Людмила Горбунова
Конспект итогового занятия по аппликации «Бабочки-красавицы» для детей подготовительной к школе логопедической группы
Образовательная область: художественно - эстетическое развитие.
Возрастная группа : подготовительная группа.
Цель НОД: уточнить и систематизировать знания детей, полученные в течение года на занятиях по аппликации
Задачи
Образовательные:
- закрепление знаний детей о развитии и жизни бабочек;
- закрепить умение вырезать симметричное изображение бабочки из бумаги, сложенной пополам;
Публикация «Конспект итогового занятия по аппликации „Бабочки-красавицы“ для детей подготовительной к школе логопедической группы» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Бабочки. Аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. ИЗО, поделки, рисование
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- инициировать самостоятельный поиск способов декорирования крылышек бабочек с помощью ленточной, обрывной, накладной, силуэтной аппликации;
- продолжать закреплять знания о контрастных цветах.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, внимание, память;
- развивать чувство формы, цвета (подбирать гармоничные цветосочетания);
- развитие мелкой моторики;
- развивать эстетический вкус, самостоятельность и аккуратность в процессе работы.
Воспитательные:
-воспитание умения внимательно слушать учебную задачу и стремления доводить начатое дело до конца;
- воспитывать художественный вкус;
- воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем;
-воспитание взаимопомощи, взаимовыручки в работе.
Интегрирование образовательных областей:
ОО «Речевое развитие» : Совершенствование диалогической и монологической речи, фразовых и связных высказываний.
ОО «Социально – коммуникативное развитие» : Воспитывать готовность прийти на помощь.
ОО «Познавательное развитие» : Закрепление ранее изученных методов и приемов аппликации.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : Создание бабочек, используя, ранее изученные методы аппликации.
ОО «Физическое развитие» : развитие двигательной активности и мелкой моторики, формирование правильной осанки, умения осознанно выполнять движения, предложенные воспитателем.
Методы и приемы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, постановка проблемных вопросов, задания, пояснение, напоминание.
Наглядный: визуализация с помощью телевизора (презентация, атрибуты, демонстрационный материал.
Практический: упражнения, игра, самостоятельное выполнение детьми задания, использование ИКТ.
Мотив детской деятельности: помощь в украшении полянки.
Используемые формы организации продуктивной деятельности детей : на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий, этапов.
Словарная работа: активизация монологической речи, закрепление пассивного словаря.
Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.
Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие» : дидактическая игра «Наряд для бабочки».
ОО «Социально-коммуникативное развитие» : создание игровых ситуаций, с мотивацией помощи кому-либо.
ОО «Познавательное развитие» : повторение ранее изученных методов аппликации.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : занятия по аппликации, индивидуальная работа в свободной деятельности, рассматривание иллюстраций.
ОО «Физическое развитие» : разучивание пальчиковых и подвижных игр.
Оборудование и материал:
Демонстрационный: плакат «Цветовой круг», презентация в Pover Point, аудиозапись «Звуки природы», незавершенная композиция (ватман с нарисованной цветочной поляной) для работы, готовая поделка «Бабочка», иллюстрации с изображением различных видов бабочек.
Раздаточный: готовые бумажные формы - квадраты, прямоугольники разной величины, простые карандаши, ножницы, клей ПВА, кисти и баночки для клея, салфетки, тарелочки.
Аппаратное и программное обеспечение: магнитофон, телевизор.
Ход занятия
I этап. Вступительная часть.
Дети проходят и садятся за столы. На экране фото цветка.
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание какой красивый цветок на экране, а за ним кто - то спрятался. Для того чтобы узнать, кто же это, отгадайте загадку:
Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
На экране появляется фото с бабочкой.
- А сейчас мы рассмотрим стадии развития бабочки.
Воспитатель включает презентацию «Появление бабочки» и комментирует под негромкую музыку.
- «Жила была очень красивая бабочка, она летала над цветочной поляной и когда стала взрослой – отложила под листочком яички. Вскоре из яичек появились личинки-гусеницы. Гусеницы так много едят, что увеличиваются в несколько раз. Гусеница сбрасывает с себя кожу и превращается в куколку, а из куколки - в прекрасную бабочку. Вот так интересно рождается бабочка».
- Все мы очень любим бабочек, любуемся их красотой. Бабочки живут там, где тепло и есть для них пища. Питаются они цветочным нектаром, соками растений и фруктов. Названия некоторых бабочек связаны с тем, чем питаются их гусеницы. Гусеницы капустницы питаются капустными листьями, крапивницы – крапивой. Разные виды бабочек отличаются и по цвету, и по размеру. Посмотрите, какие бабочки к нам сегодня прилетели: и красные, и желтые, и зеленые, и синие, и даже разноцветные. Крылатые, легкие красавицы все лето украшают поля и луга.
