Кояш Гиматдинова
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Насекомые — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная образовательная деятельность в средней группе №10
Тема: «Насекомые»
Приоритетная образовательная область : «Познание».
Интегрированные образовательные области : «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Цель: развивать познавательную активность детей через ознакомление с окружающим и развитие речи.
ОО «Коммуникация»
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе „Насекомые — наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием слово сколько;
- Упражнять в употреблении в речи предлогов НА, В, НАД, ПОД.
- Упражнять в умения согласовывать прилагательное с существительным.
- Активизировать словарный запас, развивать связную речь.
ОО «Чтение художественной литература»
- Упражнять в умении слушать, понимать и произносить скороговорку;
- Упражнять в умении отгадывать загадки.
ОО «Социализация» - Развивать партнерские отношения.
ОО «Художественное творчество»
- Упражнять в аппликации.
ОО «Физическая культура»
- Упражнять в умении согласовывать движения со словами.
- Развивать общую и мелкую моторику рук.
Словарная работа: сороконожка, кокон, насекомые, кузнечик, божья коровка, майский жук, паук, гусеница, муха, бабочка, пчела, муравей, жук-рогач, комар, стрекоза, стебель, шелк.
Методическое обеспечение: игрушки насекомых (кузнечик, божья коровка, муха, гусеница, майский жук, богомол, паук и т. д. ; музыка, аудиозапись, где звучат звуки леса и жужжание жуков; вырезанные изцветного картона бабочек по количеству детей, к которым прикреплены трубочки; вырезанные из бумаги самоклейки разные геометрические фигуры.
Методы и приё мы: методы мотивации и стимуляции деятельности (художественное слово, демонстрация объекта); метод организации познавательной деятельности (беседа, объяснение, показ, активизирующие вопросы, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
Предварительная работа: рассмотреть на прогулке насекомых.
Образовательные технологии :
- технологияздоровьесбережения;
- технология игровой деятельности;
- технология развивающих игр.
Использование ЭОР: музыкальноесопровождение вовремя выполнениязадания, которое записано на носителе диске.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная Вопросы. Речевые ситуации. Беседа
Двигательная Подвижная игра. Игровые упражнения
Чтение (восприятие) Загадки, скороговорки.
Познавательно – исследовательская Решение проблемных ситуаций
Продуктивная Аппликация
Ход НОД.
1. Вводная часть (фронтальная работа – 2 минута).
Воспитатель: Какое сейчас время года? Назовите ее месяца. А сейчас какой месяц?
Посмотрите, какие красивые картинки вам я сегодня принесла. Кто изображен на них? Правильно, одним словом это насекомые. Вы мне часто на прогулке задавали вопросы про них, поэтому и решила сегодня на занятии поговорить о насекомых.
2. Основная часть (16 минут)
Воспитатель: Как вы думаете, почему их назвали насекомыми?
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомые - обжоры : они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие, некоторые насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.
Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные -опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
- Кто и какую пользу приносят насекомые?
(Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы. Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых. Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляетцветы.)
- Какой от насекомых бывает вред?
(Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека. Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.
Воспитатель: Божья коровка полезное насекомое?
Правильно. Она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель: Кто поедает насекомых? (Птицы)Как – же насекомые спасаются от врагов (Берёт в руки насекомых, обращает внимание на окраску).
Почему майский жук коричневый?Почему кузнечик зеленый? Зачем им нужна такая окраска?Защищаться от врагов, прятаться. Майский жук на ветках деревьев, а кузнечик живет в траве. Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их. Божья коровка хорошо умеет защищаться, в минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета – которая плохо пахнет и этим отпугивает врагов. А ещё она может замереть, притвориться мёртвой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем.
Дидактическая игра «Сосчитай сколько насекомых»
- Сколько на поляне стрекоз? (На поляне две стрекозы.)
- Сколько на поляне муравьев? (На поляне три муравья)
- Сколько на поляне бабочек? (На поляне пять мотыльков)
- Сколько на поляне кузнечиков? (На поляне один кузнечик.)
- Сколько на поляне жуков? (На поляне два жука.)
Ребята, придумайте вопросы со словом сколько. (Дети придумывают вопросы.)
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Одевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это … (божья коровка).
Воспитатель: Вот она. Давайте с ней поиграем.
Дидактическая игра «Божья коровка».
Прилетела божья коровка. Вопросы детям:
- Божья коровка спряталась где (в траве).
