Елена Ермилова
Конспект занятия по краеведению «Павлово — город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы тема: «Павлово в военные годы. Памятники Великой Отечественной войны в городе Павлово»
Автор: воспитатель МБДОУ детского сада
№ 15 «Лучик» г. Павлово Ермилова Е. А.
Цель: способствовать развитию и проявлению у детей патриотических чувств, гордости за родной город и его памятных мест, посвященных ВОВ
Форма образовательной деятельности: занятие-путешествие
Задачи:
образовательные:
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Павлово — город мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
• формировать представления о родном городе в военные годы
• расширить представления детей о памятниках нашего города, посвященных ВОВ
развивающие:
• развивать связанную речь детей и обогащать словарный запас;
• развивать познавательную активность детей, наблюдательность, фантазию, творчество
воспитательные:
• воспитывать любовь к родному городу;
• вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его памятными местами ВОВ
Предполагаемый результат:
сформированность представлений о родном городе в военные годы, о памятниках города, посвященных ВОВ;
обогащение словарного запаса;
повышение познавательной активности детей
проявление патриотических чувств
Дидактическое обеспечение
• Технологии и методики:
О. В. Дыбина Ребёнок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : Сфера, 2011 г
Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. – М., 2011.
Н. Дыбина Знакомим дошкольников с родным городом. Москва 1999 г.
М. Новицкая Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва 2003 г.
Л. Кондрыкинской С чего начинается Родина? Москва 2003 г.
Н. Е. Веракса. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М. : Мозаика-Синтез,2012г.
Дидактическое оснащение и оборудование:
• Демонстрационный материал: старые и современные фотографии улиц, предприятий, памятных мест города.
Раздаточный материал: альбомные листы, карандаши цветные, гуашь, кисточки- на каждого ребенка.
• Средства ИКТ: мультимедийное оборудование, компьютерная, видеоролики
• Мотивационно-ориентировочная часть: познавательно-игровая
Организация детской деятельности:
• способы организации детей: фронтальный, индивидуальный;
• методы и приемы педагогической деятельности:
-Методы повышения познавательной активности: элементарный анализ, метод моделирования и конструирования, метод вопросов, уточнения
-Методы повышения эмоциональной активности: игровые ситуации, поощрения, сюрпризный момент, элементы творчества
-Методы обучения и развития творчества: мотивирование детской деятельности, игровые приемы
-Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности: рассказ, демонстрация видеороликов
Предварительная деятельность: (взаимодействие с различными видами деятельности) : рассматривание альбомов, компьютерных презентаций, книг, связанных с историей города Павлово, с событиями Отечественной войны в городе, организация экскурсии к памятникам ВОВ,.
Рисование на тему: «Мой любимый город», изготовление поделок из природного материала, бумаги, соленого теста на тему: «Памятник ВОВ в городе Павлово» и «Герб города Павлово»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Педагог Дети
Ребята, на электронную почту нашего детского сада пришло письмо из Нижнего Новгорода. Оно адресовано вам, детям группы «Гномики». Мне очень интересно узнать, о чем оно. А вам?
Воспитатель включает видеозапись (ребенок обращается к детям)
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Павел. Я живу в Нижнем Новгороде. В нашем детском саду создан музей «Города Нижегородской области в годы войны. Памятные места, посвященные ВОВ». Каждая группа вносит свой вклад в пополнение музея. Ребят нашей группы очень заинтересовал ваш город- г. Павлово. Мы с ребятами обращаемся к вам с просьбой помочь нам в создании альбома о г. Павлово в военные годы и памятных местах, посвященных ВОВ. Заранее говорим вам огромное спасибо!
-Ребята из Нижнего Новгорода обратились к нам с просьбой. Мы можем им помочь?
-Тогда я приглашаю вас совершить небольшое путешествие на корабле в прошлое нашего города.
-Вы готовы?,
- Занимайте места на корабле.
-Чтобы путешествие было безопасным, давайте вспомним правила:
на корабле не ходить во время плавания
не разговорить.
-А поможет нам совершить путешествие река времени. Я буду вашим экскурсоводом.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на «реку времени» и на фотографии, которые там находятся.
- Скажите,ребята, что на них изображено?.
-Да. Это наш город.
-Давайте сравним фотографии и найдем отличия.
-Каким город был раньше?
-А сейчас наш город какой?
-Какие были раньше дороги?
Воспитатель снова обращает внимание детей к «реке времени».
- Посмотрите, ребята, на нашей реке времени нарушена последовательность событий, нужно разложить фотографии, соблюдая историческую последовательность.
-Молодцы! Вот сейчас фотографии города расположены в исторической последовательности.
-Рассказ, я начну с фотографии города, в годы великих испытаний. Павлово не был фронтовым городом, но суровое дыхание войны чувствовалось и здесь. Тыловое Павлово жило единым с фронтом, стремясь разгромить врага и приблизить день победы. С самого начала Великой Отечественной войны промышленные предприятия города переключаются на производство продукции для фронта. Предприятия Павлова с начала войны освоили производство 65 наименований различных металлоизделий для фронта, а павловский ЗАТИ имени Жданова был смежником в производстве танков.
