Ирина Григорьева
Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе «Сказки народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию
в старшей логопедической группе
"Сказки народов Севера" (региональный компонент)
[/b]
Тема: «Сказочный калейдоскоп».
Приоритетная образовательная область развития: речевая.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе „Сказки народов Севера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Народы севера
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки народов Севера
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Образовательные области развития в интеграции: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы
Цель: формирование у детей нравственно - ценных качеств;
или формирование межличностных отношений и системы нравственных ценностей;
или овладение общечеловеческими ценностями, нормами и правилами поведения.
А может быть - воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с северным народными сказками.
Задачи:
образавательные: совершенствовать грамматический строй речи;
формирование умения понимать главную идею сказок народов Севера;
дальнейшего развития интереса к художественной литературе и чтению.
развивающие:
развитие связной речи, обще речевых навыков;
развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения по ролям, выразительно производя диалоги действующих лиц;
развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии;
развивать зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движениями;
развивать координацию движений «глаз – рука»;
вызвать интерес к созданию коллажа;
воспитательные:
побуждать детей к высказыванию собственной точки зрения на обсуждаемую тему. Помочь раскрыть проявление нравственных качеств через мимику, интонацию;
воспитывать и любовь к художественной литературе и чтению;
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать доброе и заботливое отношение к малышам.
Предпосылки УУД: установление причинно – следственных связей, зависимостей происходящего; умение самостоятельно делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы.
Предварительная работа:
занимательная деятельность по познавательному и речевому развитию (дикие животные);
этические беседы;
знакомство с пословицами и поговорками;
игры с мячом: «Кто скорее», «Мяч по кругу»;
игры: «Вспомни сказки», «Четвёртый лишний»;
знакомство с книгой Д, Нагишкина «Амурские сказки»;
знакомство с иллюстрациями Г. Павлишина;
чтение сказок народов Севера;
словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т. д.);
чтение сказок народов Севера, обыгрывание;
вырезание силуэтов и контурное рисование животных (медведь, белка, заяц).
просмотр мультипликационных фильмов: «Сказки народов Севера»;
повторение пальчиковой гимнастики: «Солнце, ветер, луна»;
обыгрывание этюдов;
показ настольного и конусного театра;
дидактические игры: «А сейчас вы друзья узнаете нас!»;
слушание песни: «В мире много сказок»;
слушание музыкальных композиций;
подготовка к игре - драматизации;
игра – инсценировка этического порядка.
Индивидуальная работа:
развивать у Насти Ч. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;
Методы:
наглядные (иллюстрации, «картина»);
словесные (художественное слово, вопросы);
практические (игры);
Материал:
иллюстрации к сказке; «картина художника»; шапочки с национальным орнаментом; ваза; конструктор; контуры персонажей сказок; клей – карандаш; салфетки; клеёнки; аудиозапись.
Оборудование: магнитная доска;
Технические средства: магнитофон.
.
Предпосылки УУД: развитие творческого мышления; воображения; внимания; памяти; слухового восприятия; умение слушать; выполнять по заданному правилу.
Ход образовательной деятельности:
В: Входите, ребята, и поприветствуйте гостей.
Приветствие - дети обращаются к гостям:
Скажем «здравствуйте» руками!
Скажем «здравствуйте» глазами!
Скажем «здравствуйте» мы ртом,
Станет радостно кругом.
(Входят дети, здороваются, размещаются по желанию).
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём?
- И мы с вами? (Россияне).
- Но Россия очень большая страна, а мы живём? (на Дальнем Востоке России).
Первыми коренными жителями Дальнего Востока были народы Севера. Русские люди и люди Севера всегда были очень дружны (иллюстрация Г. Павлишина на доске или проекция на экран, или раскрытая книга, а объединяет наши братские народы - богатое устное народное творчество – фольклор.
- Вот скажите, что любят больше всего слушать и читать дети всех народов?
- Правильно, сказки! Сказки народов Севера – это душа народа, его мудрость. Это не только любимое развлечение, но и своего рода школа жизни для детей.
Звучит музыка народов Севера.
Чтение стихотворения:
Тайга окружила далёкое стойбище,
В нём милый народ с названием орочи!
Со своим непонятным родным языком,
И сказками добрыми, мудрыми обо всём.
