Наталья Стешенко
Конспект итогового НОД в подготовительной группе «Путешествие в Шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового НОД в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство»
Задачи: Обобщить и систематизировать у детей знания о расположения шахматной доски между партнерами, закрепить понятия «вертикаль», «горизонталь», «диагональ», название шахматных фигур, правила их движения по шахматной доске, начальную расстановку фигур. Развивать логическое мышления, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, умение планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ; Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре.
Публикация «Конспект итогового НОД в подготовительной группе „Путешествие в Шахматное королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: настенная шахматная доска с комплектом шахматных фигур, 2 мешочка с шахматными фигурами, комплект фигур с цифрами на основаниях
Раздаточный материал: эмблемы с шахматными фигурами, 2 шахматные доски с комплектами фигур, 2 пустые коробки (емкости)
Содержание занятия.
1. Организационная часть.
Воспитатель: Добрый день, Дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы рады приветствовать Вас на шахматном кружке, на котором дети покажут свои знания и умения.
Шахматы – древняя игра.
Она полезна и нужна!
Быть внимательным и честным,
Учит нас всегда она!
Это чудо из чудес
Нам известно с детства,
Ждет ребят, как дар с небес,
Шахмат королевство.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, смотрите, перед нашим Шахматным королевством ворота. Пройти в эти ворота сможет лишь тот, кто угадает название фигуры из волшебного мешочка.
Дети поочередно достают фигуру, называют ее, получают эмблему с изображением этой фигуры и занимают соответствующие места в черной и белой команде.
Воспитатель: Добро пожаловать в Шахматное королевство. Здесь вы не просто его гости, а самые настоящие жители.
У нас получилось 2 команды: «Хитрые черные», «Смелые белые».
Девиз:
Заниматься мне не лень,
Я играю каждый день.
Я, в шахматы играть учусь,
Все умнее становлюсь!
Все жители Шахматного королевства подчиняются определенным правилам. А за соблюдением этих правил нам помогут наши уважаемые гости:
Прошу поприветствовать наших дорогих участников и гостей аплодисментами!
Игра «Вопросы из шахматной шкатулки»
Воспитатель: У меня в руках шахматная шкатулка, а в шкатулке вопросы, которые помогут вам пройти все испытания.
Чтобы в шахматы играть
Надо доску знать на пять.
Первый конкурс- разминка: «Шахматная доска».
Проверим как вы знаете шахматную доску.
1. Расскажите правило расположения шахматной доски между игроками.
Дети: Шахматная доска должна лежать так, чтобы в правом нижнем углу было белое поле.
2. Сколько белых и чёрных полей на шахматной доске?
Дети: 32 белых, 32 чёрных. Всего 64.
3. Какие бывают шахматные линии (дорожки?
Дети: Горизонталь, вертикаль, диагональ.
Воспитатель: Расскажите стихотворение о шахматных дорожках.
Дети:
Вверх пойдёшь по вертикали,
Вправо по горизонтали,
Из угла на угол вдаль
Нас ведёт диагональ.
4. Какие бывают диагонали по цвету?
Дети: чёрные, белые.
5. Сколько горизонталей на шахматной доске?
Дети: 8
- Как они обозначаются?
Дети: цифрами.
6. Сколько вертикалей на шахматной доске?
Дети: 8
Воспитатель: Давайте вспомним название вертикалей с помощью считалки.
Дети:
Мы сидели на крыльце.
Повторяли А, БЭ, ЦЭ,
А потом спросили,
Где буква ДЭ и буква Е?
Папа, дай нам карандаш,
Мы запишем ЭФ, ЖЭ, АШ.
Воспитатель: Молодцы! С разминкой вы справились!
Второй конкурс для команд «Горизонталь и вертикаль».
«Смелые белые» - выложить с помощью белых пешек 7-ю горизонталь.
«Хитрые черные» - выложить с помощью чёрных пешек вертикаль «с».
Воспитатель: Молодцы, обе команды справились быстро и дружно.
Физкультминутка «Поприветствуй соперника»
Все фигуры (дети) встали в круг. Проверим вашу внимательность и доброжелательность. Названные фигуры выходят в круг и жмут друг другу руки: ферзи, пешки, короли, ладьи, слоны, кони.
А теперь прошу:
- пешек – похлопать,
- слонов – потопать,
- коней– попрыгать,
- ладей – повернуться вокруг себя,
- ферзей – дать «пять»,
- королей – обняться.
Третий конкурс Эстафета «Расставь фигуры»
Воспитатель: Команды стоят друг за другом в 2 колонны. Игроку надо взять из коробки одну фигуру, добежать до доски и поставить её на своё место в первоначальное положение.
Воспитатель: А теперь взаимопроверка: проверить расстановку фигур команды соперника, называя при этом каждое поле.
- Молодцы! Вы отлично справились!
Четвёртый конкурс «Вопросы от фигур»
Воспитатель: Чтобы в шахматы играть нужно хорошо знать правила игры в Шахматы.
Вот вам испытание «Вопросы от фигур».
Участники команд по очереди подходят к шахматной доске и берут любую фигуру противоположной команды. На основании фигуры приклеен номер вопроса.
Если участник не может ответить на вопрос, ему помогает команда.
Если ответ верный, фигура считается съеденной и убирается с доски.
Вопросы для команды «Смелые белые»:
1. Какие фигуры ходят первыми?
2. Как ходит и бьёт пешка?
3. Как ходит ладья?
Видимо ладья упряма,
Потому что ходит прямо.
Не петляет прыг да скок
Не свернёт наискосок.
4. Каких фигур больше всего на шахматной доске, сколько их?
5. Как ходит ферзь?
Ферзи в шахматах чемпион,
Ходит как ладья и как слон.
6. Какая самая сильная фигура в шахматах?
7. Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры?
8. Какая фигура остаётся на доске до конца игры, не снимается и не уничтожается?
Вопросы для команды «Хитрые черные»:
1. На каких горизонталях стоят чёрные фигуры в начальном положении?
2. Что такое превращение пешки?
3. Как ходит слон?
Слон по линии косой побежал за стрекозой.
4. Как ходит конь?
У коня особый скок
Прыг, скок и вбок.
5. Как ходит король?
6. Какие шахматные фигуры никогда не столкнутся? чернопольный и белопольный слоны.
7. Каких фигур меньше всего на шахматной доске, сколько их?
8. Что такое «шах»?
Воспитатель: Молодцы! С заданиями шахматных фигур вы справились отлично!
А теперь шахматный турнир!
- Давайте вспомним как правильно начинать игру?
- Занять пешкой центр.
- Вывести лёгкие фигуры (коней, слонов)
- Сделать рокировку.
3. Итоговая часть.
Воспитатель: Вы доказали, что являетесь настоящими любителями этой замечательной и очень полезной игры –Шахматы. Слово нашим гостям….
Воспитатель:
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
Под торжественное музыкальное сопровождение дети награждаются сладкими подарками.
3. Рефлексия
Воспитатель: А сейчас давайте снимем наши шахматные фигуры (эмблемы) и с помощью фломастеров нарисуем на их лицах наше настроение, которое осталось у нас после посещения Шахматного королевства.
Вы заслужили все достойные награды
И в королевстве шахмат мы всегда вам рады,
Вам по плечу любое сложное заданье,
Здоровья вам, удачи, до свиданья!