Ольга Грунтова
Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Задачи:
• Закрепить названия элементов костюма русского богатыря; названия оружия русского воина;
• Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России;
• Совершенствовать фонематический слух;
• Закреплять умение делить слова на слоги, постановки ударения;
• Продолжать учить различать гласные и согласные буквы;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Учить регулировать силу голоса, скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;
• Закрепить представление о предложении, учить делить на слова и составлять предложения из 2-4 слов;
• Закреплять умение придумывать предложение с заданным словом, составлять схему предложения;
• Развивать диалогическую речь;
• Развивать умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы);
• Развивать мышление, речь.
Тип занятия: интегрированная учебно-воспитательная деятельность по образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, чтение художественной литературы, физическое развитие).
Предварительная работа:
1. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; И. В. Симакова «Русский богатырь Святогор тянет суму переметную»; К. Васильева «Дар Святогора» и др.
2. Чтение русских былин и сказок : «Как Илья Муромец богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга Всеславьевич», «Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор», «Никита Кожемяка», «Садко» и др.
3. Составление предложений по схеме.
4. Проведение д/и «Снаряди богатыря в дорогу», «Сколько слогов?».
5. Изодеятельность «Богатыри».
Ход НОД:
(Дети входят в группу под фонограму пьесы «Пойте, гусли!» К. Тидельмана, здороваются с присутствующими воспитателями).
Воспитатель: За рекой запел соловушка,
Полыхает зорька алая.
Всё в краю родном наполнено
Красотою небывалою.
На широкую дороженьку
Приведёт тропинка узкая.
Не найти земли прекраснее,
Чем сторонка наша русская.
Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, какая она – наша Родина? (Большая, необъятная, красивая, богатая. У нас есть океаны и моря, реки и озёра, горы, леса, поля. Россия – самая большая страна в мире.)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, всегда ли Россия была такой?
Дети: Она была меньше, здесь проживало не так много людей.
Воспитатель: Как раньше называлась наша Родина, и кто проживал на ней?
Дети: Называлась она Русью, столицей был город Киев, а проживали здесь наши предки – славяне.
Воспитатель: Правильно, ребята, и сегодня мы перенесёмся в прошлое России. Много на Руси лесов, рек, озёр, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов. Хотели завладеть они нашими землями. Враги разоряли сёла, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Ребята, а кто же вставал раньше на защиту своей Руси?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Откуда мы узнали про богатырей?
Дети: Узнали мы о них из былин, которые слагали гусляры, сказок, а также на картинах разных художников можно было увидеть богатырей.
Воспитатель: Ну что ж, давайте проверим, каких богатырей вы знаете.
Проводится д/и «Богатыри земли русской» :
( Цель: закрепить представление о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былин)
Воспитатель: На доске перед вами портреты богатырей под цифрами. У вас на столах тоже цифры. Отгадайте, о ком идёт речь, и поднимите соответствующую цифру.
Вопросы:
1. О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладёт, как рвы глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает?»
(5 – Микула Селянинович).
2. О каком богатыре идёт речь : «Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью на рушатся, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского…» (2-Святогор)
3. Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтожил огромную Салтанову силу в Золотой Орде? (1-Вольга Всеславович)
4. Какому богатырю передал Святогор свой меч-кладенец? (6-Илья Муромец)
5. Самый юный из трёх известных богатырей. Хромал на одну ногу, но в бою отличался своей хитростью и смекалкой. (3- Алёша Попович)
6. Этот известный богатырь родом из Рязани. Был грамотен, хорошо играл в шахматы, играл на гуслях и свирели. (4- Добрыня Никитич)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.
(В это время раздаются звуки воя, свиста, топота коней, крики – музыкальное сопровождение).
Воспитатель: Ребята, беда-то какая! Нечисть на Русь напала, налетели силы темные! Хотите постоять за свою Родину, Русь-матушку? (Да) Тогда я вас сейчас превращу в богатырей.
