Ольга Мамонова
Конспект познавательно-игрового занятия для подготовительной группы «Бабочки летают»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Цель: обобщить знания детей о насекомых, создать условия для закрепления знаний в творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и расширить знания детей о насекомых;
-активизировать словарь по теме «Насекомые»;
-учить создавать образ бабочки гуашью, используя графические средства выразительности: пятно, линию.
Воспитательные:
Публикация «Конспект познавательно-игрового занятия для подготовительной группы „Бабочки летают“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
-воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия;
-воспитывать умение работать в коллективе, слушать и слышать товарищей и воспитателя.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес;
-развивать связную речь;
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать чувство формы и цвета, композиционные умения.
Возможные достижения ребенка: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; выражает свои эмоции при проведении подвижных игр; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование на тему «Бабочка»).
Материалы и оборудование: картинки с изображением бабочек; гуашь для рисования; кисти, лист бумаги, согнутый пополам; салфетки на каждого ребенка.
Предварительная работа: повторное рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий, изображающих весенний и летний луг; рассматривание изображений насекомых и других обитателей луга, беседа о животных, обитающих на лугу; рисование жуков и бабочек сухими материалами с передачей характерных признаков; беседа на природоохранную тему (почему нельзя рвать цветы, уничтожать насекомых); дидактические игры с художественным содержанием на развитие восприятия цвета, формы и композиции (например, «Что бывает такого цвета?», «Одинаковые – разные», «Радуга»).
Содержание организованной деятельности детей
1. Создание проблемной ситуации.
-Здравствуйте, ребята!
-Сейчас я загадаю вам загадку, а вы будете выполнять соответствующие тексту движения.
Спал цветок и вдруг проснулся (Руки сначала подняты к лицу, и сложены вместе под щекой, затем опущены. )
Больше спать не захотел. (Дети мотают головой.)
Шевельнулся, встрепенулся, (Дети машут «крыльями».)
Взвился вверх и улетел. (Дети подпрыгивают.)
-Что же это за необычный цветок, который умеет летать, ребята? (Бабочка.)
-Как догадались, что это бабочка? (По словам вспорхнул и улетел.)
-С чем бабочку сравнивают в загадке? (С цветком.)
-Бабочки летом весело порхают в саду, на лугу, в поле, радуя нас всеми цветами радуги.
Их любят все. Любят-то любят, а вот знают ли? Давайте проверим …
2. Беседа о бабочках.
-Как появляются бабочки?
-И всегда ли они такие красивые?
-А почему они блекнут, если подержать их в руках? (Ответы детей.)
Жизнь бабочек коротка. Самая благодатная пора для них - лето. Питаются бабочки сладким соком цветов - нектаром, в теплые летние дни перепархивая с цветка на цветок.
Адмирал - бабочка-путешественник! Адмиралы летят низко над землей, не спеша: весной - на север, в конце лета - на юг. На тёмных крыльях красные полосы, как лампасы (т. е. полоски) у адмирала.
Махаон - самая большая и самая красивая в наших краях бабочка! Её иногда кавалером называют. Мало стало махаонов - берегите их! Законы, охраняющие природу, запрещают ловить этих бабочек.
Бабочки откладывают яйца на растениях. Названия многих бабочек происходят от растений, на которые они откладывают яйца: крапивница, капустница, репейница.
Существует более 200 видов бабочек.
Как размножаются бабочки?
Они откладывают яйца, из яиц появляются гусеницы, они превращаются в куколок, обматывая себя собственной паутиной. В таком виде они зимуют. Весной, едва пригреет солнышко, куколка начинает шевелиться: это медленно, как из пеленок, появляется бабочка. Крылья у бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую расцветку. Если её взять в руки, то на руках останется пыльца: бабочка может погибнуть. Перелетая с цветка на цветок, бабочка переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести.
-Из каких частей состоит бабочка? (Крылья, туловище, головка, усики.)
-Какой формы крылья? (Округлой.)
-Какие крылья по размеру вверху и внизу? (Вверху – крылья побольше, а внизу – поменьше. )
3. Дидактическая игра «Найди свою пару».
-Давайте прикроем левую часть бабочки, а теперь - правую. Что вы заметили? (Если бабочку разделить пополам, то видно, что её левая и правая стороны одинаковы, их называют симметричными. )
-Для чего бабочкам нужны крылья? (Чтобы передвигаться.)
-Как они передвигаются? (Порхают, плавно машут крыльями, перелетая с цветка на цветок. Быстро трепещут крыльями перед цветком, когда сосут нектар.)
4. Физкультурная минутка.
Дети выходят на ковер и становятся в круг.
Влево вправо повернитесь,
И в бабочку превратись.
Дети садятся на корточки. Стихи сопровождаются движениями, которые дети выполняют вместе с воспитателем.
Утром бабочка проснулась, (Встают протирают глаза.)
Улыбнулась, потянулась, (Улыбаются и тянутся.)
Раз росой она умылась, (Умываются.)
Два изящно покружилась, (Кружатся округ себя.)
Три нагнулась и присела, (Наклоняются и приседают.)
А четыре полетела. (Бегают по кругу.)
Пять она остановилась и тихонько опустилась.
(Останавливаются и приседают.)
- Молодцы, вы были настоящими бабочками. Теперь нам надо обратно превратится в деток.
Влево вправо повернитесь,
И в ребяток превратись.
Дети возвращаются на свои места.
5. Рисование «Бабочка».
-Давайте теперь нарисуем бабочку.
-Какие краски вы возьмете, рисуя бабочку? (Красный, желтый, синий, зеленый, т. е. яркие, основные цвета. )
-Как сделать крылья бабочек симметричными, т. е. одинаковыми? В этом нам поможет техника монотипия
-На половинку листа наношу 2 разноцветных пятна (одно большое, другое поменьше, складываю половинки, проглаживаю ладонью. Теперь разворачиваю, что получилось? Теперь нужно дорисовать головку, туловище, усики.
-Художники давно заметили, что некоторые цвета кажутся ярче, когда находятся рядом. Это зеленый и красный, желтый и фиолетовый, оранжевый и синий. Эти цвета как бы дополняют друг друга. Их так и называют – дополнительными цветами.
Дети самостоятельно рисуют бабочек.
6. Рефлексия.
-Какие виды бабочек запомнили?
-Почему их так называют?
-Какие цвета используют, чтобы создать образ дневной бабочки?
-Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать ночную бабочку?
-Для чего смешивают краски?
(Ответы детей.)
Педагог прикрепляет работы детей на доску.
Список использованных источников
1. Беседа «Что такое монотипия». Рисование бабочек в технике «монотипия»: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/10/12/beseda-chto-takoe-monotipiya-risovanie-babochek-v-tehnike
2. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5-6 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - С. 79
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа (от 5 до 6 лет) / авт. -сост. Н. В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2016. - С. 303-305.
4. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л. А. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2013. - С. 730-732.