Татьяна Козлова
Конспект итоговой НОД к блоку «Город мастеров» «Не дадим исчезнуть мастерству с земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового НОД с детьми подготовительной группы.
Тема: «Не дадим исчезнуть мастерству с земли русской»
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.
Задачи:
- содействовать обогащению представлений детей о народных промыслах в России
- стимулировать развитие самостоятельности, и умению находить решения на поставленные задания.
Публикация «Конспект итоговой НОД к блоку „Город мастеров“ „Не дадим исчезнуть мастерству с земли русской“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
-способствовать формированию умения работать в коллективе.
Средства реализации: Предметы изделий народных промыслов – предметы посуды, игрушек; костюмы «Скомороха» для взрослого и русские народные детям Марьи-искуснице и мастерице, медведя, шкатулка с письмом и волшебным клубочком, «Осколки разбитой» гжельской посуды, карточки с отсутствием изображений элементов росписей, аудиозаписи русско-народных напевов, ИКТ, презентация, расписное блюдо, гуашь красная и черная, ватные палочки, тычки, влажные салфетки
Способы реализации: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, использование аудиозаписи, игры «Собери посуду», «Выложи узор», «Каждому промыслу свое место», физкультминутка, выставка ярмарка народного промысла, дорисовывание хохломского блюда. Предварительная работа: Беседы о народных промыслах и знакомство с ними, чтение познавательных сказок для детей «Филимоновские чудеса», «Как наливные яблочки выросли не на деревьях», «Как синий цвет заменил все краски», отгадывание загадок, рассматривание набора открыток, альбомов (декоративно-прикладное искусство, книги (энциклопедия «изящных, декоративных и прикладных искусств»), посуды, игрушек, лепка игрушек, роспись силуэтов посуды.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Слышится голос. Помогите, помогите!
Ведущая: Что это ребята?
Слышатся голоса. Ха-ха-ха! Никто тебе не поможет! Помогите, помогите, да скорей меня спасите, вы в шкатулку загляните.
Ведущая: А где же шкатулка? Посмотрите, ребята, что там? Письмо и клубочек. Давайте прочитаем.
Письмо. «Вы на ярмарку спешите Скомороху помогите и меня то, вы спасите. Злой волшебник рассердился, злые чары напустил и меня он утащил. Хочет, чтобы исчезло все мастерство с земли русской. Клубочек -волшебный, он вам поможет. Марья- искусница.»
Воспитатель: Что же делать? (помочь, выручать). Как помочь? (клубочек волшебный) А вы не боитесь злого волшебника, он может вас заколдовать? Вы готовы к трудностям? Мы же не знаем, что нас ждет? А что, кроме наших знаний мы возьмем в путь (хорошие отношения, старательность, доброту)
«Клубочек помоги нам Марьюшку найти.» идем за клубочком.
Слышен плач.
Что случилось, что такое?
Отчего ты слёзы льёшь?
Девочка: Я на ярмарку шла, вдруг поднялся сильный ветер, злой волшебник появился и, и, и…. посуду всю разбил (плачет)
Как вы думаете, из чего она была сделана? Из какого материала бывает сделана посуда?
Предполагаемые ответы детей (из дерева, металла, керамики)
Воспитатель: Посмотрите, какая у меня есть посуда? (металлическая-отдаю этому ребенку металлическую тарелку) А эта -деревянная, а эта тарелка из чего (из пластмассы) А теперь подумайте и скажите могла ли разбиться такая посуда? Давайте проверим
( Эксперимент: дети могут попробовать уронить металлическую, пластиковую, деревянную посуду ( например: ложки, тарелки)
А стеклянная?
Предполагаемые ответы детей: Можно предложить детям вспомнить видели ли они, как разбивается стеклянная посуда (делятся воспоминаниями).
Воспитатель: Верно, разбиться может, утром к вам торопилась да поскользнулась и вот видите что от нее осталось (показываю осколки стекла)
Девочка: Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
Ребята, как вы думаете из чего? (глина)
А что делают с глиной, чтобы она была прочная?
Предполагаемые ответы детей (глину обжигают, если дети затрудняются, предложить вспомнить, прочитанные рассказы про гончаров.
Воспитатель: Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.
А как вы думаете, такая посуда может разбиться?
Предполагаемые ответы детей (Может)
Девочка: Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (показать «разбитую» посуду).
Воспитатель: Что же делать? Предполагаемые ответы детей (склеить, сложить)
Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же разбилось.
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Снежно-белая посуда, расскажи нам – ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела.
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
Как называется посуда, которую вы сложили из осколков?
Предполагаемые ответы детей (гжельская посуда)
Девочка: Вот спасибо помогли, а куда вы путь держите (ответы детей Скомороху помочь, спасти Марью-искусницу)
Воспитатель: Отправляемся на ярмарку, скомороху помочь, да Марью –Искусницу освободить. Пойдешь с нами?
