Эльвира Хабибуллина
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в средней группе «Насекомые»
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие», «Коммуникативное развитие»
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
1. Обогащать активный словарь дошкольника, закреплять название насекомых, расширять представление о частях тела (Речевое развитие, Познавательное развитие)
2. Познакомить, обогатить представление воспитанников о насекомых. (Речевое развитие, Познавательное развитие)
3. Отработать умения четко произносить звуки Ж, ЗА, ЗУ, СА, используя в речи скороговорки. Побуждать к четкому произношению. (Речевое развитие)
4. Продолжать расширять и формировать представление детей о насекомых, умение их классифицировать на: полезных и вредных. (Познавательное развитие)
5. Стимулировать умения отвечать на вопросы полным, развернутым ответом, развивать диалогическую и монологическую речь, умение делать выводы. (Речевое развитие)
6. Формировать потребность в двигательной активности. Сформировать понимание необходимое для двигательной активности, после статического занятия (Физическое развитие)
7. Продолжать упражнять детей в отгадывании загадок, опираясь на характерные признаки. (Речевое развитие)
8. Сформировать умения передавать характерные движения насекомого. (Физическое развитие)
10. Побуждать детей к рассуждению на заданную тему. (Речевое развитие)
Методы и приё мы:
- практический: игровая ситуация, физкультурная минутка
- наглядный: мнемотаблица, карточки с изображением насекомых, маски
- словесный: загадывание загадок, художественное слово, беседа.
Материал и оборудование: музыкальная запись со звуками насекомых, картинки с изображением насекомых, мнемотаблица, маски – насекомых.
Ход:
1. Орг. Момент. Я буду говорить слова, а вы делать движения, о которых я буду говорить: Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка
Руки вытянуть вперёд, а потом наоборот.
Как листочки покружиться, чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес: мы попали с вами в лес!
(пение птиц, на фланелеграфе цветы)
Остановимся мы с вами на полянке, где много цветов, ласково поют птицы. Назовите цветы, которые вам известны (колокольчик, ромашка, василёк, мать-и мачеха, одуванчик)
Как вы думаете, а кого они привлекают? (насекомых) Угадайте, о каких насекомых я буду говорить.
2. Загадки:
Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму. (пчела)
Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает. (стрекоза)
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик)
Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит. (муравей)
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас. (комар)
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая. (муха)
Где немытая посуда,
Там усач живет не худо.
И в кастрюли, и в стакан
Влезет рыжий. (таракан)
3. Где живут насекомые?
Вос – ль: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?
( Ответы детей: Бегают, прыгают, летают)
Вос-ль: Чем питаются насекомые?
( Ответы детей: цветочным нектаром, листьями растений)
На каждое насекомое свой корм. Гусеницы поедают листья, жук- короед - древесину и кору деревьев, комары питаются соком растений и кровью животных, людей и т. д. Есть такие насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.
Вос – ль: Раз это все насекомые, значит они чем – то похожи? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
( Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Вос – ль: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?
( Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед) Насекомые - это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц и т. д.
Вос – ль: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
( Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)
4. Насекомые (вредные и полезные).
Вос – ль: на какие группы мы их можем разделить:
( Ответы детей: Полезные, вредные, хищные)
Вос – ль: Назовите полезных насекомых?
( Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
Какую пользу они приносят?
( Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса)
Назовите вредных насекомых?
( Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
Какой от них вред?
( Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)
5. Беседа о появлении (рождении) насекомых.
Вос – ль: Ребята, вам нравятся чудеса?
Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать, и расти, когда она вырастает, превращается в куколку. Проходит время, из куколки выходит насекомое – бабочка, стрекоза, муха или жук. (схема)
Стрекозы и комары откладывают яйца в воду, а жук откладывает личинки в землю.
6. Игра «Назови-ласково» (с мячом)
Стрекоза-стрекозка
Муха-мушка
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей-муравьишка
Бабочка…
7. Физ. Минутка.
Раз, два повернись и в бабочку превратись!
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела
На 4 полетела. У реки остановилась,
Над водою покружилась.
8. Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну, а вы продолжите.
Жук большой, а комар…. (маленький)
Бабочка летает, а гусеница (ползает)
Пчёлы живут в ульях, а муравьи….(в муравейнике)
У птиц две лапки, а у насекомых (шесть).
Божья коровка маленькая, а улитка (большая)
Пчёлы из нектара делают (мёд)
У жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).
9. Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем нашу любимую пальчиковую гимнастику. Вы не забыли, как мы делам гимнастику? Рот открываем широко, язычок у вас работает, движения повторяйте за мной. Я вам напомню, как надо делать, а потом мы сделаем гимнастику вместе.
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки
(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик)
Паучков на землю смыл
(Хлопок ладонями по коленям или по столу)
Солнце стало пригревать
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки
(Действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают по голове)
10. Прослушивание аудиозаписи «звуки насекомых».
Скажите, все ли насекомые издают звуки?
А теперь давайте покажем, как разговаривают насекомые? Проговорим чистоговорки (вместе и инд) Следим за правильным дыханием при произношении. Произносят чистоговорки на одном дыхании, четко выделяют звуки.
Жу – жу – жу жжужит пчела
Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит
Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит гу - жу –гу – жу
Я любого разбужу.
Чок-чок-чок – сидит маленький сверчок
Чка-чка-чка – на цветочке бабочка
Ры-ры-ры – вот летают комары
За-за-за – прилетела стрекоза
Вей-вей-вей – прибежал к нам муравей
Ла-ла-ла – вот красивая пчела
Ан-ан-ан – бегает там таракан
Са-са-са – полосатая оса
ЗА-ЗА-ЗА – прилетела стрекоза,
ЗУ-ЗУ-ЗУ- мы поймали стрекозу.
Жутко жуку жить на суку.
СА-СА-СА меня ужалила оса.
10. Мы отдохнули на поляне, поиграли. А у нас есть ещё одна поляна, давайте её украсим. Я предлагаю бабочек, божьих коровок украсить и посадить на цветы.
11. Наше путешествие подошло к концу : раз, два повернись и в садике очутись!
Вам понравилось наше путешествие? О чём мы сегодня говорили? Что понравилось больше всего? Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.
Вы сегодня большие молодцы, внимательно меня слушали, отвечали на вопросы, играли!