Постановка цели НОД перед детьми: сегодня, мы с вами побеседуем по сказкам народов Севера, перескажем сказки по ролям, постараемся правильно оценить поступки главных героев, выскажем собственную точку зрения об их нравственных качествах, вспомним народные пословицы и поговорки, сделаем в подарок малышам коллаж по сказкам народов Севера.
Дети садятся на стульчики.
- Сказки, каких народов Севера, вы знаете?
Ответы детей: эскимосские сказки, эвенские сказки, удэгейские сказки, мансийские сказки, нанайские сказки, орочские сказки, ненецкие сказки, нивхские сказки, ительменские сказки.
- Правильно, молодцы. Послушайте загадку об одной из этих сказок:
Старик со старухой бедно жили,
О судьбе своей тужили.
Чудо жизнь их изменило –
В чум богатство привалило.
Старухе мало показалось,
Жадной стала и сердитой,
А в итоге ей досталось
тоже самое, что было.
- В какой сказке народа севера старик со старухой жили бедно, и к ним привалило богатство? (в сказке народов Севера «Птичка – Невеличка»).
- Почему птичка - невеличка выполняла их желания? (пожалела).
- По какой причине птичка – невеличка не стала выполнять последнюю просьбу? (захотели стать хозяевами всего леса).
-Что не давало покоя старухе? (жадность).
Давайте вспомним подходящие пословицы и поговорки:
«Позаришься на чужое - потеряешь своё».
«Дай с ноготок – попросит с локоток».
«Только ума на деньги не купишь».
«Добро неси, а платы не проси».
- Какую русскую сказку напоминает нам сказка народов Севера «Птичка – Невеличка»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина).
- Что же делать? Ведь опять у старика и старухи нет ни дров, ни еды, ни товаров? Я вам скажу по секрету. Добрый художник придумал продолжение этой грустной сказки (показ рисунка). Посмотрите, кого послала птичка – невеличка старику и старухе на радость. Давайте вместе сочиним продолжение истории.
- А вы хотите встретиться с птичкой – невеличкой. (Дети встают свободно).
Этюд «Встреча с Птичкой – Невеличкой».
Давайте встанем в круг и представим себе всё, о чём я буду говорить.
Какая она, Птичка – Невеличка? Хоть бы одним глазком посмотреть на неё. Я поднимаю руки к голубому небу и зову: «Эй, Птичка – Невеличка, прилети ко мне, покажись!». Я подхожу к Птичке – Невеличке и протягиваю к ней руки. Она прыгает в мои раскрытые ладони и ласково смотрит на меня. Удивительно, но она раскрывает клювик, как будто улыбается мне, а её глаза светятся от счастья. Я поднимаю птичку над головою и кружусь вместе с ней в ритме медленного вальса.
Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу нужно повторить три раза).
Дышится легко, ровно, глубоко.
Птичка просит меня отпустить её в небо. Я раскрываю ладони, и она грациозно прыгает на веточку дерева и улетает. Дышится легко, ровно, глубоко. (Дети садятся).
Сказочная математика.
- Сколько раз Птичка – Невеличка выполняла просьбы старика и старухи? (3)
- Какую по счёту просьбу Птичка – Невеличка не стала выполнять? (4)
- Сколько сказок о птицах вы знаете? (6)
-Сказки можно рассказать, а можно иллюстрации к сказкам собрать.
Игра: «Собери картинку». (пазлы).
Дети в парах собирают иллюстрацию к сказке.
Вопрос – ответ:
- А какие сказки народов Севера вы ещё знаете? (На доске закреплены иллюстрации к сказкам или проекция иллюстраций на экран, иллюстрация к сказке, которую назвали, убирается).
Ответы детей:
1. Сказка народа Севера «Кукушка».
- Почему мать превратилась в кукушку?
Вспомним крылатые - народные слова:
«При солнышке тепло, при матери добро»;
«Родителей почитать, свою жизнь сохранять».
Это очень грустная сказка, давайте снимем напряжение.
Игра «Камень – верёвочка».
На слово «камень» - дети сильно напрягают тело, на слово «верёвочка» - полностью расслабляют его. И так чередуют несколько раз до снятия напряжения.
2. Сказка народа Севера «Как медведь и бурундук дружить перестали».
- И почему – же звери перестали дружить?
Вспомним крылатые слова:
«Чужая дружба глаза колет».
3. Сказка народа Севера «Отчего у зайца уши длинные».
- Зачем заяц попросил рога?
Вспомним крылатые слова:
«Трусливому сердцу и большие рога не помогут».
