гжель»
Потуданская Г. В.
Воспитатель группы «Василек»
МАДОУ ЦРР Детский сад №34
г. Кропоткин
Публикация «Конспект итогового занятия по изодеятельности в старшей группе „Сказочная Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Конспект итогового занятия по изодеятельности в старшей группе
Тема: «Сказочная Гжель»
Цель: Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров.
Задачи:
- приобщать детей к народно-декоративному искусству в условиях практической и творческой деятельности;
- формировать представление о разнообразии гжельского промысла;
- обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры (капельки, лепестки, цветок, волнистые линии, сеточка);
- активизировать словарный запас (гжель, керамика, мастер, элемент, кайма).
- способствовать развитию эстетического вкуса, мелкой моторики рук.
- воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели;
- воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы.
Материалы и оборудование: гжельская посуда, сувениры, иллюстрации гжельских предметов, презентация «Сказочная Гжель», мультимедийный проектор, магнитофон, диск с музыкой; краски, кисточки, салфетки, банки с водой, вырезанные силуэтные заготовки чайника (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Знакомство с гжельским промыслом :
- рассматривание иллюстраций с изображением гжельских предметов;
- рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И. А. Лыкова, «Гжель» С. Вохринцева;
- чтение стихов «Сине белая посуда» С. Вахрушева, «Гжель» П. Синявский;
- слушание музыки «Незабудковая Гжель» П. Синявский, «На Руси умельцев много» Иванова, «Гжель» З. Роот, «Лазури хоровод» М. Кузьмичева.
Проведение ООД
Воспитатель: Дети, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
Встанем с вами вместе в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: И сегодня, ребята, я хотела бы пригласить вас в моё любимое сине-голубое царство. Но для того чтобы в него попасть вам нужно отгадать загадку:
Сине – голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится!
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись…
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! Сегодня я хочу вам рассказать сказку об удивительном народном гжельском промысле. Послушайте ее.
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды, да стали думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, прямо, как снежок зимой, и решили лепить из неё посуду разную. Стал каждый мастер свое умение показывать. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые, и ручки у всех разные. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Гжель – это всегда бело-синий цвет, яркий и прямо какой-то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь!» Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они эту синеву перенести на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.
Людям так понравились изделия гжельских мастеров, что они уже хотели видеть росписи не только на посуде, но и на других предметах быта – часах, керамических статуэтках, шахматах
Красота и нежность гжельского рисунка не могла оставить к нему равнодушными девушек-модниц и вскоре гжель уже украшала и предметы одежды. (Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации «Сказочная Гжель»)
А закончить свою сказку хочу такими строчками:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе ее названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения!»
Воспитатель: Ребята, вы очень внимательно меня слушали, вам сказка понравилась? О чем эта сказка?
(Ответы детей)
- Что украшают гжельскими узорами?
(Ответы детей)
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
(Ответы детей)
-Какую краску используют мастера в гжельской росписи?
(Ответы детей)
- Скажите и покажите, каким узором украшают мастера свои изделия?
(Ответы детей. Показ демонстрационных изображений элементов Гжели).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам превратиться в гжельских мастеров. И отгадав загадку, вы узнаете, что именно будете сейчас расписывать в гжельском стиле. Послушайте ее.
- Это что за паренек
В бело - голубой рубашке
Приглашает на чаек
Фарфоровые чашки
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, чайник!
- Каким узором украшен чайник?
(Ответы детей)
- Где расположен цветок?
(Ответы детей)
- Из каких элементов состоит узор на чайнике?
(Ответы детей)
Воспитатель раздает вырезанные силуэтные заготовки чайника, напоминает детям правила пользования кистью и краской, а так же последовательность нанесения узора на данном образце.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к нашей работе, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
(И. п. ладони обеих рук сжаты в «бутон»)
Наши синие цветы распустили лепестки
(Постепенное раскрытие пальцев)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
(Шевеление пальцами)
Наши синие цветки закрывают лепестки,
(Снова закрыть пальцы в бутон»)
Тихо засыпают, головой качают.
(«Бутон» тихо качается)
Воспитатель: Дети, каждый может украсить свой чайник также, как на образце или любыми узорами, что изображены на таблице, но можно и самим придумать необычный узор. Однако в узоре обязательно должны сочетаться голубые и синие цвета.
Мастера, скорей за дело
Украшайте чайник смело
Составляй узор любой,
Чтобы радовал он взор.
В процессе работы звучит музыка, воспитатель помогает советом, напоминанием.
Воспитатель: Вижу, вы уже справились со своей работой. Сейчас я вам скажу одну поговорку, послушайте ее. «Умелец, да рукоделец, себе и людям радость приносит». Эта поговорка о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Вы все расписывали свои чайники, получились они очень красивыми и сказочными, все ребятки старались и, я думаю, они очень понравятся всем кто их увидит.
- О каком промысле мы сегодня беседовали?
(Ответы детей).
- Какие цвета используется в гжельской росписи?
(ответы детей).
- Чья работа тебе понравилась больше всего?
(Ответы детей).
- Что вы можете сказать о своих работах? Все ли удалось, почему?
(ответы детей).
Ребята, вы сегодня все постарались, работы ваши все получились аккуратными. Молодцы!