- Божья коровка села на что (на цветок).
- Божья коровка ползет по чему (по стеблю).
- Божья коровка перелетела с чего на что (с цветка на цветок).
(Бабочка – на цветке, жук под цветком, стрекоза перед кустом, муравей между бабочками и т. д.)
-А где её друзья находятся? (На доске висит картина, где изображены насекомые.)
- Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?
- Комар звенит, а комары звенят.
- Кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.
- Жук и жуки?
- Жук жужжит, а жуки жужжат.
- Сверчок и сверчки?
- Сверчок свистит, а сверчки свистят.
- Божья коровка потеряла свою подружку - гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.
- Жук летает, а жуки летают.
- Муравей ползает, а муравьи ползают.
- Пчела летает, а пчелы летают.
- Бабочка порхает, а бабочки порхают. (Включается музыка, а дети под музыку изображают насекомых)
Воспитатель: Вот и первое задание.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний» на слух.
а) муравей, соловей, стрекоза, пчела;
б) собака, жук, паук, шмель;
в) комар, оса, кузнечик, волк;
г) бабочка, божья коровка, подснежник, сороконожка.
Игра с мячом «Назови ласково» :
Муха –мушка
жук – жучок
таракан – тараканчик
пчела – пчелка
стрекоза – стрекозка
комар – комарик.
Воспитатель:Ребята посмотрите и назовите какие насекомые вы видите.
Дидактическая игра «Кого не стало»
(Выкладываются насекомые : божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало)
Воспитатель: Сороконожка хочет, чтобы вы выучили скороговорку про нее. Послушайте новую скороговорку:
Слишком много ножек у сороконожек
Воспитатель: Теперь вы (сначала медленно, потом тихо, быстро).
Пальчиковая гимнастика «Пчела».
Прилетела к нам вчера
(детибегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)
Полосатая пчела
(загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)
А за нею шмель- хмелек,
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза
Как фонарика-глаза (показываем пальцами два круга у глаз)
Пожужжали, полетали (бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)
От усталости упали. (Приседают на ковер.)
Дидактическое упражнение «Прохлопай слова».
Воспитатель: Давайте вспомним, как можно разделить слова на части.
Правильно, можно их прохлопать. Мы с вами их разделим с помощью хлопков. Сколько частей. Сколько раз хлопнем в ладоши – столько в слове и слогов.
Давайте разделим слова: пчела, муравей, жук, муха, гусеница. Сколько слогов в этих словах? Аня, нарисуй мне схему слова пчела. (Воспитатель приглашает детей нарисовать схему слов.)
Воспитатель: Ребята, а как называются домики у муравьев? (муравейник).
(Воспитатель показывает на картине муравейник.)
Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.
Воспитатель: Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит? (комар).
Как вы думаете, есть ли у комара уши?Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.
Воспитатель: Можно ли ловить бабочек? Почему?
(дети — Нет, мы можем поранить бабочку)
Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?
Игра с мячом «Закончи предложение».
Воспитатель: Слушайте следующее задание. Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов «потому что». Закончив предложение, вы повторяете его целиком.
Воспитатель: Бабочка красивая, потому что … (у неё разноцветные крылышки). «Пчела мне нравится…», «Комар мне не нравится…», «Мне нравится стрекоза …», ….
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.
- Может быть она под листом?
- Под листом нет гусеницы.
- Может быть она на цветке?
- На цветке нет гусеницы.
- В норке?
- В норке нет гусеницы.
- Над травой?
- Над травой нет гусеницы.
- Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?
- В, над, под, на.
- Это короткие слова. Они пишутся раздельно.
- Ребята, посмотрите, на ветке висит непонятный предмет. (Воспитатель показывает картину на котором изображено дерево, на ветке котором весит кокон). Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.
Развитие мелкой моторики (детям раздаются трафареты «бабочка»)
Воспитатель: Ребята, давайте разукрасим подружек бабочек (детям раздает трафареты бабочек. На их прилепляют разноцветные узоры из геометрических фигур). Какие бабочки у вас получились?
Воспитатель: Красивые, пестрые, разноцветные, большие.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
3. Заключительная часть (2 минуты)
Воспитатель: Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения и просто украшают природу)
Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых, не трогайте их, они часть природы. Ребята, насекомые имеют большое значение для природы и человека. Поэтому надо бережно к ним относиться.
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа - мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути
- Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий и пустой.