За годы войны завод Гидроагрегат оснастил воздушными винтами одну треть самолотов, поставляемых фронту самолотостроительными заводами страны. Бывший министр авиационной промышленности А. И. Шахурин в своей книге "Крылья Победы" так отзывался о заводе: "В течение войны продолжалось совершенствование винтов ВИШ-105. В серийное прозводство были внедрены улучшенные винты для истребительной авиации, лопасти которых обеспечивали высокий коэффициент полезного действия для большой скорости взлета. на базе серийного винта был разработан и резервный винт с мощным пружинным брустером, позволяющий улучшить торможение самолота при посадке. Четко и незамедлительно проводилась в Павлове организация и госпиталей для раненых бойцов. Центром такой работы стала школа имени В. И. Ленина. Для других отделений госпиталя предоставили лучшие школы и административные здания. В годы войны наш народ храбро воевал, стойко перенс все испытания. За мужество и отвагу, военную доблесть многих наших воинов наградили орденами и медалями.
Воспитатель предлагает детям выполнить физкультминутку:
Как солдаты мы шагаем ряд за рядом
Левой – раз, правой – раз, посмотрите все на нас
Мы захлопали в ладоши – дружно, веселей
Застучали наши ножки – громче и быстрей!
По коленочкам ударим – тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем – выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
-Родина помнит своих героев. В каждом городе есть памятники Великой Отечественной войны. Есть такие памятники и в нашем городе.
- Воспитатель предлагает посмотреть на реку времени, на которой находятся фотографии с памятными местами ВОВ в настоящем времени и послушать видео-загадку.
Слайд №1. В центральном микрорайоне города, в центре парка Дальняя Круча, находится памятник, посвященный всем воинам района, павшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Это был первый в городе памятник защитникам Отечества. Он предстал взору павловчан в 1968 году. Величественно возвышается он на крутом берегу реки Оки, храня память о подвиге павших. Автор памятника – павловчанин, участник Великой Отечественной войны, местный художник Аркадий Александрович Маврычев.
Слайд №2. Более 120 заводчан ОАО «Гидроагрегат» не вернулись с той жестокой войны. В память о них воздвигнут памятник, на плитах которого вписаны их имена.
Слайд №3. В честь 35-летия Победы 9 мая 1980 год установлен советским летчикам, совершившим много подвигов в годы Великой Отечественной войны. Одновременно это и памятник конкретному летчику – Петру Ивановичу Шавурину. Памятник мужеству и отваге. На этом месте утром 27 июля 1942 года на глазах у многих жителей Павлова и Заречья советским летчиком П. И. Шавуриным совершен таран немецкого самолета. Отважный летчик П. И. Шавурин впоследствии повторил еще один таран в небе над Сталинградом. За оба смелых поступка ему присвоено звание Героя Советского Союза. П. И. Шавурин в мирное время не раз приезжал в Павлово.
Слайд №4. Символом героизма и мужества возвышается в Павлове в скверике у начала улицы Коммунистической на постаменте гвардейская минометная установка. Памятник был открыт 9 мая 1990 года, в год 45-летия Великой победы. Дело в том, что в овеянной легендарной батарее капитана Флерова в июле 1941 года отважно сражались и горьковчане из разных районов области. Но больше всего их было из Павловского района. Это, как написано на мемориальной доске, прикрепленной к постаменту, командиры боевых установок Валентин Овсов, Константин Неяглов, Алексей Курганов, рядовые боевых расчетов Василий Колчин, Николай Судаков, Виктор Щелоков, Михаил Макаров, и Анатолий Ромашкин.
Воспитатель подводит итог занятия.
- Помогла нам река времени совершить путешествие в прошлое и настоящее нашего города?
-Какие памятные места, посвященные ВОВ в нашем городе, больше всего запомнились вам?
- Давайте нарисуем памятник или обелиск, или стелу, которые вам больше всего запомнились и вложим в альбом для ребят из Нижнего Новгорода. А может быть, вы придумаете свой памятник, посвященный Великой Отечественной войне. И может быть, когда-нибудь ваш памятник украсит наш город.
-Да, интересно.
-Да.
-Да.
Дети проходят на стульчики, расставлены в виде корабля.
Дети рассматривают старые и современные фотографии г. Павлово
-Это здания, улицы, памятные места нашего города.
-Здания в основном деревянные, маленькие и низкие.
-Здания высокие, многоэтажные, кирпичные.
-Раньше дороги были из песка - песчаные, а сейчас из асфальта- асфальтированные
Дети по желанию выходят к реке и выкладывают фотографии в исторической последовательности.
Дети выполняют движения
-
-Обелиск Славы
-Мемориал в Зеленом парке
-Обелиск советским летчикам на Троицкой горе
- Памятник «Катюше»
Ответы детей
-Ответы детей
Дети изображают памятник, посвященный ВОВ