Девочка: Скажите, ребята, а что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.
Девочка: Верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки. Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе, а кто такой мастер?
Ответы детей: Это человек, который хорошо и правильно делает свое дело.
Девочка: Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?
Дети: «Мастер на все руки», «Мастер своего дела», «Дело мастера боится»
Скоморох: Плачет, ищет что-то. Ярмарка на себя не похожа, пусто там, не весело, да и я загадки разгадать не могу. Загадку читаю, а не пойму про что. Вот беда.
Дети: мы тебе поможем, читай загадку.
Презентация
Угадайте о каком промысле загадка? (Презентация «Загадки про народные промыслы»)
Посуда эта непростая, А словно золотая, С ягодками и листочками, Травкой и завиточками (хохлома)
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Кто хоть раз попал туда -
Не забудет - никогда.
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой (дымковская игрушка.)
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь иль чудо – птица, Это значит –(Городец)
Снежно-белая посуда, расскажи нам – ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела.
Голубыми, синими, нежными, красивыми. (гжель)
Отправить Женю переодеваться в медведя
Скоморох: Много мастеров на Руси, много промыслов каждый по своему расписывает. Я хочу вам показать. Ой, кто-то красоту всю испортил,что-то здесь не хватает, куда элементы росписи делись?
Предполагаемые ответы детей (это всё злой волшебник,надо элементы росписи выложить)
Игра «Выложи узор»
Элементами, какой росписи вы украсили?
Скоморох: расступись, народ честной! Идет медведюшка со мной (входит медведь) Много знает он потех, Будут шутки,будет смех (обращается к медведю)
Покажи всем,как ты, лихо пляшешь (медведь пляшет под русскую народную мелодию)
Скоморох: уморился? Отдохни, да немножечко вздремни (медведь ложиться)
Воспитатель: На Руси всегда было много лесов. Взрослые и дети любили ходить в лес по грибы да по ягоды. А там частенько можно было встретить медведя. Так возникла игра, как вы думаете какая?«У медведя во бору» Давайте и мы поиграем с Потапычем
(игра «У медведя во бору»)
Скоморох: Клубочек наш ближе к торговым рядам покатился, рассмотрим изделия, которые предлагают народные умельцы.
Скоморох: удивляется Что такое не пойму, всё было так красиво расставлено по разным промыслам, но кто –то все перемешал и очень трудно разобраться, где какие изделия и к какому промыслу относятся?
Предполагаемые ответы детей (это всё злой волшебник)А как же быть?
Предполагаемые ответы детей (надо разобрать все изделия по промыслам дымку в одно место, городец к городцу и так далее)А вы справитесь? Скоморох: молодцы, справились с заданием. Какие мастера здесь потрудились?
Что за чудо, что за диво,
Все предметы не простые,
А волшебно-расписные.
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Отправляю Аню переодеваться
Воспитатель: На ярмарках товары продавали, а еще там веселились и играли. Я вас приглашаю поиграть в русскую народную игру «Ручеек».
Дети встают в пары, а ручеек бежит и выбирает себе пару (раньше так женихи выбирали себе невест).
Клубочек в руках подпрыгивает и катится дальше
Скоморох: Посмотрите какое блюдо большое да красивое.
Скоморох: Что такое не пойму, вот здесь ягоды были нарисованы а теперь исчезли? Как же быть?
Предполагаемые ответы детей (дорисовать,приклеить, сделать)
Скоморох:Под столом что то спрятано,посмотрите что я там нашел (показывает краску красную и черную и ватные палочки)Кисточек то нет,как же вы дорисуете?
Предполагаемые ответы детей (пальчиками, палочками, ватными палочками)
Скоморох: Время даром не теряем да к работе приступаем.
Совместная творческая деятельность.
Скоморох: Сядем рядком, посидим ладком.
Спинки ровные, прямые,
Мы – ребята удалые.
И я с вами поработаю. Включу музыку народную, она в работе помогает и настроение поднимает.
Появляется Марья-Искусница «Спасибо вам добры молодцы, да красны девицы, что в беде не бросили, спасли,что не дали исчезнуть мастерству с земли русской»
Скоморох:
Эй, народ, не зевай,
Поскорей налетай,
Весь товар раскупай!
Стою, продаю,
Товар хвалю.
Коврик за трёшку,
Горшок за пятак,
Доску за рубль,
А конфетку за так. (угощает детей)
Скоморох: Вот и солнце закатилось, да и ярмарка закрылась. Где вы были? Зачем вы туда ходили? Кого видели? Какие добрые дела вы сделали? Зачем?