- В чем сходство и различие бабочек? (Ответы детей : Различны бабочки по форме крыльев, узорам и расцветке. Сходство - у каждой бабочки есть голова, грудка, три пары ног, брюшко, крылья, усы, хоботок).
- А сейчас я предлагаю проверить, какие вы внимательные.
Подвижная игра «Превращение бабочки»
По командам водящего дети меняют движения:
«Бабочка» - бегают-летают,
«Куколка» - останавливаются и замирают,
«Гусеница» - двигаются в полуприсядью, поставив руки на пояс.
II этап. Основная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на цветочную поляну.
Воспитатель вывешивает незаконченную композицию (изображение цветочной поляны) для коллективной работы.
- Чем можно «оживить» поляну? (Ответы детей)
- Да, конечно, на поляне не хватает бабочек. Разноцветных красивых бабочек я предлагаю вырезать из цветной бумаги и украсить их различными узорами.
- Бабочку можно вырезать из прямоугольника, используя симметричный способ вырезания. Расскажите, как нужно вырезать, применяя симметричный способ вырезания? (Берем прямоугольник, складываем его пополам. Рисуем половину бабочки и вырезаем. Верхние крылья бабочки больше, чем нижние.)
- Использовать для узоров можно различные элементы: круги, овалы, треугольники, прямые и волнообразные полоски и т. д.
- А если для украшения понадобится несколько одинаковых деталей, какой способ вырезания в аппликации лучше использовать? (Ленточная аппликация : сложить бумагу вдвое, если нужны две детали, если больше сложить гармошкой. Нарисовать контурное изображение и вырезать).
- Какие способы вырезания аппликации вы еще знаете? (Обрывная, накладная, силуэтная)
- Ребята, важно ли обращать внимание на цветовое сочетание узора к фону? (Да, важно, нужно использовать контрастные цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге)
- Молодцы, ребята. А перед тем, как приступить выполним пальчиковую гимнастику.
Музыкальная пальчиковая гимнастика «Бабочки»
сл. Н. Френкель, муз. М. Раухвегера
Золотые усики, (руки вверх на уровне груди, все пальцы широко расставить, быстро шевелить пальцами)
Глазки словно бусинки, (соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колёсико» - глазки)
Крылья расписные, (кисти рук скрещены, помахать
Мы бабочки лесные! кистями рук, как крыльями)
Хоботки точёные, (соединить большой и указательный пальцы обеих рук, остальные пальцы сжаты в кулаки. Соединёнными пальцами выполнять круговые движения)
Лапки золочёные, (ладошки обеих рук переворачивать вверх-вниз)
Крылья расписные – (кисти рук скрещены, помахать
Мы бабочки лесные! кистями рук, как крыльями)
После выполнения пальчиковой гимнастики дети проходят и садятся за столы, принимаются за работу под негромкую музыку. Воспитатель напоминает о том, как нужно работать с ножницами, следит за осанкой детей.
После выполнения работы, педагог предлагает наклеить бабочек на общий фон - поляну. При этом советует приклеивать их так, чтобы крылышки свободно поднимались над поверхностью, будто бабочки порхают над цветами.
III этап. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, поляна «ожила». И глядя на картину, кажется, что бабочки вот - вот полетят. Ведь от каждой бабочки исходит тепло и красота, потому что вы их сделали своими руками.
- Какие способы вырезания вы использовали в аппликации? Что вам понравилось и запомнилось больше всего? (Ответы детей)
Обобщить с детьми полученные знания. Предложить детям посмотреть, у кого какие бабочки получились. Вместе с детьми оформить выставку.
- Молодцы! До свидания, до новых встреч.
Список использованных источников
1. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству/ С. М. Вайнерман, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин. - М. : Педагогика, 2002.
2. Ветлугина, Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н. А. Ветлугина. - М. : Педагогика, 1972.
3. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации : конспекты занятий/ А. А. Грибовская. - М. : Скрипторий, 2008.
4. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество/ Т. Г. Казакова. - М. : Педагогика, 1990.
5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И. А. Лыкова. - М. : Карапуз, 2007.
6. Николаева, В. И. Психология детского творчества/ В. И. Николаева. - СПБ: Речь, 2006.
7. Федосова, Е. С. В стране гномов: Книга для развития способностей детей дошкольного возраста/ Е. С. Федосова, Г. С. Федосов. - СПб : Союз, 2002.
8. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г. С. Швайко. - М. : ТИТУЛ, 2003.
9. Юшкевич, Н. Перспективный план ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством/ Н. Юшкевич// Дошкольная педагогика. - 2008 - № 7. С. 5-7.