Проводится физкультминутка:
Раз, два, три – мы теперь богатыри. (шагаем)
Руки вверх мы поднимаем. (Дети поднимают руки вверх)
На заставу мы шагаем.
Богатырская застава (Руку ко лбу,
Смотрит влево, повороты туловища
Смотрит вправо. влево и вправо)
Ни в морях, (Выполняем
Ни в небесах. наклоны вниз)
Не пропущен будет враг. (Выпрямляются)
Мы шагаем дружно в ногу. (Маршируют на месте)
Пусть уходит враг с дороги.
Воспитатель: Ребята, разные преграды вас ждут на пути от врагов. Но мы с вами должны все препятствия пройти, проявить не столько силу, сколько ум, смекалку, взаимовыручку. Чтобы отправиться в путь, нам необходимо с собой взять богатырское оружие. Присаживайтесь за свои столы.
Проводится д/и «Составь схему слова» :
( Цель: закрепить знания детей со слоговым составом слова, с понятием об ударном слоге.)
Воспитатель: Перед вами 3 рисунка с изображением разного богатырского оружия (меч, булава, копье). Вам необходимо вспомнить, как называется это оружие, и под каждым рисунком составить слоговую схему слова с постановкой ударения.
(Дети выполняют задание, затем проверяем на доске.)
Воспитатель: Вот и речка на пути.
Не проехать, не пройти.
Соловей–разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
Проводится д/и «Услышь звук» :
( Цель: совершенствовать умение слышать заданный гласный или согласный звуки, и выделять его из потока.)
Воспитатель: Нужно перейти через реку по камушкам. Сначала пройдут богатыри, чьё имя начинает со звука «Н» (Настя, Никита, затем пройдут богатыри, чье имя начинается со звука «Е» (Екатерина, Елизавета) и т. д.
Воспитатель: Дальше разрешите начать бой скороговорок.
( Цель: развитие интонационной стороны речи.)
Воспитатель: Этот текст нужно сказать быстро, медленно, громко, тихо:
«От топота копыт пыль по полю летит».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Но вот новая преграда на пути.
Ее так просто не пройти.
Надо быстро вспоминать,
И все гласные убрать!
Проводится д/и «Собери все гласные буквы» :
( Цель: продолжать учить различать гласные и согласные буквы).
На мольберте гора из «камней-букв». Дети должны проложить себе дорогу, убрав все гласные «камни-буквы» с дороги.
Воспитатель: потрудились мы на славу,
Отдохнуть теперь нам надо.
Проводится физкультминутка:
Богатырь он вот каков…
Он силен, он здоров…
Он из лука стрелял…
Метко палицу бросал…
На границе стоял…
Зорко-зорко наблюдал…
Подрастем мы и смотри
Станем как богатыри!
Воспитатель: Ребята, я впереди вижу непроходимую стену, которую выставил перед нами половецкий хан Тугоркан. Стена эта состоит из недобрых слов. Мы с вами сможем разрушить эту стену и пройти дальше, если поменяем слова хана на противоположные.
Проводится д/и «Разрушь стену» :
( Цель: развивать умение подбирать слова с противоположным значением.)
( Воспитатель читает слова: «война», «враг», «злой», «драться», «трусливый», а дети подбирают к ним антонимы).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли разрушить стену злого хана. И теперь у нас путь свободный! А впереди, в чистом поле я вижу славного богатыря. Давайте подойдём поближе и рассмотрим его.
Проводится д/и «Составь предложение со словом …» :
( Цель: продолжать формировать представление о предложении, учить членить на слова и составлять предложения со словом «богатырь».)
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён богатырь, и предлагает детям составить предложение со словом «богатырь». Затем с любым из предложений дети составляют на фланелеграфе схему предложения.
Воспитатель: Ну, вот, ребята, подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими, сообразительными. Пока вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих близких и друзей, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и Ветер Перемен перенесёт нас обратно в детский сад. На память о нашем путешествии в прошлое я подарю вам листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете их раскрасить дома со своими родными и друзьями, и рассказать им о своём путешествии.