Оксана Тарасова
Конспект итогового занятия для детей 6–7 лет «Коллекция минералов»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ для детей 6-7 лет
ТЕМА: «КОЛЛЕКЦИЯ МИНЕРАЛОВ»
Цель: Закрепить и обобщить полученные знания.
Задачи: Закреплять прямой счет в пределах 20. Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; Развитие умения выполнять звуковой анализ слов. Повторение правил написания буквы, Я после согласных звуков. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства; Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
Публикация «Конспект итогового занятия для детей 6–7 лет „Коллекция минералов“» размещена в разделах
Воспитание положительного отношения к учебной деятельности; Воспитание инициативности и самостоятельности.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Вводная часть.
Ребята заходят в группу и слышат злобный хохот, на столе коллекция минералов раскиданная.
Воспитатель: Ребята, что это такое, что же здесь произошло?
Воспитатель находит записку: «Это я, домовенок Кузька раскидал вашу коллекцию. Отдам ваши камушки, если выполните все мои задания. Первый камушек найдете, если камни назовете».
Ребята, коллекцию надо собрать? (Да)
Как же мы это сделаем? (Выполним задания)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Тут написано «Первый камушек найдете, если камни назовете». Ребята, что это значит? Где у нас в группе мы называем предметы, развиваем речь? (В речевом уголке)
Давайте отправимся в речевой уголок. (Встаем полукругом)
Ребята, вы уже догадались, какое задание ждет нас в речевом уголке? Что нам здесь нужно сделать? (Звуковой анализ слов) Ребята, скажите, чем отличаются буквы и звуки? (Букву мы пишем и видим, а звук говорим и слышим)
Проводится звуковой анализ слов "КАМНИ", "АЛМАЗ", "ЯШМА".
После выполнения задания, достаю минерал.
А вот и наш первый камень – яшма. Давайте мы его поместим в нашу коллекцию. (Проходим на стульчики)
Ребята, какой номер на камушке? № 13. Ангелина, положи его в коллекцию на место № 13.
Что это под камнем? ( достаю записку: «второй камушек найдете, если камни изучите»
Чтобы узнать все о камнях нам нужно пройти в лабораторию, где проведем с ними опыты. И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.
Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать, щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.
Воспитатель: А рот, как нам будет помогать? (в рот ничего брать нельзя). Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие? (Ответы детей)
А вот и наша лаборатория. Проходите.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Воспитатель: самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни: серый, коричневый, белый, зеленый, желтый и т. д. А какой формы камни? Значит, какой можно сделать вывод?
Дети делают вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель прикрепляет схему – рисунок на доску.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать? (сжать, ударить молотком). Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Почему? (камень тверже пластилина).
Так какой можно сделать вывод из этого опыты? Камень твердый, прочный.
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель: Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: "Все камни одинакового размера?” (нет). Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики
Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами (дети рассматривают все свои камни).
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).Молодцы, очень внимательные дети.
Опыт № 5. Определение веса.
Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт № 6: Определение температуры.
Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Нашли? А как согреть холодный камень?
Дети предлагают способы действий: положить в горячую воду, приложить к щеке, зажать в кулачке, погреть горячим дыханием, положить на солнышко. Возьмите холодный камень и согрейте любым способом.
Воспитатель: Стал камушек теплее?
Дыхательная гимнастика. А сейчас я предлагаю всем вместе согреть холодный камушек своим теплым дыханием.
Дети берут холодный камень, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Опыт № 7. Плавучесть.
Воспитатель обращает внимание детей на сосуды с водой. Специальным карандашом дети (два ребенка) отмечают уровень воды в обоих сосудах. Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим все камни в воду? (ответы детей). Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет (оставьте один камешек сухим).
Каждый малыш опускает свой камешек в один сосуд. Уровень воды в сосуде повышается. Дети высказывают свои мнения.
Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воду выталкивают.
А теперь внимание на мольберт, Назовите свойства камней. (Дети перечисляют) А вот еще один камушек. Давайте поставим его в коллекцию. Азизбек, положи камушек в нужную ячейку. Под камнем записка «Камушек получите, если объясните, откуда берутся камни». Расскажем?
Физкультминутка “Гора”
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте) .
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место). А на пустом месте – наш минерал. Давайте положим его в коллекцию, Миша, положи в нужную ячейку. Находим под камнем записку «Камушек найдете, если камни посчитаете. Ребята, в каком уголке в нашей группе мы считаем? (В уголке математики). А тут какие-то схемы. Давайте разбираться, как вы думаете, что нужно сделать?
(Составить и решить задачи на сложение и вычитание по схеме) получаем еще один камень, укладываем в коллекцию. Видим еще один камень, укладываем в коллекцию, читаем следующую записку «Последний камень можете получить, если догадаетесь, как камни применить». Ребята, скажите, как и для чего камни используют? ( Дети перечисляют: строительный материал, отделочный материал, украшение.)
Предлагаю для домовенка Кузи собрать панно из камней, для этого нужно собрать математические паззлы. (Дети собирают полоски по порядку от 1 до 20, у нас получается узор – ящерица). А вот и последний камень. Голос Кузи «Спасибо вам, ребята за подарок, я больше не буду раскидывать камни»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Вот и коллекция наша собрана. Что мы с вами сделали, чтобы получить камни? Справились ли мы с заданиями?
Ребята, а ведь камни можно оживить. Если нарисовать на них глазки и тогда камни превратятся в жучков, бабочек, паучков, человечков. Мы можем заняться этим в свободное время.