Ирина Красильщикова
Конспект беседы «Сказочная гжель» ко Дню народных узоров на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект беседы "Сказочная гжель"
Цель: знакомство детей с гжельским народным промыслом.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, на нашу выставку посуды. Все предметы посуды имеют нечто общее. Как вы думаете, что именно?
Дети: Они бело-синего цвета.
Воспитатель: Молодцы! А кто знает, как называется эти изделия (роспись?
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и народные узоры
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Дети: Гжель.
Воспитатель читает стихотворение
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Воспитатель: где изготавливают эту посуду?
Дети: в посёлке Гжель.
Воспитатель: Сегодня расскажу вам быль. Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле. Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые
мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную.
Вот посмотрите – с чего все начинается. (показ картинок). Разводят глину в огромных чанах. Заливают ее в специальные формы-заготовки. И оставляют на просушку. Затем получаются вот такие изделия. Привлекательно ли выглядят они, радуют ли глаз? Нет. Они белые, не яркие.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице дворника, который метёлкой улицы метёт, да вылепил его. И расписал его мастер разными узорами.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Вот так и повелось, что каждый мастер, своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были.
Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.
Вопросы к детям:
- как называется посуда, о которой мы говорим сегодня?
- из какого материала изготавливают гжельскую посуду?
- кто расписывает посуду?
- какие цвета используют в гжельской росписи?
- чем украшается середина изделия? (гжельской розой).
- из каких элементов состоит цветок? (из мазков).
- как они расположены? (два мазка с одной стороны, два – с другой, в середине – тонкая сеточка).
- что располагается вокруг большого цветка? (листья, веточки).
- что будем рисовать широкой
кистью? (лепестки розы, листья).
- что нарисуем концом кисти? (сеточку, усики, завитки).
Воспитатель: ребята, предлагаю вам попробовать себя в роли гжельских мастеров-живописцев.
Воспитатель: подготовим наши руки к работе, сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Воспитатель: приступим к работе. Будем рисовать узор, начиная с центра, постепенно продвигаясь к краям. (дети раскрашивают по образцу).
Воспитатель: Спасибо за старание и терпение. Молодцы, ребята!