Евдокия Валова
Конспект-исследование «Вы слыхали о воде?» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познание
Раздел: ОЗОСП
Цель: Расширить кругозор детей о роли воды в окружающем нас мире
Задачи
• Расширять кругозор детей, выяснить с детьми некоторые свойства воды (вкус, запах, цвет, обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений.
• Развивать исследовательские умения детей
• Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Ход работы
Игра на общение «Улыбка».
Публикация «Конспект-исследование „Вы слыхали о воде?“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (Вода)
Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, сколько времени человек не может прожить без пищи? (месяц, а без воды? (неделю). Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим). Чего больше, суши или воды?
Воспитатель: У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть — суша, а вот эта большая часть — вода. Так много или мало воды на планете? (много) .
Пальчиковая разминка.
Ребята, покажите мне свои ладошки мне!
Посмотрите, наши ладошки похожи на солнышко.
Покажите мне ладошки, лучики-пальчики, закрыли пальчики – солнышко спряталось.
Солнышко спряталось
И к нам на длинной ножке,
Мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
Давайте послушаем его песенку.
Прослушивание записи.
Запись дождика, звук дождя, как капает дождь и усиливается.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру.
Игра «Кому нужна вода?»
- Как вы думаете, что это? (это озеро)
- А это что у озера? (это маленькие ручейки) .
Давайте подберем картинки «Кому нужна вода?» и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют к ручейкам и объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т. д.)
Да, без воды все живое на земле погибнет.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?
Правильно, проводят опыты.
Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Значит она какая? (жидкая) А в каком ещё состоянии может быть вода? (в твёрдом, лёд) .
Воспитатель: Кто мне может объяснить значение слова криотерапия? (лечение холодом). Сейчас мы будем заниматься контрастной криотерапией.
Пальчиковый массаж
Дети попеременно опускают руки в ёмкость с тёплой водой и со льдом, приговаривая стихотворение:
Мы научимся ледок,
Между пальцами катать,
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
Дети вытирают руки.
Экспериментальная работа «Вода — растворитель».
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
(Сахар) .
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель: Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится.
(Соль) .
Убираем салфетку со второго блюдца.
Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде — пенится,
Брызгается и шипит.
(Масло) .
Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды.
Дети: Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти к столам и принять участие в экспериментах.
Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находится в желтых баночках, а что в зеленых.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему?
Дети: Сахар растворилась в воде.
Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает 3 — 4 человек, что произошло с маслом в воде.
Дети: Масло не растворилось в воде : оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода) .
А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем е. Она пахнет?
Правильно, вода не имеет запаха.
Давайте попробуем её на вкус.
А если бросить в не сахар, какая станет вода? Правильно, сладкая.
Давайте попробуем это сделать? А если добавить соль, какая вода станет? (ответы) .
Воспитатель: Ребята, наша водичка умеет менять не только вкус, но и цвет.
Если в воду опустить красную краску, какой вода станет? Красной, зелной, синей.
Воспитатель: Вы знаете, а водичка ещ может быть волшебной.
Она может расколдовать картинки, которые у нас здесь лежат.
Закрашивать мы с вами будем не кисточками, а вот такими волшебными палочками с поролоном.
Если вы будете старательно делать, то мы узнаем, какие обитатели живут в воде.
Пальчиковая гимнастика
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Вс бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскроем,
От дождя себя укроем.
Самостоятельная деятельность детей.
По мере закрашивания на листочках появляются рыбки, нарисованные воском.
Итог занятия
Воспитатель: А сейчас, дети, скажите, что вам понравилось на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, дети, вода нужна всем: и животным, и людям, и растениям.
А скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами? (Ответы детей) .
Закрывайте крепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Бережливым будь с водой
Хорошенько кран закрой!
Закончить занятие я хочу стихотворением Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем.
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить