Наталья Хохликова
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие на батискафе»
Цель: Формирование представлений детей о природе посредством использования ИОС.
О. О. (Познавательное развитие)
Блок: Ознакомление с миром природы
1. Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в водной среде
Блок: Развитие ПИД
1. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
2. Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи, побуждать детей делать выводы
Блок: ФЭМП
1. Развивать умения определять пространственные направления (право — лево)
О. О. Речевое развитие
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе „Путешествие на батискафе“» размещена в разделах
Блок: Развитие речи
1. Обогатить словарный запас детей, ввести слова: «плавательный пузырь», «нефтяные отходы»
О. О. Физическое развитие
Блок Физическая культура
1. Развивать двигательную активность детей
О. О. Социально - коммуникативное развитие
Блок: Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
1. Воспитывать умение работать в команде
2. Формировать экологическую культуру и сознательность детей.
О. О. Художественно-эстетическое развитие
Блок: Изобразительная деятельность
1. совершенствовать умение лепить из пластилина
Методы:
1. Игровые
2. Наглядные
3. Практические
4. Словесные
Приё мы:
Сюрпризный момент, игровое упражнение, просмотр презентации, картинки, опытно-экспериментальная деятельность, использование проблемной ситуации, беседа, вопросы поискового характера, уточнения, чтение стихотворения, загадки, пальчиковая гимнастика, логоритмика.
Технологии:
ИКТ технологии
Интерактивные технологии
Игровые обучающие ситуации
Здоровьесберегающие технологии
Материалы и оборудование:
Для показа: проектор, ноутбук, презентация.
Для опытов: емкости с водой, предметы разной степени тяжести, воздушный шарик, растительное масло, кусочки пластилина, картинки: «Мусорить нельзя», «Воздух в воде», «Плавательный пузырь», мольберт, стол.
Для рефлексии: речные капельки.
Активизация словаря детей: природа, плавательный пузырь, нефтяные отходы.
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей и друг - друга.
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть
Можно встречу начинать.
Воспитатель: Вам наверно очень интересно, во что мы будем сегодня играть?
Присаживайтесь на коврик, сейчас мы с вами это узнаем.
Воспитатель:
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: Как же называется этот дом? (природа) Что такое природа?
Воспитатель: Мы с вами знаем, какими могут быть интересными путешествия в природе. Кто вспомнит, какое путешествие в природе мы совершили совсем недавно? (в лес). Куда же нам отправиться сегодня?
Стук в дверь, младший воспитатель передаёт письмо.
Мл. воспитатель: Ребята, вам пришло письмо.
Воспитатель: Давайте прочитаем его: «Здравствуйте, ребята! Я - сом Гоша, хозяин речных глубин, приглашаю вас к себе в гости. Буду рад нашей встрече». Ну, вот наша проблема, куда отправиться путешествовать сегодня решилась сама собой.
Воспитатель: Ребята, вы согласны отправиться в гости к сому Гоше? (ответы детей) На чем можно опуститься на речное дно?
Дети: На батискафе, подводной лодке, с помощью акваланга.
Воспитатель: Мы еще ни разу не путешествовали на батискафе, давайте опустимся на нем.
-Войти в батискаф.
-Задраить люки. Внимание! Погружение!
На экране проецируется видео погружения.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, что мы с вами можем рассмотреть на дне реки?
Дети рассматривают видео (на экране проецируется речное дно)
Дети: Воду, дно покрыто песком, камни, коряги, растут водоросли.
Воспитатель: А вот и сам сом Гоша.
Сом Гоша: Здравствуйте, ребята. Я рад, что вы приняли моё приглашение. Прежде чем вы увидите обитателей речного дна, отгадайте мои загадки.
Игровое упражнение «Кто спрятался на дне реки?» (слайд)
Загадываются загадки, на экране проецируются речные рыбы.
1. Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (щука)
2. В речке щука завелась.
И теперь не спит. (карась)
3. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. Кто это? (сом)
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадки. Как вы думаете, умеют ли рыбы говорить?
Дети: Нет
Сом Гоша: А если бы рыбы сейчас заговорили, чтобы они сказали друг другу?
Воспитатель: Ребята, давайте выйдем из батискафа и расскажем нашему сому Гоше, чтобы рыбы сказали.
Логоритмика
Рыбка рыбке говорила.
Плавничками шевелила:
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка».
Сом Гоша: Дети, а что вы можете рассказать о рыбах?
Дети: У рыб вытянутое тело, покрытое чешуей, есть плавники, хвост, дышат рыбы жабрами, в воде много корма: червяки, водные насекомые.
Воспитатель: Как вы думаете, рыбам удобно жить в воде? Что им для этого необходимо?
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру и попробуем ответить на этот вопрос
Игра «Тонет – не тонет»
Опускаются в емкость с водой разные предметы и определяют, что все тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.
Воспитатель: Почему одни предметы утонули, а другие плавают?
Дети: Утонули тяжелые предметы, а легкие плавают.
Воспитатель: Почему же рыба тяжелая, а не тонет?
Воспитатель выслушивает предположения детей.
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Опыт 1
В емкость с водой кладется надутый маленький воздушный шарик.
Воспитатель: Что наблюдаем?
Дети: Шарик плавает
Воспитатель: Как вы думаете - почему?
Дети: В шарике – воздух
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Воздух держит шарик на воде.
Воспитатель: Правильно. У рыб есть специальное приспособление - плавательный пузырь. Плавательный пузырь – это мешочек, наполненный воздухом. С помощью его рыбы плавают в воде. Если рыбам нужно опуститься на дно, то они тогда сдувают свой плавательный пузырь.
Воспитатель во время объяснения ставит на мольберт карточку - плавательный пузырь рыбы.
Воспитатель: Чем дышит рыба – воздухом или водой?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения, но сначала надо размять наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки» :
Рыбки плавали, ныряли – Ладошки сложить вместе
В чистой тепленькой воде. - Обеими руками изображаем волны.
То сожмутся, - Плотно сжимаем пальцы рук.
Разожмутся, - Растопыриваем пальцы в стороны.
То зароются в песке. – Упражнение барабан
Опыт 2
Детям предлагается пройти к столу с пластилином, сделать из пластилина шарики и в емкость с водой опустить шарики пластилина.
Воспитатель: Что образовалось на кусочке пластилина?
Дети: Появились пузырьки воздуха
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В воде есть воздух. Рыбы дышат воздухом, который находиться в воде.
Воспитатель ставит на мольберт карточку - воздух в воде.
Воспитатель: Рыбам очень удобно жить в воде. Но человек часто мешает рыбам: загрязняет реки мусором, нефтяными отходами.
Воспитатель: Как вы думаете, какой вред рыбам от этого мусора?
Дети: Рыбы могут задохнуться, погибнуть, умереть.
Опыт 3
В емкость с водой наливаем масло растительное.
Воспитатель: Что наблюдаем?
Дети: Масло покрыло поверхность воды.
Воспитатель: Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду. Что происходит с живыми организмами?
Дети: Они погибают
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы это предотвратить?
Дети: Нельзя загрязнять реки.
Воспитатель ставит на мольберт карточку - мусорить нельзя.
Воспитатель: Ребята скажите, что рыбам нужно для жизни в воде?
4. Заключительная часть
Воспитатель: Пришло время подниматься со дня реки, но надо попрощаться с нашим сомом Гошей, но прежде мы преподнесем Гоше наш подарок, который мы сделали вместе, наших замечательных рыбок.
Сом Гоша: Спасибо вам ребята. Вы много знаете о жизни рыб в воде. Я рад, что вы побывали у меня в гостях. И у меня есть для вас подарок, пусть каждый пороется в моем волшебном песке и возьмет для себя один подарочек! До свидания, ребята.
Воспитатель:- Войти в батискаф.
Задраить люки. Внимание! Подъем!
Дети имитируют подъем в батискафе.
5. Рефлексия (взаимодействие с психологом)
Воспитатель: Вот мы и приплыли. Выходим из батискафа.
Воспитатель: Дети вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось? (Дети отвечают)
Воспитатель: Спасибо Вам, ребята, мне приятно было с вами путешествовать. Давайте станем в круг и передадим, как эстафету, рукопожатие двумя руками. Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Роме, от Ромы к Ване и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. А на память о нашем путешествии я вам, ребята, дарю эти сладкие подарки! Возьмите по одной! И гостей, мы тоже хотим угостить! Угощайтесь! До свидания, ребята!