Елена Картавцева
Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте для детей 5–6 лет с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового открытого фронтального
по обучению грамоте для детей 5-6 лет
«Цветик-семицветик»
Цель: закрепить и обобщить знания детей по звукам речи
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте для детей 5–6 лет с нарушениями речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Обобщить и систематизировать знания детей о звуках (гласный, согласный)
- закрепить умения детей давать полную характеристику звукам речи.
- совершенствовать навыки звукового анализа.
- закрепить умения выделять первый и последний звук в слове.
- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги.
- закрепить умения определять место звука в слове.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, активизировать мыслительную деятельность.
развивать логическое мышление, операции анализа и синтеза.
развивать мелкую и общую моторику.
3. Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, выполнять поставленную задачу;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: цветик-семицветик, предметные картинки, коробочка фокусника, письмо с загадками, красные, зеленые, синие кружки, схема слова, сюрприз (медальки).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами весь год знакомились со звуками, учились их различать, и сегодня я приглашаю вас немного попутешествовать и отправиться в Страну Знаний. Во время путешествия придется выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно, нужно взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие? (да)
2. Основная часть.
- Глазки закрываются, сказка начинается. 1-2-3 в Страну Знаний попади. (выставляется цветик-семицветик)
- Вот и попали мы в Страну Знаний. А что это? Это цветик-семицветик.
Этот цветик-семицветик
Вдруг волшебным стал у нас.
Лепестки его цветные, красные и голубые,
Мы тихонько отрываем и заданья выполняем.
Минуточку внимания: если выполнишь заданья
Вам цветок подарит приз – удивительный сюрприз.
- А сюрприз будет в этой волшебной коробочке.
Эта Волшебная коробочка — непростая, она сейчас пустая. Но если мы правильно выполним все задания, то в конце нашего путешествия мы увидим волшебство от цветика - семицветика.
Логопед: -- Лепесточек первый необыкновенный. Лепесточек отрываем и заданье получаем. (оторвать лепесток с заданием)
- Лепесток нам предлагает сделать Разминку для ума.
Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук попробуй догони!
Даже если подойдешь очень осторожно,
Не увидишь, не найдешь,
А услышать можно.
На какие 2 группы деляться звуки? (гласные и согласные)
Чем гласные отличаются от согласных? (гл. з. - можно петь, воздуху не мешает преграда, согл. зв. петь нельзя, воздух встречает преграду)
Каким цветом обозначаем гласные? (красным)
Назовите гласные звуки (А, О,У, И, Ы, Э)
Какие бывают согласные и каким цветом их обозначаем? (твердые и мягкие, твердые — синим цветом, мягкие — зеленым цветом)
Назовите согласные звуки (П, М, К, С,.)
- Правильно мы выполнили первое задание. Но пора идти дальше и цветок предлагает нам второе задание.
Логопед: - Лепесток второй, тоже непростой (отрывается второй лепесток)
Игра «Назови первый звук»
Если звуки назовете,
Быстро дальше вы пойдете.
Первый звук определяйте
КружкИ с толком выбирайте
- Нужно назвать 1-ый звук в слове и сказать, правильно ли выбран цвет кружочка для этого звука?
(определение 1-го звука в слове. На доске выставляются картинки, под ними кружки. Дети определяют первый звук в слове, дают ему характеристику, и соотносят с цветом кружков.
Картинки: машина, ива, утка, веник, зонт, лебеди, фонтан)
- Нам в пути не страшны никакие задания. Молодцы.
Мы правильно справились с заданием. Но у нас третий лепесток
Логопед: -- Третий отрываю, задание читаю
В нашей Стране Знаний «Звуки заблудились» и просят помощи
Заблудиться может каждый,
Даже очень очень важный.
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок,
Вот и звуки заблудились,
Испугались и закрылись,
Ты найди их поскорей,
Успокой и пожалей.
Игра «Звуки заблудились» (Определение места звука в слове)
(на доске схема слова: начало, середина, конец. Ребенок говорит, где спрятался звук, логопед выставляет кружок соответственно месту звука в слове)
Где спрятался звук Т в слове КОТ?
Где спрятался звук М в слове МАК?
Где спрятался звук C в слове МАСКА?
Где спрятался звук О в слове ОСЛИК?
Где спрятался звук Н в слове НОС?
Где спрятался звук Ф в слове КОФТА?
Молодцы, мы со всем справляемся.
Логопед: -- И четвертый лепесток нам задает задание, попрошу внимания.
А четвертый лепесток нам передал письмо. В нем загадки и картинки-отгадки. Нужно постараться, чтобы идти дальше.
«Загадки»
Этот фрукт похож на шишку,
В радость он всем ребятишкам.
Кисло-сладкий и большой,
Очень кстати он весной.
Витамины про запас
Накопил нам … (Ананас)
Вдруг со дна гора всплыла,
Вверх корабль подняла.
Это в море так шалит,
Великан веселый … (Кит)
Мы просты и мы нарядны,
Бесподобно хороши!
В нас удобно и приятно
Наплясаться от души!
Можно нас обуть на праздник,
И тогда, любезный друг,
Словно Золушки, прекрасны
Станут все девчонки вдруг! (туфли)
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садитесь много раз.
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки (Стул)
У него четыре ножки,
Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть (Стул)
Деревянная посуда
По реке плывет,
Рассекая волны носом
Веслами гребет.
(лодка)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова
Лыко дерет,
А лаптей не имеет (коза)
Комок перьев ходит важно,
Задирается отважно,
Красный нос висит как крюк,
Ходит по двору (индюк)
- Как и в любом путешествии, где есть препятствия, трудности мы можем устать и я вам предлагаю отдохнуть.
Физминутка «Индюк».
Ходит по двору индюк
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал
Крыльями захлопал
Весь раздулся, словно шар
Или медный самовар
Затряс бородою
Понесся стрелою.
Логопед: -- Вот и пятый, он чудесный и с вопросом интересным.
«Игра раздели слова на слоги» (деление слов на слоги)
Измерить длиннющее слово
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем надо узнать.
Хлопать в ладоши пора начинать.
Названия предметов на слоги поделите
И сколько в слове том частей
Скорее вы скажите.
- Сначала давайте вспомним, что такое слог? (часть слова). По каким звукам мы узнаем, сколько в слове слогов? (по гласным)
(дети делят слова отгадок на слоги)
Логопед: -- У шестого лепестка есть вопрос наверняка
Лепесток предлагаем нам следующую игру «Цепочка слов».
Все слова надо выстроить цепочкой. Каждое следующее слово будет начинаться на последний звук предыдущего слова. (на доске картинки: кит, туфли, индюк, коза, ананас, стул, лодка)
Логопед: -- И, конечно же, седьмой нам задаст вопрос он свой.
В последнем задании цветок приготовил еще одно задание.
«Звуковой анализ»
Слово «ДОМ»
Назовите 1 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?
Назовите 2 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?
Назовите 3 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?
Сколько всего звуков?
Сколько гласных?
Сколько согласных?
3. Итог занятия.
Вот и все задания цветика-семицветика вы выполнили. Наше путешествие в Страну Знаний закончилось. Мы преодолели все препятствия, справились со всеми заданиями. И конечно, цветик-семицветик дарит вам обещанный сюрприз! (детям раздаются медальки)
4. Рефлексия.
- Поравилось ли вам путешествие? Чем оно вам запомнилось?