4. Сказка народа Севера: «Айога».
- Почему Айога превратилась в гуся?
Вспомним крылатые слова:
«Труд кормит, а лень портит».
«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов»,
«Кто не работает, тот не ест».
5. Сказка народа Севера «Два солнца».
- Кого спас охотник?
Вспомним крылатые слова:
«Добро неси, а плату не проси».
Хотите, поиграем в любимую игру детей Севера?
Пальчиковая игра: «Солнце, ветер, луна».
Ведущий называет фигуру и показывает её. Дети повторяют. Темп убыстряется. Затем ведущий говорит одно, а показывает другое. Дети должны правильно показать названную фигуру. Игра развивает внимание.
Или как вариант: подвижная игра народов Севера – «Солнце» («Хейро»).
6. Сказка народа Севера: «Почему у сороки длинный хвост».
- Так почему – же у сороки длинный хвост?
Вспомним крылатые слова:
«Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь».
7. Сказка народа Севера: «Как ворон и сова друг друга покрасили».
- Как трудился ворон, а как сова?
Вспомним крылатые слова:
«Поспешишь – всех насмешишь».
«Работал спустя рукава».
«На добро добром отвечай».
8. Сказка народа Севера: «Мыргы».
- В чём подвиг героя?
Вспомним крылатые слова:
«Не напрасно героев восхваляют».
9. Сказка народа Севера: «Как лягушка зелёной стала».
- И почему же лягушка позеленела?
Вспомним крылатые слова:
«Как стал сыт, так узнал и стыд».
- Сказки можно рассказать, а можно сказку показать.
Драматизация ненецкой сказки: «Лепёшки».
Динамическая пауза (вариант).
Воспитатель: Молодцы, ребята, здорово сказку озвучили. Давайте теперь друг другу похлопаем! Потопаем! (Повторяем 3 – 4 раза, дети должны быть внимательны и ориентироваться на слова взрослого). А теперь и похлопаем, и потопаем.
- Ребята, как вы считаете, почему мышка не угостила лепёшками ворона и куропатку?
Давайте вспомним подходящие крылатые слова:
«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов».
Как вариант: показ сказки народов Севера: «Как лисичка бычка обидела» (конусный театр).
Как говорил русский поэт В. Маяковский: «Сказка сказкой, а вы сделайте из неё вывод».
Основная идея, мысль сказок народов Севера – на земле не должно быть места страданиям, зло и обман должны быть наказаны.
- Чему учат нас сказки народов Севера?
Воспитатель подводит детей к личностным характеристикам главных героев сказок.
Ответы детей: Нельзя быть: хитрым, завистливым, злым, бессердечным, вредным, непослушным, невоспитанным, ленивым, жадным, недовольным. Нельзя обманывать, дразнить, обзывать.
- Ребята, давайте поможем героям сказок и подарим им ценности – драгоценности. Дети кладут в красивую вазу разноцветные цветочки (цветной конструктор, и называют человеческие ценности: доброта, любовь, трудолюбие, дружелюбие, миролюбие, заботливость, сочувствие, правдивость, честность, отзывчивость, благородство, взаимопомощь, доброжелательность, совесть, щедрость,
-Давайте ещё подарим милосердие и сострадание.
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
Как вариант:
Знаете, ребята, сострадание, заботливость, сочувствие, дружелюбие, любовь творят чудеса и превращают даже очень злого зверя в очень доброго, доброго.
Инсценировка сценки из сказки народов Севера: «Медведь и бурундук».
Как вариант: Сказочный дизайн. Коллективная работа.
Звучит аудиозапись мелодии народов Севера.
- Ребята, предлагаю вам сделать коллаж – наклеить на эту картину художника героев из прочитанных сказок народов Севера. Дети наклеивают героев сказок на картину. Молодцы! У вас всё получилось! Мы и дальше будем продолжать читать сказки народов Севера и добавлять героев в наш коллаж. И перед нами откроется сказочный мир мудрости народов Севера.
А потом мы пойдём в гости к малышам покажем сказки народов Севера и подарим наш коллаж.
Сказочный сюрприз.
Вносится, и дариться новая книга сказок.
Как вариант:
Игра: «Солнце вращается» (по типу игры: «Море волнуется»).
Солнце вращается 1, солнце вращается 2, солнце вращается 3: сам себе доброту подари (любовь, дружелюбие).